{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как Surf пасёт котов и собрал одну из лучших Flutter-команд в стране

Привет! Я — Женя Сатуров, руководитель отдела Flutter-разработки в Surf. Я технарь и никогда не занимался работой, связанной с HR. Но так получилось, что при моём активном участии в Surf появилась одна из сильнейших в России команд по разработке на Flutter.

В 2022 году мы получили премию HR-Brand от Head Hunter. В статье расскажу, какую работу мы проделали для достижения этого результата.

Из этой статьи вы узнаете:

Кто мы такие

Мы Surf — команда мобильных разработчиков из Воронежа. Создаём мобильные приложения для крупного бизнеса с 2011 года. Больше всего разбираемся в e-commerce и мобильном банкинге. Среди наших клиентов много крупных компаний и известных брендов, о которых вы наверняка слышали: Лабиринт, РИВ ГОШ, Магнит, ЛитРес, Бургер Кинг и KFC.

Рассказать о себе что-то в таком духе могут многие ИТ-компании, давно работающие на рынке и обладающие безусловной экспертизой в своей области. Но за маркетинговой оболочкой не видно главного: как компаниям удаётся (и удаётся ли?) выстроить крепкую команду сильных технарей, которые бы горели своим делом, постоянно развивались и могли бы качественно реализовать самый амбициозный проект. Ту самую команду, куда мечтает попасть любой разработчик и чьё мнение ценится в экспертных сообществах. Или, переводя на язык HR — создать крепкий HR-бренд и не знать проблем с поиском новых кандидатов в команду. У нас получилось создать такой вокруг кроссплатформенного фреймворка Flutter.

Сейчас наш HR-бренд работает вот так. Но так было не всегда

В статье я расскажу, как именно мы это делали и каких результатов добились. И конечно, в конце поясню, при чём тут коты и зачем их нужно пасти.

Зачем мы решили развивать Flutter в России?

Surf всегда следил за новыми технологиями и их развитием. В 2017 году мы получили статус Google сертифицированного сообщества, и это дало нам возможность внедрять новые технологии на 2–3 месяца раньше остальных. Так, мы получили ранний доступ к Flutter, кроссплатформенному фреймворку от компании Google, заинтересовались им, решили внедрить в наш техстек и популяризировать в России.

В 2017 мало кто знал Flutter. Ниша была свободна. Нам были нужны люди, которые готовы изучить технологию от А до Я, начать писать первый код и тестировать. В Surf этими энтузиастами стали я и мой коллега, Артём Зайцев. Сперва мы попробовали Flutter в семплах — простых тестовых приложениях, не имеющих ценности с точки зрения функциональности. Потом сделали на Flutter первый коммерческий проект — мобильное приложение для продовольственного ритейлера. Клиенту проект понравился, а мы убедились, что разработка на Flutter – перспективное направление, которое мы хотим развивать.

Цели, которые мы поставили перед собой, были амбициозными:

  • собрать ядро энтузиастов, вокруг которых будет формироваться команда;
  • заложить основу для дальнейшего роста;
  • стать командой Flutter-разработки №1.

Мы понимали: чтобы достичь этих целей, нам нужны лучшие — активные, самостоятельные и открытые новому профессионалы. Их мы и начали искать.

Сейчас, оглядываясь назад, могу сказать, что мы достигли результата, благодаря 3 факторам:

  • Мы поверили в абсолютно новую технологию.
  • У Flutter не было рынка труда, спроса и лучших практик — мы начали их создавать первыми.
  • Не было и конкуренции.

Как мы это сделали

Мы начали работу сразу в двух направлениях:

  • Пошли в существующие сообщества.
  • Начали формировать собственное.

За этими двумя короткими пунктами лежит огромное число активностей, которые мы продолжаем и сегодня.

Участвуем в профессиональных конференциях и митапах и проводим собственные. Для разработчиков важна профессиональная среда: больше, чем митапы они любят разве что конференции. Если оставить за скобками шутки на тему «когда ты работаешь, ты же всегда на конференциях», в сухом остатке увидим кристаллизованное сообщество людей, которым действительно интересно, что происходит в мире новых технологий. Поэтому мы стараемся не пропускать важные мероприятия для разработчиков, готовим интересные доклады и щедро делимся экспертизой. Мы приняли участие в более 70 мероприятиях по всей стране: Mobius, DartUP, DevFest. Сейчас наших экспертов часто приглашают в качестве спикеров или модераторов на профессиональные мероприятия.

Офлайн и онлайн конференции с участием экспертов Surf

Делимся экспертизой в статьях. Думаю, в России не найти технаря, который не читал бы Хабр. Сайт собрал огромное профессиональное сообщество активных и открытых новому технических специалистов. Поэтому появление корпоративного блога на хабре стало следующим логичным шагом. В статьях мы стали делиться нашим опытом разработки с применением Flutter, разбирать обновления технологии, лучшие практики и наши наработки. Сейчас мы занимаем первую строчку по вкладу во Flutter на Хабр и продолжаем вести наш блог.

Статистика нашего блога на Хабре

Запустили первый русскоязычный подкаст про Flutter. Подкаст мы запустили в 2019 году. Формат подкаста выбрали, потому что он более «живой» в сравнении со статьёй. Кроме того, в России такого формата про Flutter ещё не было, мы хотели занять нишу, рассказать о себе и понять, есть ли интерес к этой теме в сообществе.

Артем Зайцев и я на записи первых подкастов

Первым гостем подкаста стал Звиад Кардава, Developer Relations из Google Russia. Этот выпуск до сих пор в топе по прослушиваниям: формат, когда о фреймворке рассказывает представитель компании, которая его сделала, оказался удачным. Подробно про то, как появился подкаст, я рассказал в этой статье.

Сейчас в качестве гостей на Flutter Dev Podcast я приглашаю как Flutter-разработчиков Surf, задействованных на реальных проектах, так и независимых экспертов.

Каждый выпуск собирает около 4000 прослушиваний

Развиваем YouTube-канал. Год назад на канале Surf Tech мы запустили Flutter-шоу «Записки юного техлида». Там говорим о том, как руководить командой Flutter-разработчиков, почему важно всегда оставаться в курсе нововведений, почему мы вкладываемся в open-source, и почему в работе важна шаблонизация.

Суммарно наши выпуски на YouTube посмотрели около 8000 человек

Устраиваем лайв-кодинг сессии на корпоративном YouTube-канале. Периодически на том же YouTube-канале проводим Flutter Live Coding сессии: пишем код в прямом эфире и показываем возможности Flutter. В чате оперативно отвечаем на вопросы.

Ведём Telegram-канал. В канале пишем о новостях фреймворка, делаем подборки и дайджесты, анонсы, переводы. Иногда забрасываем туда актуальные вакансии и публикуем варианты со стажировками.

Маскотом нашей Flutter-команды и логотипом нашего канала стала корова на сёрфе. История её появления такова: мы работаем удалённо и из разных городов. Но летом 2022 мы собрались в Санкт-Петербурге. Работали в коворкинге, который в разговорах постепенно превратился в «коровкинг». Этот новояз нам так понравился, что корова стала символом единства отдела: у нас даже появился мерч отдела с коровкой.

Проводим вебинары для начинающих разработчиков. Вебинары проходят в прямом эфире, запись сохраняем для удобства подписчиков. Темы выбираем актуальные и потенциально зрелищные. Например, на одном из вебинаров разбирали приложение в стиле Cyberpunk 2077. Так как в игре сделана ставка на визуал, мы показали всю мощь фреймворка Flutter и возможность сборки единого кода под разные платформы.

На вебинарах разбираем базовые и актуальные вопросы о фреймворке

Создали первое официальное Flutter-сообщество в России. Идея была в том, чтобы расширить круг профессионального общения. В рамках стримов мы встречаемся с коллегами из разных компаний, которые используют Flutter. Обсуждаем новости фреймворка и делимся лучшими практиками. Чат доступен для всех желающих: открыто отвечаем на вопросы.

Проводим встречи и дебаты с коллегами в прямом эфире

Запустили образовательный курс. Мы создали сложную программу с большим количеством практики, на тот момент не имевшую аналогов на рынке. Курс за 5–6 месяцев обучения позволял становиться крепким разработчиком (важно уточнить, что наша программа рассчитана на людей, которые уже умеют программировать и хотят перейти на Flutter или освоить новую технологию). Самых успешных кандидатов после окончания курса мы звали в свою команду: так у нас появилось 2 сильных тимлида.

Курс по Flutter-разработке стал для компании коммерчески успешным проектом

Разработали собственный фреймворк SurfGen. Наше собственное решение, способное ускорить разработку за счёт автоматизации рутины. Фреймворк SurfGen способен ускорить разработку на 20%. Он создан для автоматической генерации кода приложения и отвечает за запросы к серверу по API, который описан в формате Swagger (OpenAPI).

Собственное решение SurfGen позволяет ускорить разработку на Flutter

Развиваем комьюнити внутри компании. Мы создали портал «Зал Славы Surf» и поддерживаем внутренние Tech PR-клубы, которые помогают не только генерировать контент, но и находить сотрудников-энтузиастов. Это помогает развиваться каждому члену команды за счёт участия в активностях и глубокого изучения тем. Участие в клубе поощряется материально: эксклюзивным мерчем и оплатой участия в знаковых конференциях.

«Зал славы Surf» и Tech PR клубы для сотрудников поощряют вклад в активности и повышают вовлечённость

Что всё это дало компании

С 2018 года Flutter вырос из никому не известной технологии до самого популярного кроссплатформенного фреймворка в мире. А наша команда — из двух энтузиастов доросла до 26 человек. Это одна из самых больших Flutter-команд в мире. У нас за плечами около 30 крупных и коммерчески успешных проектов на Flutter. И всё чаще клиенты приходят в Surf «прицельно» — за нашей экспертизой во Flutter-разработке.

А ещё наша работа очень помогла в формировании HR-бренда компании в среде Flutter-разработчиков:

  • Выросла узнаваемость компании в профессиональной среде. Каждый Flutter-разработчик, с которым контактирует отдел найма, слышал о нашем отделе, видел наши выступления, читал наши статьи и, как итог, хочет работать именно с нами.
  • Компания быстрее закрывает вакансии Flutter-разработчиков. Вакансия Flutter-разработчика стала самой быстро закрывающейся технической вакансией в Surf. Срок закрытия — 1–1,5 недели. Для сравнения, поиск iOS-разработчика может достигать до 4 недель. Кроме того, на этой вакансии мы свели холодный поиск рекрутмента к минимуму. HR-специалист работает с большим потоком входящих обращений и рекомендаций.
  • Мы увеличили поток пассивных соискателей. На Flutter-направлении он вырос на 80%.
  • К нам приходят люди, соответствующие нашим ценностям. Благодаря активностям, мы привлекаем в свою команду сильных, активных, желающих развиваться и менять технологическую индустрию сотрудников.
  • Рост лояльности сотрудников за счёт вовлечения в процессы Tech PR. Закрытие вакансий за счёт рекомендаций увеличилось до 50%.

Формирование HR-бренда — это игра вдолгую. И в 2022 году мы получили экспертное подтверждение успеха нашей 5-летней работы.

Внимательный читатель, скорее всего, задаст вопрос: а не страшно вам так вкладываться в сотрудников, ведь они могут быстро построить яркую карьеру и «выпорхнуть из гнезда»? Если коротко — нет, не страшно. Развивать и руководить командой сильных разработчиков — это как пасти котов. Это яркое сравнение придумал в своей книге Хэнк Рейнуотер, сравнив программиста с кошкой, которая гуляет сама по себе. В каждой команде есть «звёзды», которые растут быстрей других. И красиво взлетевшая «звезда» — лучшая реклама нашего подхода и мотивация команды.

Вы в блоге Surf, с 2011 года мы разрабатываем мобильные и веб-решения для бизнеса. Если хотите заказать нам разработку приложения на Flutter и сэкономить 60% бюджета, пишите на [email protected].

Рекомендуем почитать:

Ломать — не строить: как Surf помог «Петровичу» создать приложение для строителей

Как создать универсальное приложение для iOS, Android, веба, десктопа и сэкономить 60% бюджета

Как правильно выбрать метод исследования и не «слить» бюджет проекта: методика Surf

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Роман Славутин

Самое классное это восьмибитные котики на видео

Ответить
Развернуть ветку
Артём Кречетов

больше всего люблю статьи где есть коты))))

Ответить
Развернуть ветку
Surf
Автор

Спасибо, Юрий! Рады, что вы оценили ^^

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сергей

Всегда слушаю ваши подкасты. Спасибо парни!

Ответить
Развернуть ветку
Surf
Автор

Спасибо, Сергей!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Плахин

Отдельное спасибо за https://pub.dev/publishers/surf.ru/packages
много всего полезного взял, в частности таб навигатор

Ответить
Развернуть ветку
Surf
Автор

Спасибо за фидбек, Сергей! Рады быть полезными :)

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Liechtenstein

Почему вы настолько поверили во Флаттер и решили так вкладываться? Откуда была уверенность, что он взлетит вообще?

Ответить
Развернуть ветку
Surf
Автор

Спасибо за вопрос! На то были предпосылки: фреймворк разработан и поддерживается Google. Это вселяло надежду на то, что его, как минимум, не забросят, а как максимум – будут развивать. Так и случилось: по итогам 2021 года, он стал самой популярной кроссплатформой среди разработчиков: https://www.statista.com/statistics/869224/worldwide-software-developer-working-hours/

Ответить
Развернуть ветку
Alex Dem

"какую работу мы проделали для достижения этого результата" - договорились с HH, поскольку пришел запрос на кого то из Воронежа, а вы под руку попались, ну и, возможно, пообещали разместить у них рекламу? Ведь все так и было, правда?

Ответить
Развернуть ветку
Surf
Автор

Здравствуйте! Не совсем так. Точнее: совсем не так :) премия HH – это, конечно, приятно, но это не цель. Цель: создание и развитие сильного Flutter-комьюнити.

Ответить
Развернуть ветку
О капитан мой капитан

Очень интересно, сколько денег вы потратили? Хотя бы вилкой

Ответить
Развернуть ветку
Surf
Автор

Хмм, спасибо за интересный вопрос! Вы, наверняка, понимаете, что это коммерческая информация и она не разглашаема :) Можем сказать лишь одно (по секрету), что самые бюджетозатратные активности – это те, что связаны с профессиональным продакшеном. Это связано с дорогостоящим оборудованием, и с простпродакшеном и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда