{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы сделали инструмент для измерения эмоционального выгорания в компаниях

Иногда вместе с основным продуктом могут появиться совершенно неожиданные и полезные вещи, поняли мы, когда запустили сервис, который помогает HR оценивать эмоциональное выгорание сотрудников.

Как так получилось

В этом году мы решили, что цифровая медицина пригодится и работодателям, и начали делать для них цифровой ДМС с мобильной оболочкой, денежными компенсациями и в несколько раз дешевле обычных страховок.

Подробнее о цифровом ДМС мы расскажем в следующий раз, а сейчас — о том, как мы попутно и практические на одном дыхании сделали полезный сервис для работодателей, который помогает измерить уровень стресса и эмоциональное выгорание сотрудников.

Воспользовались инсайтом

Еще на этапе прототипа нашего цифрового ДМС мы спросили у работодателей: а что им нужно в работе с сотрудниками? Что болит? И получили очень много ответов о выгорании и стрессе, переутомлении и усталости сотрудников. Остальные вопросы здоровья сотрудников не прозвучали также ярко.

Инструмента, который бы помог работодателю точно и быстро оценить, какая доля сотрудников компании испытывает стресс и напряжение, в какой степени и кому нужна дополнительная поддержка, на поверхности не было. Так родилась идея проекта - сделать удобный инструмент для быстрой оценки эмоционального выгорания больших коллективов.

Решили сделать сервис для работодателей, который поможет узнать, насколько "заражен" коллектив симптомами эмоционального выгорания и чем это чревато, поможет определить уровень стресса сотрудников и выяснить, какие симптомы эмоционального выгорания они испытывают.

Команда проекта совсем небольшая: Даниил Соломон, менеджер по продуктам и Елена Сазонова, управляющая продажами сервиса для работодателей, и Илья Слободчиков, психолог.

Зачем делать два продукта вместо одного?

По сути, мы сделали хороший бесплатный бонус к основному продукту – цифровому ДМС, который помог нам чаще контактировать с клиентами, показывать возможности дистанционных консультаций и "с порога" приносить пользу. То есть этот тест — очень развернутый и полезный элемент системы продвижения другого продукта. Наша теория о том, что стресс негативно влияет и на человека, и на людей, с которыми он общается, и на дело, которым занят, нашла поддержку и интерес у компаний с большими коллективами людей, занятых рутинной работой. Мы сошлись с ними во мнении, что вовремя это понять, измерить и найти выход — хороший способ управлять это ситуацией, а значит влиять на бизнес-результат. Аудитория у такого сервиса небольшая, поэтому продвигали этот продукт мы только через прямые контакты.

Как научное знание превратилось в практический инструмент

Составляя первые драфты теста, мы выяснили, что ВОЗ не так давно признала эмоциональное выгорание заболеванием и внесла в соответствующий классификатор. Мы также узнали, что, к несчастью, этому синдрому подвержены сотрудники, которых работодателям найти достаточно сложно: линейный персонал, выполняющий рутинную, нервную работу за маленькие деньги, и специалисты с опытом и высокой квалификацией, уставшие от переработок и ответственность (да-да, опытные эффективные менеджеры, речь идет про вас).

Методику тестирования для нас разработал практикующий психолог И.М. Слободчиков. В основу теста легли следующие методики: шкала PSM 25 (Лемура Тесье Филлиона ), предназначенная для измерения структуры переживания стресса, опросник «Утомление монотония пресыщение стресс» , представляющий собой адаптированную А. Б. Леоновой версию немецкого опросника BMS II, и комплексная методика оценки уровней эмоционального выгорания и анализа системы факторов, влияющих на формирование данного состояния.

Анкета получилась длинная, но сократить ее никак не получалось, целых 3 модуля нужны для того, чтобы оценить стадию эмоционального выгорания, на которой находится человек. Мы провели такой тест в своей компании и получили отклик порядка 30%. Результаты заставили нас много думать о себе. Оказалось, что у многих зашкаливает стресс, а то, что казалось признаками дурного характера на самом деле – симптом выгорания. Весьма познавательно ☹

Реализация MVP

Совсем не было времени и ресурса на то, чтобы облечь все это в полноценную оболочку, поэтому мы выбрали простые и доступные инструменты: опрос в google и medium – чтобы рассказать, что значат результаты. Самое сложное в этом было быстро написать формулы, которые будут считать результаты тестирования автоматически, и превратить набор данных в логичный отчет.

