Правильные вопросы к IT-стартапу в зачатке: студенческий опыт

В первой половине 2022 года мы с моим коллегой по университету решили попробовать себя на конвейере Startup Night, который проводил университет ИТМО. Данная статья описывает появившиеся в голове принципы анализа и планирования создаваемого продукта.

Правильные вопросы к IT-стартапу в зачатке: студенческий опыт

У нас в головах давно существовала идея объединить усилия и попробовать поработать над каким-то сферическим продуктом в вакууме: мне нравилась операционная деятельность и управление, ему - сфера Machine Learning & Computer Vision. Обоих интересовал BioTech - ранее ресерчили эту тему в качестве научной статьи в университете: рассматривали патентный ландшафт и российское законодательство в сфере биотехнологий и высокотехнологичных продуктов в медицине.

Startup Night как мероприятие - уникальная в своем роде (как минимум, в Санкт-Петербурге) возможность для студентов пропитчить свои проекты аудитории и даже нескольким российским ангел-инвесторам в европейских фондах. Питч проходил либо в классическом формате презентации, либо в виде стартап-конвейера по 6 направлениям. Ресурсов для адекватной презентации и готовой для демонстрации архитектуры у нас не было - мы выбрали второй вариант.

Проект

Мы решили продумать бизнес-логику и техническую архитектуру проекта с незаурядным кодовым названием "Smart Health Assistant". Мы предполагали это в виде приложения, которое трекает. Core-функционал: трекер здоровья, примерно схожий по функционалу с женскими календарями менструальных циклов, только расширенный до возможностей трекинга самочувствия во всех "функциональных модулях" организма. Хотели организовать эту структуру на микросервисах, ML-часть должна была заниматься feature extraction из количественных и качественных показателей трекера на стадии MVP, и computer science на growth-стадии продукта в части рентгеновских снимков, гистологических и онкологических исследований. Задачей была систематизация данных для пациента (особенно для ипохондриков), и цифровой ассистент для врача - дифференциальная диагностика.

Какие вопросы мы сформулировали сами к себе и как на них ответили перед прохождением конвейера:

Правильные вопросы к IT-стартапу в зачатке: студенческий опыт

Итоги прохождения конвейера с экспертами (это были практикующие специалисты, ангел-инвестор и преподаватели факультета технологического менеджмента) на каждом направлении и инсайты, которые нам открылись:

Блок "Управление"

Эксперту идея показалась очень сложной и объемной («потребуется не миллион и не десять, чтобы ее запустить»). Также обратили внимание на то, что идея располагается в смежных областях («слишком обширная») - посоветовали остановится на узкой области (например, онкология) + интеграции с частными клиниками. Необходимы: мощный личный бренд и специалисты в узкой области медицины и ML - команда от 5 разработчиков минимум, для того, чтобы быть "в рынке".

Блок "Маркетинг"

Эксперты заострили свое внимание на точке входа - каким образом лучше будет зайти на рынок, с помощью трекера или с помощью клиник? В ходе рассуждений пришли к выводу, что имеет смысл начинать с клиник, делая некий B2B2C-продукт. Клиники позволят иметь обезличенный доступ к данным. Таким образом, через врачей, дипломированных специалистов можно добиться доверия пользователя. Стоит обратить внимание на ЦА - в регионах люди чаще идут к врачу, когда все плохо - соответственно, подумать о методах превентивной диагностики. Люди могут часто испытывать моральные неудобства из-за своих симптомов - необходимо дизайнить продукт в friendly-формате.

Блок "IP"

С легалом возникнет огромное количество проблем, так как мы в любом случае предоставляем медицинские услуги. Отсюда два выхода - не предоставлять их, или предоставлять в иной форме, или делать продукт не на российском рынке. Помимо этого, имеет смысл внедрять проект от лица клиники, у которой есть такой статус.

По опыту "IP-биржи ИТМО" некоторые похожие проекты закрылись из-за того, что банально не смогли правильно оформиться (тоже проект по распознаванию медицинских снимков).

Блок "Финансы и инвестиции"

Получили обратную связь по общей структуре - опять же: упор и внимание на частные клиники. Было бы хорошо пообщаться с инновационными и передовыми клиниками, предоставляющими услуги врачей узкого спектра.

Подумать о монетизации, подписках - если B2C, договоренностях на первое время и на долгий срок - если B2B.

Изучить рынок и приложения конкурентов (СберЗдоровье, STRAVA, Fat Secret, etc).

Блок "Исследование рынка и покупателей"

Следует особенно внимательно следить за своей публикой и очень хорошо понимать потребителя (проанализировать сегменты по социальным слоям). О здоровье беспокоятся, обычно, люди старше 40 лет (или посещают поликлиники чаще).

Каким образом можно мотивировать их пользоваться этим приложением? Либо рекомендация клиники, либо с помощью молодого поколения? Нужно четко понять основного клиента - это человек, которому нужна помощь или человек, который просто следит за своим здоровьем? Как вычислить ипохондрика через классические аналитические инструменты? Кто чаще делает запросы о здоровье - какая социальная группа?

Блок "Экосистема взаимодействия"

Необходимо продумать экосистему взаимодействия - кто будет использовать продукт в первую очередь? Конечный пользователь или бизнес? Разная стратегия развития коммуникации и выстраивания воронки, в зависимости от ответа на этот вопрос. Подумать, какую платформу необходимо развивать.

В целом, несмотря на понимание своей бизнес-несостоятельности и недостатка коммерческого опыта, это вызвало в нас огромный заряд мотивации и энергии в тот момент и желание двигаться дальше. Если уже не с этим проектом - то, как минимум, с расширенным взглядом на затронутые сферы, 'thinking outside the box'.

Отдельно хочется отметить, что именно для нашего проекта самыми болезненными моментами, скорее всего, стали бы получение лояльности клиентов и Legal в целом (с IT в медицине в РФ пока очень сложно, законодательство практически непреложно).

Более полугода работы проектным менеджером с реальными проектами и широким технологическим стеком изменили мое понимание процесса разработки, дали понимание методологических аспектов, а главное - способов и подходов для комфортной доставки ценности потребителю сейчас дают мне возможность смотреть скептически на описанные выше идеи и наши ответы на вопросы, но полученный опыт дал желание смотреть на продукты в другой плоскости, задавать правильные вопросы, думать о масштабировании создаваемого продукта и юнит-экономике.

Начать дискуссию