Как мы за 3 года сделали собственную платформу для онлайн-школ с аналитикой и CRM

Работа без сна по 15 часов в сутки, 3 года разработки, литры выпитого кофе и 100+ часов клиентских интервью — это наша история разработки all-in-one LMS платформы со встроенной CRM.

Как мы за 3 года сделали собственную платформу для онлайн-школ с аналитикой и CRM

Привет! Я Марат, кофаундер современной LMS платформы Edpro. Ниже — история создания нашего сервиса, полная боли, борьбы и разочарований.

Как мы начинали

На рынке образования наша компания работает более 10 лет: в 2013 году выпустили первый курс, а с 2016 начали активно развивать 6 направлений обучения, получив образовательную лицензию.

До разработки собственной платформы мы размещали курсы на другой LMS. Система большая и мощная, но, увы, постоянно вылезали неприятные ошибки: не все фишки работали, появлялись критические баги и недоработки. А это вело к прямой потере денег.

Плюс на платформе не было очень важной для нас функции — копирования потоков. В месяц мы запускали 10+ новых наборов, и каждый приходилось вручную создавать с нуля. А это огромная организационная работы по настройке. Дошло до того, что в штате появился специальный сотрудник (привет, Мария!), которая с утра до вечера фигачила по кнопкам "Ctrl+C” и "Ctrl+V”, чтобы создать расписание. Неудобно, скучно и времязатратно.

Ну и помимо этого было еще несколько критичных недостатков для нас:

  • приходилось платить за «мертвую» базу пользователей и постоянно вычищать вручную неактивных пользователей;
  • в CRM было неудобно работать, скорость обработки заявок из-за этого снижалась;
  • отсутствовала аналитика обучения: доходимость COR, качество обучения CSI (для нас возможность проанализировать эти показатели была очень важна, чтобы в дальнейшем улучшать курсы и работать над методологией) ;
  • не было гибкого конструктора ролей пользователей и доступов: менеджер по продажам, куратор, учитель и т. д.

Неприятных моментов накопилось много, но альтернативного варианта, к сожалению, не было.

Неудивительно, что в какой-то момент мы решили, что далее так не можем работать, и начали с нуля создавать собственную LMS. С множеством функций и улучшений, которых нам не хватало на старой площадке: продвинутый реферальный модуль, современная и удобная CRM, гибкая LMS, а также возможность получать внутреннюю аналитику в том объеме, который нужен именно нам.

В итоге мы уверенно пошли своим путем.

Как разрабатывали свою платформу

Мы не сразу перешли на собственную площадку, на ее создание потребовалось 3 года. Разработку собственной системы мы начали с партнерской программы.

Если платформа для размещения курсов, хоть и не совсем удобная, у нас была, то с партнеркой все обстояло намного хуже — нам приходилось считать ее с помощью макроса в Excel вручную. На подсчеты и перепроверки могло уходить до двух недель(!). Сначала макрос около 15 минут рассчитывал сумму выплат, то вылетая с ошибками, то зависая, то оживая на короткий срок. Потом вручную проводилась сверка, на которую уходило очень много времени. Нужно было убедиться, что все рассчитано корректно, иначе из-за ошибки компания могла понести многомиллионные потери. В конце каждого месяца хотелось уйти на больничный, чтобы только избежать этого. Ну а главное, страдали партнеры, которым приходилось неделями ждать выплат.

Скриншот старой таблицы с макросами
Скриншот старой таблицы с макросами

В итоге нам удалось разработать партнерскую программу в рекордно короткие сроки — за 3 месяца. Обычно такой софт так быстро не пишется, но мы по максимуму вложились в ее создание. Команда состояла всего из 3 человек, которые по 12-15 часов в день тратили на работу. Иногда на сон оставалась всего несколько часов, так сильно нам хотелось быстрее запустить новый проект. Это было адски тяжело, аж вздрагиваю, как вспоминаю тот период жизни.

Друг-инвестор вложился более чем в 100 стартапов, из которых выжило всего 4. На мой вопрос “Что является ключевым в успехе стартапа? ” ответил, что, если ребята в стартапе без зарплаты работают по 10-12 часов, то шансы на успех сильно возрастают.

Сейчас после закрытия месяца весь расчет начислений занимает 27 минут. Для сравнения, одна из крупнейших мировых компаний в сфере MLM в период подведения итогов тратит на подсчеты около 10 дней. А у нас уже на следующее утро партнеры могут распоряжаться своими деньгами.

Следующим этапом стала разработка MVP (Minimal Viable Product) образовательной системы. Мы внимательно изучили конкурентов и взяли самые успешные фишки у российских и зарубежных компаний. Команда стала больше: над проектом работали уже 8 разработчиков. В итоге MVP удалось создать за год. Когда я поделился с Марией (той самой сотрудницей, которая каждый месяц копировала расписание курсов) новостью, что мы автоматизировали процесс копирования потоков, она от счастья не смогла сдержать слез.

У нас есть традиция. Нет, не ходить в баню. В день закрытия месяца приходится до полуночи закрывать оставшиеся вопросы. Делаем мы это всей командой, чтобы никому не было обидно. Сидим в чате и параллельно создаем мемасики на разные темы. Работает лучшего любого тимбилдинга.

Картинка: пример такого мема
Картинка: пример такого мема

В июле 2020 года мы перевели отдел продаж на нашу внутреннюю CRM. Идеи подсмотрели у AmoCRM, так что велосипед изобретать не пришлось. К UX заново привыкать не нужно, интерфейс интуитивно понятен.

Первые клиенты

Мы делали продукт для себя, долго и качественно. На все ушло 3 года. Но результат стоит потраченного времени: с платформой удобно работать и авторам курсов, и маркетологам, и отделу продаж.

Подумали, раз продукт подходит нам, значит и другим авторам будет полезен. Поэтому осенью прошлого года решили предложить размещать курсы сторонним авторам. После этого пришлось опять провести серьезную перестройку. Оказалось, что продукт для одного внутреннего лояльного “клиента” сильно отличается от продукта для десятков и сотен внешних клиентов.

Первыми реальными клиентами стали наша академия дополнительного профессионального образования “EDPRO” и Тренинговый центр Павла Ракова.

Параллельно мы начали обучаться во ФРИИ, где трекер подталкивал нас к поиску новых клиентов. По классике мы стали искать контакты для кастдева, чтобы понять, что хотят от нас потенциальные клиенты. Платформа, конечно, полностью подходит для наших целей, но другим пользователям в ней может недоставать важных функций. Поэтому спрашивали респондентов, что не нравится в текущей площадке и что должно произойти, чтобы они захотели сменить платформу.

Сейчас на платформе размещено более 50+ школ, но в начале работы нам было трудно решиться на встречу с потенциальными клиентами лицом к лицу.

На основе кастдева добавляли новые интеграции, прорабатывали процесс создания курсов и распределения ролей. Первым внешним клиентом стала Наталья (продукт — курс для методистов организаций дополнительного образования). Мы провели для нее демо, показали платформу и рассказали о ее возможностях. Наталья была в восторге, решила запустить свои курсы для методистов именно у нас.

100к+ учеников прошли обучение на платформе
100к+ учеников прошли обучение на платформе

Запустили рекламу, и к нам на демо стали приходить все новые и новые авторы. Например, недавно был кейс с онлайн-школой йоги. Они уже работали на другой платформе, но искали альтернативу. В текущем варианте их не устраивала долгая обратная связь от службы поддержки, а также игнорирование их запросов на доработку проекта. Провели демо — и клиент согласился. Плюс мы получили в копилочку идеи для доработки собственного проекта.

Доработки продолжаются до сих пор. Оказалось, что разрабатывать внешний продукт намного тяжелее, чем внутренний. Приходится учитывать множество нюансов, своевременно реагировать на предложения и расширять список интеграций. Никогда бы не подумал, что между ними огромная разница: проект создается в разы дольше, если количество потенциальных пользователей превышает несколько тысяч.

Кстати, сейчас мы посматриваем на — LearnWorlds, серьезные ребята с отличной платформой.

Что есть сейчас

  • Гибкий конструктор курсов. Внутри школы можно создавать неограниченное количество курсов. К каждому курсу можно добавить несколько уроков, модули и папки. Очень удобная фишка - добавление потоков. Они позволяют объединять учеников, имеющих доступ к определенному курсу, а также настраивать для них индивидуальное расписание, видимость модулей и уроков. То есть копировать для каждого нового потока ничего не нужно.
Как мы за 3 года сделали собственную платформу для онлайн-школ с аналитикой и CRM
  • Массовая настройка для всех курсов. Можно вносить коррективы сразу для всех модулей или уроков курса. Например, настраивать последовательность выдачи доступа к урокам, включать/отключать оценку уроков или ленту комментариев, настраивать автоответы.
Как мы за 3 года сделали собственную платформу для онлайн-школ с аналитикой и CRM
  • Привязка потока к Telegram-чату. Бот самостоятельно будет контролировать участников сообщества, удаляя из чата тех, кто решил не продолжать обучение.
Как мы за 3 года сделали собственную платформу для онлайн-школ с аналитикой и CRM
  • Готовые интеграции с популярными сервисами и платформами для максимально комфортного переезда. Доступны интеграции с платежными системами для приема платежей (CloudPayments, PayBox.money, prodamus, Qiwi, Юkassa, эквайринг от Тинькофф), для предоставления рассрочки (Тинькофф банк, Почта Банк, Всегда.Да, МТС банк и т.д.), для создания рассылок (salebot, smsc) и проведения вебинаров (Bizon365). Если нужной интеграции нет, мы готовы обсудить возможность ее добавления.
Как мы за 3 года сделали собственную платформу для онлайн-школ с аналитикой и CRM
  • Возможность добавить собственный способ оплаты. Если среди платежных систем нет подходящей, можно добавить собственный вариант.
Как мы за 3 года сделали собственную платформу для онлайн-школ с аналитикой и CRM
  • Удобное мобильное приложение для Android. Ученики курса могут обучаться как в веб-версии, так и в приложении. Дополнительно оплачивать его не нужно, доступ включен во все тарифы.
Как мы за 3 года сделали собственную платформу для онлайн-школ с аналитикой и CRM
  • Встроенная CRM система. Запись звонков, аналитика, интеграции и все, что нужно отделу продаж.

Как мы за 3 года сделали собственную платформу для онлайн-школ с аналитикой и CRM
  • Визуальный конструктор для создания воронки продаж. В несколько кликов можно настроить каждый этап воронки, прописать условия и преобразовать переменные.
Как мы за 3 года сделали собственную платформу для онлайн-школ с аналитикой и CRM
  • Контроль мультиаккаунтов. Система автоматически вычисляет пользователей, которые заходят с 4 и более устройств, и добавляет их в отдельную таблицу. Информацию по таким ученикам можно отслеживать и при необходимости блокировать.

Как мы за 3 года сделали собственную платформу для онлайн-школ с аналитикой и CRM
  • Настроенная сквозная аналитика со сводными отчетами. Выгрузка отчетов и другая важная информация для бизнеса. Например, после вебинара можно сформировать отчеты, сколько пользователей зарегистрировалось, сколько фактически посетило вебинар и т.д.
Как мы за 3 года сделали собственную платформу для онлайн-школ с аналитикой и CRM
  • Настройка партнерской программы. Доступны многоуровневая настройка системы начисления бонусов (за первого приведенного клиента, линейный бонус, квалификации), а также обычная реферальная программа по ссылке.
Как мы за 3 года сделали собственную платформу для онлайн-школ с аналитикой и CRM
  • Смарт-виджеты. Можно настроить стандартные виджеты на странице курса (количество пройденных уроков, дата доступа, которая рассчитывается индивидуально для каждого ученика, суммируя все его доплаты и ручные корректировки доступа, бонусный баланс, html- редактор, прогресс, достижения) или отправить запрос на разработку индивидуального варианта.
Как мы за 3 года сделали собственную платформу для онлайн-школ с аналитикой и CRM
  • Многоуровневая сегментация базы. Доступна настройка сегментации по самым разным показателям.
Как мы за 3 года сделали собственную платформу для онлайн-школ с аналитикой и CRM

Инсайты

За 3 года работы над платформой мы набили много шишек.

Поделюсь и напишу четыре совета, которые лично нам помогли бы сэкономить половину времени на разработку. Надеюсь, пригодятся и вам.

  • Разрабатывать продукт для внутрикомандного использования легче, чем для внешнего. Если есть планы перехода на внешний продукт, то стоит готовиться к значительным сложностям заранее.

  • Как можно раньше нужно идти к клиентам, общаться с ними, дружить, понимать. Продолжать улучшать продукт и процессы можно до бесконечности, но к нужным результатам такая работа вряд ли приведет. Поэтому важно как можно быстрее продемонстрировать результат потенциальным покупателям. Переступить через страх, боязнь провала и просто начать общаться с людьми. Мы знаем, о чем говорим, сами через это прошли. Да, страшно, но иначе хороший продукт не получится.

  • Без упаковки и хорошего маркетинга будет сложно. Говорить и представлять продукт на языке клиента - половина успеха, вторая половина - хороший продукт. Технарей-фаундеров это обычно очень бесит, но это важная составляющая. Это как 2 ноги: можно и на одной ходить или прыгать, но тяжеловато.
  • Основа маркетинга - эмоция. А эмоция + индивидуальный подход - вообще мастхев. Мы стараемся к каждому найти свой подход. Например, на Новый год рассылали всем клиентам письма написанные от руки с не шаблонными поздравлениями. Получили много восторгов в личку.


Какие планы на будущее

  • Сделаем переход к нам еще удобнее. Подготовим сценарии и роадмапы, как легко и просто можно клиентам переносить курсы на нашу платформу. Сейчас перенос делаем в режиме полуавтомата: контент курсов вручную, а, например, список заказов/пользователей/позиций - через функционал массовой загрузки.
  • Предоставим доступ к платформе без переноса данных. Наша платформа будет служить расширением функционала другой известной платформы.
  • В мобильное приложение добавим возможность индивидуальной настройки.
  • Внедрим CRM-канбан, как у AmoCRM. Система станет еще функциональнее.
  • Встроим Телеграм-боты и ВК-чатботы, тем самым упростим процессы общения с учениками.
  • Сделаем сервис омниканальным. Из CRM можно будет переписываться с клиентами через мессенджеры. Звонки работают всё хуже, поэтому приходится искать альтернативы. Вместо сотни диалогов работа будет в едином окне.

Вот такая история и такая платформа получились. Буду рад, если дадите честную обратную связь по функционалу платформы в комментариях или личке. Или приходите сразу в телеграм.

PS: Предыдущая статья была удалена

2828
14 комментариев

Омниканальность и возможнось работы в едином окне-очень актуально, все чаще клиенты предпочитают текстовые сообщения звонку, круто, когда это реализовано на платформе

6
Ответить

Да, я на практике тоже это вижу постоянно, это даже не тренд а данность, особенно у молодой аудитории (и еще зависит от этапа принятия решения).

1
Ответить

Жаль что предыдущую удалили, было очень много интересных комментов))

3
Ответить

Только олды знают, что это перезалив, ахах.

5
Ответить

Марат Шаниязов – это палиндром Аяза Шабутдинова?)

3
Ответить

По-моему очень круто!

2
Ответить