Еще одна сложность – это перевод с «психологического» на простой язык. Научный трактат о результатах дважды дорабатывал копирайтер и все равно он не самый простой для прочтения. Увы, но сократить и упростить еще больше не получилось, не позволила методика: эмоциональное выгорание наступает постепенно, на этом пути человек проходит три фазы, каждая из которых сопровождается определенными симптомами. При оценке состояния нужно в первую очередь оценивать проявляющиеся симптомы, а значит задавать больше вопросов.

Важно было обеспечить анонимность, поэтому мы взяли обработку результатов на себя. Мы поняли, что у нас будут накапливаться бесценные данные о стрессе по отраслям и решили сделать еще один подпроект: отраслевой уровень стресса, показатель, с которым каждый участник опроса может сравнить свои данные. И стартовали.

Что получилось

Первый отклик были негативный: нам ответили, и так знают все о своих сотрудниках. Но ничего, зато в следующие две недели мы провели тест для первых двух компаний, всего тест прошли около 400 человек, или более 50% сотрудников компаний, которые проводили опрос. Мы посчитали результаты и получили комментарии психолога об их значении. Если обобщить, то выяснилось:

45% сотрудников испытывали симптом редукции профессиональных обязанностей, то есть общались с клиентами, скупясь на эмоции, формально. Естественно, это сказывается на результатах их общения с клиентами.

27% сотрудников переносили свой стресс на семью, выражая эмоции после работы. Это разрушало их отношения, а разрушенные отношения влияли на работу.

У 24% людей наблюдалась тревога и депрессия. Им точно требовалась психологическая поддержка, консультация специалиста.

32% переживали психотравмирующие обстоятельства, расходуя на борьбу со стрессом свои силы. Результаты труда, конечно же, падали.

12% коллектива испытывали симптом личностной отстраненности – утраты интереса к человеку, которое может сопровождаться агрессией, ненавистью и презрением. Таким сотрудникам, по мнению психолога, противопоказана работа с людьми.

13% сотрудников испытывали психосоматические расстройства – то есть их организм на физическом уровне реагировал на стресс. Такие люди, как несложно догадаться, чаще уходят на больничный.

Зачем это нужно сотрудникам и HR

Мы рассылаем результаты теста персонально каждому участнику теста. Их можно изучить самостоятельно, или использовать на персональной консультации с психологом. Такие консультации, кстати, часто заказывают HR для своих сотрудников в зарубежных ИТ-компаниях.

А для работодателей мы готовим сводные отчеты, из которых можно узнать, какая доля сотрудников борется со стрессом, кто нервничает больше всего. Эти данные позволяют спланировать программу мотивации и социальных льгот, кому-то предложить новый проект, отпуск или дополнительную медицинскую помощь. А еще можно проконсультироваться с корпоративным психологом, который поможет HR оценить серьезность симптомов и разработать инструменты для улучшения состояния сотрудников.

На наш взгляд, это тестирование — отличный практический инструментом для организаций, управляющих большими коллективами сотрудников, выполняющих тяжелую, монотонную работу, связанную с высоким эмоциональным напряжением. Например, для отрасли ритейла, телекома и компаний, управляющих большими коллективами офисных сотрудников.

Если вы HR и хотите провести такое бесплатное тестирование и получить ссылку на тест, дайте нам знать: [email protected]

UPD: как выглядят отчеты

После того, как тест пройден, мы обрабатываем результаты и делаем 2 вида отчетов. Первые — персональные, для каждого участника участников. Вот так они построены, цвет показывает выраженность симптомов:

А вот некоторые данные из отчета для работодателя:

На основе консолидированных данных по результатам всех участников, психолог формирует выводы, которые показывают зоны для улучшений. Например, данные об общем уровне стресса показывают, какая доля сотрудников восприимчива к корпоративным мероприятиям, а какая, напротив, из-за них будет чувствовать себя хуже.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Александр Кострицын

Поправьте меня, если я не прав.

Вы «создали» тест по выгоранию сотрудников (коих и так предостаточно), который получился достаточно громоздким, так как с ваших слов уменьшить его нельзя.
Далее сотрудник, испытывающий стресс на работе, должен пройти этот тест по рекомендации/приказу руководства.

Далее ему направляются результаты (было бы приятно увидеть в статье пример того, что получает прошедший данный тест сотрудник) и некий материал получает работодатель.
По идеи, работодатель должен получить сухие цифры (60% ваших сотрудников нервно истощены), но далее вы говорите, что работодатель получает информацию кого в отпуск отправить, кого премией наградить.

Так какую информацию получает работодатель? Общую или конкретно по каждому сотруднику?

И вопрос с обработкой вами данных. А достаточный ли у вас уровень защиты для хранения и обработки персональных данных?

Ответить
Развернуть ветку
Доктор рядом
Автор

Александр, привет! Да, было бы странно претендовать на изобретение теста на выгорание, у нас вообще не было такой цели. Мы сделали его по разработкам психолога так, чтобы можно было оценить детали, а психологу - сделать развёрнутые выводы. Тест анонимный, ни мы, ни работодатель не знает, кто именно его проходит. Для этого мы специально рекомендуем указывать при регистрации почту, по которой идентифицировать человека нельзя. Естественно, в таких условиях работодатель проверить, все ли его прошли, не может. Поэтому заставить кого-то проходить не получится ) По отчетам - скоро выложу в комментарии примеры. Работодатель получает общую статистику по коллективу. Насчет перс.данных - не думаю, что они у нас вообще есть, так как мы не знаем, кто именно проходит тест.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кострицын

Получается, вы приходите к работодателю и говорите: "Проведи у себя в компании тест и узнай состояние своего коллектива", - при этом просите сотрудников, проходящих данный тест, указывать персональную (или заводить еще одну левую?) почту и проходить тест через нее, дабы тест был анонимный? Немного не понимаю позиционирование данного инструмента.
Или это инструмент для работника (самоанализ) для проверки своего состояния. Тогда каким боком тут работодатель?
Или это инструмент для работодателя, чтоб понять с кем из сотрудников нужно дополнительно поработать, тогда о какой анонимности может идти речь? И, как вытекающее, сохранность персональных данных.
Пока что я увидел в этом лишь обычный тест, как на множестве других ресурсов. С возможностью подглядеть работодателем количество человек, которые прошли данный тест и какой-то процентный вывод именно по этому срезу.
P.S. На сколько адекватными будут данные, если они не персонализированы и из 100 сотрудников пройдут тест всего 20?

Мне кажется, этот инструмент нужно уводить в четкую колею "для работодателя" и делать его максимально удобным и информативным в первую очередь для руководителя или HR, чтоб они могли делать выводы и работать с каждым выгоранием отдельно. Так как оставив этот инструмент как некий самоанализ, в большинстве случаев, он не даст никакого результата человеку. Сам сотрудник с выгоранием работать не будет, скорей всего.
Оставив же продукт без четкого позиционирования на ЦА, как мне кажется, проект будет просто потраченным временем.

В любом случае, удачи Вам!

Ответить
Развернуть ветку
Доктор рядом
Автор

Александр, спасибо большое за подробные комментарии! Нет, информации о том, кто именно испытывает стресс, работодатель не получает, но он видит , какие проблемы преобладают и может сам определить, что с ними делать (какие мероприятия провести в первую очередь, а с чем, напротив, повременить). пока это не финальная версия, мы ее дорабатываем и с т.з. удобства, и с т.з. интерпретации, и планируем, что это будет инструмент именно для работодателя.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

это лчше перенести в раздел Карьера

Ответить
Развернуть ветку
Доктор рядом
Автор

Булат, мы тоже так думали, но модераторы перенесли в раздел "Трибуна"

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда