{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему нам повезло запускать SPLime в 2023 году

Если вам кажется, что в IT сейчас всё вновь пришло в движение и стало меняться — вам не кажется. В 2023 году сошлись изменения на разных фронтах: политическом, экономическом и технологическом. То, какой в итоге окажется итоговая конфигурация этих динамик, и определит будущее IT на годы вперёд.

Идея, о которой я хочу рассказать, «встречает» два больших тренда в разработке и цифровизации бизнесов и организаций: микросервисную архитектуру и low-code/no-code разработку.

  • С одной стороны, всё больше бизнесов переходят на микросервисную архитектуру. Это подход, при котором единое приложение строится как набор небольших сервисов, каждый из которых работает в собственном процессе и коммуницирует с остальными используя легковесные механизмы, как правило HTTP. Эти сервисы построены вокруг бизнес-потребностей и развертываются независимо с использованием полностью автоматизированной среды. Существует абсолютный минимум централизованного управления этими сервисами. Сами по себе эти сервисы могут быть написаны на разных языках и использовать разные технологии хранения данных. Микросервисы превращаются в новый стандарт для гигантов интернета и IT-компаний.
  • С другой, набирает силу тренд на разработку с минимальным написанием кода или вовсе без такового, средствами визуальных редакторов. Трудно даже представить, как появление нейросетей, которые способны писать рабочий код, разгонит этот тренд — но мы уже стоим на пороге больших перемен. Главный прорыв в том, что управление цифровыми ресурсами становится гораздо человечнее, позволяя визуализировать цифровую архитектуру, и вносить изменения туда без единой строчки кода, управляя непосредственно процессами с точки зрения результата.

Совместив идею микросервисов, позволяющую модификацию составных частей без влияния на остальные, с лёгкостью и простотой no-code, получим SPLime: платформу nocode-управления микросервисной архитектурой.

Каждому, кто сталкивался или может себе представить проблемы автоматизации процессов и цифровизации бизнесов, должно быть очевидно, насколько это перспективное направление — причём, не только для компаний, далёких от IT. К 2025 году 70% сайтов и приложений, разработанных организациями, будут использовать технологии low-code или no-code. В 2020 году эта цифра составляла менее 25% (по данным исследовательской компании Gartner) . Прогнозируется, что мировой рынок платформ low-code разработки вырастет с $13,89 млрд в 2021 году до $94,75 млрд к 2028 году при среднегодовом темпе роста 31,6% в течение прогнозируемого периода (Fortune) .

Начало

История SPLime, как история многих хороший идеи, началась во сне: во время работы на государственный «околостраховой» банк мне приснилось обучение скоринговой модели. В то время с данными, их целостностью и структурированностью дела обстояли не очень хорошо: не существовало специализированных отделов и специалистов, которые могли бы помочь с оптимизацией и выстраиванием процессов накопления и разработки витрин с данными для обучения. По мере погружения в задачу я находил всё больше интересных приёмов с использованием библиотек на разных языках программирования. Мне хотелось всё попробовать и применить — от методов и алгоритмов восстановления пропусков до разработки моделей для итогового сравнения результатов. Однако корпоративная культура предписывала мне пользоваться только двумя опциями:

  • Статистическим процессором R, который является мощным, но всё же ограниченным инструментом.
  • SAS — проприетарным ПО с закрытым и не универсальным кодом.

Так родилась идея построения гибкой системы, которая совместила бы в себе возможность самостоятельного написания кода с помощью различных языков и их расширений, а также удобство SAS для выстраивания процесса из блоков так, чтобы каждый реализовывал свою атомарную операцию. Концепцию, а в дальнейшем и разработку системы поддержал мой товарищ из другого известного банка.

На сегодня SPLime уже работает в тестовом режиме в двух финансовых компаниях, причем в одной из них — на боевом контуре, куда отправляются клиентские данные. SPL помогает автоматизировать рутинные процессы.

Что делает SPLime

Очень часто, исследуя какой-то вопрос (построения той же модели машинного обучения) , можно встретить полноценные решения или приемы, которые невозможно сходу встроить в свою логику — приходится переписывать свой код или сильно модифицировать чужое решение. Было бы гораздо проще добавить отдельный блок и соединить со своим проектом линией, отдав на откуп самой платформе вопрос согласования блоков между собой, а также запуск всего проекта.

Платформа SPLime предоставляет графический вид организации микросервиса. Вот как выглядит, к примеру, набор нод — уникальных логических единиц — скорингового сервиса, зафиксированный в пайплайн, который и образует микросервис.

Разработка стандартной линейной скоринговой модели

SPLime позволяет убирать или добавлять ноды, а также менять связи между ними с простотой редактирования в визуальном редакторе.

Убрали 2 блока, добавили обращение к ChatGPT

Каждую ноду создает разработчик, но взаимодействие с ними может выстраивать менеджер, который понимает процесс и зависимости (например, как устроен скоринг) .

Любая low-code/no-code платформа предоставляет такие возможности, но на основе предоставляемого разработчиками сервиса кода.

Мы же предлагаем открытый подход с возможностью добавлять свои ноды и пользоваться чужими. SPLime функционирует как децентрализованная платформа, где каждый пользователь или организация могут как добавлять свои ноды, так и пользоваться публичными нодами.

Монетизация: бизнес-модель SPLime

От полезной игрушки «для себя», какой бы функциональной она ни была, IT-бизнес отличает наличие модели заработка. SPLime позволяет три бизнес-модели: первым делом проект запускается как корпоративное решение, затем появятся SaaS-платформа и маркетплейс с комиссионными сборами.

Корпоративное enterprise-решение на основе микрокластера с интегрированной системой SPL для работы в IT-контуре компании в качестве отдельного сервера.

