Всё ходит по TG кругом: как «Бот-учёный» читает лекции, следит за успеваемостью и экзаменует студентов в Telegram

Telegram-боты — это такие маленькие универсальные солдаты, приспособить которых можно почти для чего угодно, если речь идёт о коммуникациях с кем-либо. Мы решили загрузить в такого бота наш образовательный курс «Цифровая экономика» и посмотреть, что из этого выйдет.

Так на свет появился «Бот-учёный», который умеет не только читать лекции и оценивать знания на выходе с помощью тестов, но и укоризненно смотреть на пользователей, если те пропускают занятия или теряют в прогрессе.

Всё ходит по TG кругом: как «Бот-учёный» читает лекции, следит за успеваемостью и экзаменует студентов в Telegram

Будем знакомы: мы — команда «Кеды профессора». Восемь лет разрабатываем онлайн-сервисы для госсектора и таких вузов, как МФТИ, ВШЭ, РУДН и многих других. Создали крупнейший агрегатор образовательных курсов в России — «Образовал».

Как устроен «Бот-учёный»

Под капотом чат-бота — LMS-система (Learning Management System), которая позволяет создавать новые курсы и тестовые задания, дополнять образовательный контент и управлять пользователями. Всё это зашито в интуитивно понятный интерфейс, для освоения которого не нужны инструкции.

Так выглядит интерфейс LMS-системы, через которую в бот загрузили образовательные материалы курса «Цифровая экономика»
Так выглядит интерфейс LMS-системы, через которую в бот загрузили образовательные материалы курса «Цифровая экономика»

Обучение в «Боте-учёном» проходит с учётом специфики Telegram — в облегчённом формате и с элементами геймификации. Образовательный курс разбит на тематические блоки: прохождение одного занятия занимает не более 15 минут. Сочетая различные типы контента — видео, тексты и тестовые задания с получением очков за пройденные темы или снятие очков за бездействие, — наш бот создаёт игровую среду с понятными условиями. Такой подход оживляет подачу материала и стимулирует к обучению, дотянуться до которого можно с помощью нескольких кликов.

Геймификации процесса обучения мы уделяли особое внимание: взрослые (впрочем, как и дети) лучше всего учатся в игре.

Когда мы упаковывали учебный курс в бота, продумали всё до мелочей. И особенно позаботились об удобстве потребления контента разными группами пользователей, так что у них всегда есть выбор:

  • посмотреть видео с нашими спикерами — Telegram позволяет встраивать в сообщения неограниченное количество активных ссылок на любые внешние ресурсы с возможностью проигрывать те же видеоролики внутри самого мессенджера;

  • почитать тексты (и нет, это не унылые простыни букв!): наш учебный курс концептуально и визуально разбит на удобные модули, снабжён наглядной инфографикой и, конечно, написан живым и понятным языком, в пику утомительным академическим учебникам. И если пользователю неудобно смотреть видео или он просто лучше воспринимает материал в текстовом формате, этот вариант как раз для него.

Бот сказал «Поехали»...

Шаг 1. Добро пожаловать. Бот приглашает подключиться к учёбе и рассказывает о принципах и условиях, объясняя нехитрые правила «образовательной игры».

Всё ходит по TG кругом: как «Бот-учёный» читает лекции, следит за успеваемостью и экзаменует студентов в Telegram

Шаг 2. Погнали! В зависимости от курса, по которому обучается пользователь, бот ежедневно присылает на ознакомление отдельную тему.

Всё ходит по TG кругом: как «Бот-учёный» читает лекции, следит за успеваемостью и экзаменует студентов в Telegram

Шаг 3. Проверка. После прохождения темы бот предлагает оценить уровень усвоения знаний: задаёт вопросы по материалу и начисляет очки за правильные ответы.

Всё ходит по TG кругом: как «Бот-учёный» читает лекции, следит за успеваемостью и экзаменует студентов в Telegram

Шаг 4. Повторение. В случае, если пользователь выбрал неправильный ответ, бот даёт ему время подумать и задаёт вопрос повторно. Ученик может вновь пересмотреть тему, разобраться в материале и вернуться к тестированию, не потеряв таким образом заработанные очки. Это комфортно с психологической точки зрения, ведь всегда есть возможность исправить ошибку или устранить пробел в знаниях без каких-либо потерь.

Шаг 5. Время подсчитывать очки. У бота есть отдельная команда, при вводе которой можно увидеть, сколько очков набралось в копилке пользователя и сколько понадобится для прохождения курса.

Всё ходит по TG кругом: как «Бот-учёный» читает лекции, следит за успеваемостью и экзаменует студентов в Telegram

Шаг 6. Прогульщикам — незачёт. Если в течение 24 часов пользователь не возвращается к боту и не «завершает образовательный день», «Бот-учёный» (безусловно, с великим сожалением) снимает заработанные баллы за бездействие.

Всё ходит по TG кругом: как «Бот-учёный» читает лекции, следит за успеваемостью и экзаменует студентов в Telegram

Шаг 7. Не опаздывай! Отдельным уведомлением бот напоминает, когда нужно вновь вернуться и позаниматься, чтобы не терять прогресс. И конечно, контролирует время, проведённое за обучением.

Всё ходит по TG кругом: как «Бот-учёный» читает лекции, следит за успеваемостью и экзаменует студентов в Telegram

Шаг 8. Домашка. Если пользователь накопит недостаточно очков, чтобы закрыть курс, бот выдаст дополнительные задания, которые позволят добрать их.

Шаг 9. Finally. Ну и наконец, когда курс успешно пройдёт, бот выписывает пользователю именной сертификат.

Всё ходит по TG кругом: как «Бот-учёный» читает лекции, следит за успеваемостью и экзаменует студентов в Telegram

Игры, в которые играют боты

Впрочем, для построения обучения в ТГ-боте подойдёт далеко не каждая игра. Годные игры должны соответствовать теории «Четырёх свобод игры» Скотта Остервейла, креативного директора образовательного центра Массачусетского технологического института, а именно:

  • свобода совершить ошибку
  • возможность провести эксперимент
  • поиск нестандартных решений
  • возможность сделать паузу и поразмыслить над выполненными заданиями.

Все эти принципы мы заложили в «Бота-учёного», который, по нашему мнению, получился очень дружелюбным и обезоруживающе милым. Он невольно вызывает эмпатию, и пользователь подсознательно стремится быть прилежным учеником и не расстраивать своего виртуального приятеля.

Ещё один тонкий психологический момент, который играет на вовлечение в процесс, — это синдром так называемой упущенной выгоды. Погружаясь в учёбу, пользователи подсознательно боятся пропустить что-то интересное, испортить свою статистику, обнулить накопленный прогресс и, конечно, стараются соблюдать правила. Именно поэтому мы добавили не только механику зарабатывания очков, но и «штрафы».

Так выглядит процесс получения и отнимания очков за обучение в боте. 
Так выглядит процесс получения и отнимания очков за обучение в боте. 

Вообще же бот — универсальная технология, которую можно заточить под любые коммуникационные задачи. В случае с «Ботом-учёным» мы искренне верим, что за такой технологией «микрообучения» — будущее, и хотим, чтобы каждый желающий имел возможность учиться всегда и везде, без мудрёных программ, в привычной для себя среде. И конечно, чтобы вузы и компании могли с лёгкостью переходить на ТГ-учёбу, если это потребуется. А главное — чтобы образовательный контент было удобно создавать и управлять им на самой платформе.

Что же касается нас, то протестировать нашего бота можно, пройдя бесплатный курс нашего авторства (кстати, о создании одного из них — «Цифровая экономика» — мы недавно рассказывали).

А ещё наш «Бот-учёный» получил бронзу в категории «Лучший чат-бот и AI-технология» на Tagline Awards 2022 — крупнейшей русскоязычной digital-премии.

Всё ходит по TG кругом: как «Бот-учёный» читает лекции, следит за успеваемостью и экзаменует студентов в Telegram

Если же вы задумались о внедрении «Бота-учёного» у себя в компании или вузе, то права на его цифровую копию можно купить, а мы поможем его запустить и настроить.

Ну а если у вас остались вопросы или вы хотите познакомиться с нами и начать сотрудничать, пишите в Telegram Константину Егошину, CEO «Кед профессора» и «Образовала». Будем рады! :)

4
Начать дискуссию