Только не футболка с лого: как Mafella делает нескучный мерч для альпинистов, предпринимателей и комиков
Всем привет! На связи Андрей Жуков — CEO агентства мерча Mafella. В 2020-м году вместе с моей девушкой Лерой Дунаевской мы создали бизнес, который помогает брендам воплощать свой характер и ценности в стильной одежде и аксессуарах. Сегодня в нашем мерче покоряют Килиманджаро, разрабатывают сценарии популярных шоу на YouTube и встречаются с одноклубниками по CLUB 500.
Мы обожаем доказывать, что мерч может быть качественным и нескучным. И вот как у нас это получается.
Начинаем с провала
Первый мерч Mafella мы с Лерой разработали в 2020-м — для закрытого международного бизнес-клуба предпринимателей CLUB 500. Они обратились к нам по рекомендации: на тот момент я работал с пошивом одежды для корпораций и шоубиза около 8 лет.
Мы с радостью взялись за это дело — вот только не все пошло по плану.
Через пару дней после отгрузки партии нам прислали фото худи, с которого после стирки облез принт. CLUB 500 сообщали об этом без драмы — в духе: «Упс, тут брак попался, замените?». Но мы понимали, что такие браки не бывают единичными.
Мы приняли все замечания и возвраты, брак заменили за свой счет, а еще пережили неприятный разговор о причинах возникшей проблемы. В итоге CLUB 500 сделал у нас новый заказ. А потом с заказами пришли и их резиденты.
Случай с CLUB 500 помог убедиться, что мы выбрали правильные ценности: быть открытыми в работе с клиентом, вовремя признавать ошибки. Сегодня мы проверяем качество каждого изделия и принта, чтобы подобные ситуации не беспокоили заказчика.
Свои люди
После истории с CLUB 500, которая нанесла заметный урон нашей самооценке, к нам пришел второй заказчик — ютуб-канал LABELCOM, который многие знают по выпускам «Что было дальше?»
Именно в работе с LABELCOM и родился наш бренд.
Во-первых, у нас появилось название. Его помогли придумать Дарья и Максим Морозовы — продюсеры ЧБД.
На одной из встреч Дарья призналась, что недавно звонили конкуренты и тоже предлагали пошив мерча. Но Дарья сказала: «У нас уже есть свои ребята». Мы зацепились за тему со «своими». My fellow так и переводится — друг, товарищ, коллега. А “mafella” — это cленговый вариант «товарища/друга/коллеги»: «чувак», «свой парень».
Во-вторых, мы убедились, что клиенты ценят возможность заказывать мерч «под ключ»: от креативной концепции до изготовления качественных изделий. Но большинство компаний на рынке работало по-другому.
Производства шили и печатали на заказ, но не участвовали в разработке идеи. Популярные бренды одежды или именитые дизайнеры могли предложить идею, но тогда оставался открытым вопрос с производством.
Мы решили стать бизнесом «посередине»: с одной стороны, организовать пошив, с другой, предлагать заказчикам вещи, каждую из которых можно было бы назвать брендовой. В первый год часто закрадывались сомнения: действительно ли изделия с концептуальными дизайнами лучше старого доброго промо-мерча? Но оказалось, что мы правильно чувствовали рынок.
Что значит быть креативным?
Чтобы предложить заказчикам что-то крутое, мы глубоко погружались в их жизнь: старались понять, что это за люди, в какой одежде они обычно ходят, где будут носить наши изделия.
LABELCOM, например, объясняли, как видят идеальный мерч, следующим образом. Комики часто задерживаются в офисе, допоздна готовят и прогоняют материалы, могут и заночевать здесь же, на диване. Поэтому им нужна такая футболка, в которой они проведут день, вздремнут, а потом придут на запись — и все еще будут прилично выглядеть.
Каждый мерч для нас был погружением в определенную нишу, ее потребности и отличия от других.
Однажды мы изготовили спортивную куртку для «Науки побеждать» Эда Халилова. «Наука» организует экстремальные путешествия: восхождения на Эльбрус и Килиманджаро, выезды в Арктику.
Так что куртка должна быть не только стильной, но и максимально надежной и функциональной — от нее зависели впечатления и здоровье людей.
О лаборатории моды, отечественном производителе и краш-тестах для материалов
На старте команда Mafella состояла из меня и Леры. Пошивом занимались подрядчики, которых мы внимательно выбирали и контролировали. Все остальные процессы, от разработки идеи до упаковки заказов, происходили дома или онлайн.
Через полгода у Mafella появились маленькие офис и склад. Через год мы привлекли нового партнера, резидента CLUB 500 Васифа Мамедова, и запустили собственное производство.
Материалы решили закупать у локальных поставщиков. Это было связано со сроками: за 1-2 недели мы разрабатывали дизайн, а через месяц уже продавали готовый мерч.
Чаще всего поставщики привозят ткани и фурнитуру из Китая, Кореи и Турции. Иногда — производим в России. Наш опыт показывает, что отсутствие интересных и качественных материалов на отечественном рынке — миф. Просто нужно внимательно искать. И не забывать устраивать новым материалам краш-тесты: стирать и оценивать усадку, проверять на прочность.
Команда — это главное
Самый большой успех нашего бизнеса — это команда. Среди сотрудников Mafella есть специалисты по работе с корпорациями, по-настоящему сильные руководители, топовые эксперты в сфере дизайна. Наш арт-директор, например, разрабатывал обложки альбомов, логотипы и мерч для Элджея, Фараона и Little Big.
Здорово мотивирует, что все эти люди объединились, поверили в Mafella. Сложно сказать, что было бы с бизнесом без навыков и поддержки наших героических сотрудников. Яркий пример: однажды мы не успевали вовремя отгрузить клиенту партию, и наш проектный менеджер Катя вылетела в ночь на самолете и доставила мерч лично.
Вместо заключения: как понять, что вам нужен мерч?
1. Вы планируете начать или уже занимаетесь развитием бренда компании.
2. Вы работаете над развитием команды и объединением людей внутри коллектива.
3. Вы проводите мероприятия и вам важно, чтобы ваш бренд был замечен.
4. Вы планируете пополнить запасы корпоративных подарков для сотрудников и коллег.
5. Вам важно, как выглядит ваш персонал.
Если хотите подробнее пообщаться про мерч, пишите мне в личку в телеграме @mafellacom