Компания может переносить код, разбивая его на логические блоки. Необязательно для этого переписывать код заново на основе архитектуры микросервисов, можно просто преобразовать уже существующий код.

Enterprise-решение SPLime работает на железе компании с оплатой за лицензию:

  • по количеству пользователей системы, то есть разработчиков, которые имеют доступ к системе для создания нод, и менеджеров, которые управляют нодами.
  • Без ограничения пользователей, по времени.

В систему встроена защита от бесплатного использования.

Saas-платформа. Платформа для личного построения и развертывания микросервисов.

В данном случае клиентами SPLime являются пользователи обычных lowcode-платформ — это и малый бизнес, и частные предприниматели, которым необходима автоматизация каких-либо элементов своего бизнес-процесса. Сконструировав и запустив необходимый микросервис, пользователь будет платить за время и используемые ресурсы.

SPL реализует в себе возможность GitHub, но еще и с прицелом на аудиторию много меньше искушенную в программировании.

Маркетплейс/фриланс-биржа микросервисов и отдельных функциональных блоков. Этот вариант должен способствовать привлечению разработчиков для создания собственных наборов блоков и проектов. Их использование не обязано быть бесплатным. В будущем у самих разработчиков появится возможность зарабатывать на платформе двумя способами:

  • Оплата за запрос (запрос к блоку, проекту или микросервису) ;
  • Покупка отдельного блока, проекта или микросервиса с получением полного доступа к исходному коду элемента и возможностью дальнейшей модификации.

Отличное время для старта

С точки зрения старта SPLime, 2023 год — лучше не придумаешь. В России, как и во всём мире, сейчас идёт множество цифровых трансформаций, «цифровизация», разные заводы переходят на цифровые системы управления.

С одной стороны, с поголовной цифровизацией всех сфер и процессов экономики рос спрос на айтишников — что, безусловно, плюс для них. С другой — необходимость участия программистов во многих прежде «аналоговых» процессах как таковая стала превращаться в препятствие для цифровизации. Естественным образом, со стороны заказчиков и работодателей возник спрос на решения, которые позволят оцифровывать и автоматизировать процессы без необходимости заменять весь прежний штат программистами.

Помимо общего тренда на цифровизацию, потребность в платформе наподобие обусловлена вынужденным импортозамещением для компаний, которым надо переходить с западного софта как из-за санкций, так и по соображениям безопасности и автономности.

Многие предприятия не доверяют существующим системам, потому что это «черный ящик», куда что-то заходит и что-то выходит, а что происходит внутри — непонятно и не вызывает доверия.

Это касается финсектора, страхования, любой компании, которая сейчас проходит процесс цифровизации. Например, металлургические заводы. Допустим, заводу надо перейти с Oracle/SAP. Потенциально — для государственных организаций, регионов. В Москве огромное количество сервисов, которые работают как black box. Например, тестовые микросервисы, которые показывают полноту данных, на качество выгрузки данных, поступление нетипичных данных. И если что-то пошло не так, пойдёт сигнал менеджеру. Если не отслеживать полноту и корректность данных, то что-то может идти сильно неправильно.

Также, как для финансовых компаний большой проблемой уход SAS, которая позволяла строить такие же схемы и управлять сервисами на их основе, как на примере выше, используя огромное количество предустановленных статистических метрик.

Есть внешние источники, допустим, в банке, которые на регулярной основе отгружают данные в модель: банк запрашивает инфу внешнего источника по клиенту, источник его поставляет. Если что-то случилось с источником, то будут приходить некорректные данные. Если не распознать этого на ранних этапах, то можно навыдавать плохихи кредитов или не выдать хороших. Для предотвращения этого можно создать правила, разработанные блоки, которые сами запускаются и генерируют отчеты. В микросервисной архитектуре такой блок можно просто добавить, не меняя код системы и глобальную схему бизнес-процесса в целом.

Это, одновременно, ускоряет переход на независимый от санкций и внешнего вмешательства, софт, и снижает расходы на разработчиков для поддержки и обновления систем в дальнейшем.

Еще один из плюсов, которые хотелось бы отметить: неявная документируемость процессов и алгоритмов. В компаниях, которые работают продолжительное время, очень плохо организован процесс документирования бизнес-логик и исходных кодов. Графическая возможность построения сама по себе является хорошей визуальной иллюстрацией. Это значительно упрощает цифровизацию для предприятия.

SPL предлагает свой «джентльменских набор» базовых функций, не создавая бутылочного горлышка для разработки благодаря платформенному механизму. Корпоративному клиенту видны свои репозитории и общедоступные, а в общем доступе не видно корпоративных.

Клиенты, инвестиции и расширение

Сейчас у нас как у бизнеса есть три основные задачи: это клиенты, инвестиции и расширение.

  • SPLime — это уже действующий проект, который работает в тестовом режиме в двух финансовых компаниях, причем в одной из них — на боевом контуре, куда отправляются клиентские данные. SPL помогает автоматизировать рутинные процессы.
  • До сих пор расширение нашей клиентской базы шло непублично: поскольку проект вырос из профессиональной занятости, мы продвигали его через личные связи и знакомства. Поэтому и дальше мы будем продолжать выходить на ключевых лиц финансовых компаний и других потенциально заинтересованных отраслей.
  • К прямым продажам, мы решили добавить публичное продвижение, которое начинается с этого поста. Мы будем рассказывать о себе через публичные каналы для расширения клиентской базы, привлечения кадров, партнёров и инвесторов. Любой желающий может присоединиться к нашем канале в телеграм, чтобы всегда быть в курсе самых актуальных событий, связанных с платформой.
  • Сейчас мы ведём переговоры с инвесторами для расширения команды и продвижения SPLime.
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда