Кейс: как мы за 6 месяцев запустили федеральную образовательную онлайн-платформу

Меня зовут Вера Абышкина и я SMM-менеджер единой образовательной сети Мозговик.ру. В этом материале я хочу поделиться с читателями vc.ru подробностями о том, как нашей команде удалось создать образовательный маркетплейс с расширенной функциональностью в очень сжатые сроки. Ключевые задачи платформы связаны со сферой образования — как онлайн, так и офлайн.

Мы запустили сайт только 18 июня, и обширной статистики, а также информации для глубокой аналитики в нашем распоряжении пока нет. Поэтому для начала я расскажу о том, как наша команда в течение шести месяцев разрабатывала и воплощала идею платформы.

<p>Команда проекта Мозговик</p>

Команда проекта Мозговик

Для кого наша площадка

Мозговик.ру помогает экспертам, преподавателям, коучам как онлайн, так и офлайн-услуг комплексно управлять своими проектами и легко масштабировать знания с помощью доступных возможностей платформы. Мы разработали арсенал инструментов, которые позволяют создавать, поддерживать и продвигать инфопродукты абсолютно разных форматов. При этом обычные пользователи, которым важно получить качественную теорию и практику, смогут найти инфопродукты по любой теме в одном месте и с комфортом проходить обучение по различным тематикам после доработки необходимых функций на платформе.

Главная страница сайта
Главная страница сайта

Тот продукт, который у нас есть сейчас — это альфа-версия проекта, которая находится в доработке в режиме реального времени. На самом деле, мы сделали невозможное — за полгода вывели на рынок образовательный маркетплейс. Расширение функциональности требует времени — именно над этим мы работаем сейчас.

Руководители и команда

Поскольку я сама пришла в проект только в апреле, для получения более детальной информации о создании Мозговик.ру я провела интервью с одним из руководителей, пообщалась с каждым сотрудником и постаралась упаковать для вас интересные факты по запуску платформы.

Итак, основатели проекта — Анна Титова и Лариса Шуляк. Анна — руководитель с огромным опытом в обучении персонала, долгое время работала в банковской сфере, из которой перешла в ритейл. Лариса, специалист в финансовой сфере, долгое время была руководителем в коммерческом секторе.

Сама идея платформы принадлежит Титовой Анне, практикующему бизнес-тренеру, которая уже на протяжении 10 лет связана со сферой обучения.

«Сначала я была карьеристом: мне важно было учиться, чтобы не только получить новые знания, но и сделать свое резюме привлекательным. Потом стала обучать сама и глубже начала понимать, что нравится или не нравится клиенту; поняла, насколько нелегко продвигать себя как коуча.

Был и опыт работы с крупной компанией, где я была связующим звеном между теми, кто обучает и кто обучается — проходит эти тренинги и курсы. Я несла ответственность за качество обучения, тренера и за внедрение полученных знаний сотрудниками на благо организации.»

Анна Титова, Product owner

Декабрь 2018

Именно к декабрю прошлого года возникла идея создания некой общей платформы, где бы решалась проблема неудобства обучения как для преподавателей, так и для учеников. Где есть все необходимое для преподавателей, тренеров, коучей и для пользователей, которые нуждаются в качественном образовании.

В декабре после нескольких совместных встреч Анны и Ларисы была создана и сформулирована идея и концепт продукта.

Январь 2019 — старт

Кто-то отдыхал в праздники, а кто-то переезжал в офис и активно работал над стартапом. Основатели проекта начали создавать команду. Первыми сотрудниками стали также опытные топ-менеджеры, которые обладали неоспоримыми навыками в своих направлениях и имели опыт работы в крупных федеральных компаниях. Каждый, кто работает сейчас в команде, на этапе собеседования даже не догадывался, с чем необходимо будет работать, потому что сама идея платформы раскрывалась только после подписания NDA (соглашении о неразглашении конфиденциальной информации).

Я и сама прошла через это, когда приходила на собеседование в начале апреля. Не знаю, что это было: то ли горящие глаза основателей, которые с воодушевлением рассказывают, что проект уникальный и ничего подобного еще нет в сети, то ли интуиция, что здесь я смогу применить все свои навыки и опыт, но соглашение было подписано.

О сложностях января: если ранее ребята работали на ключевых позициях и почти у каждого был свой кабинет, то сейчас это был open space, где каждому приходилось адаптироваться заново. В первые два месяца работы каждый сотрудник узнавал об IT-сфере все больше. И бесценный бэкграунд каждого участника команды отлично совмещался с новыми полученными знаниями, хотя объем новой информации для каждого был достаточно большой.

К концу января было выбрано название платформы. О том, какие еще были варианты названия платформы, можно прочитать в нашем Инстаграме.

Февраль 2019 — переход на гибкую методологию

Именно в феврале была внедрена методика Скрам для оперативного и эффективного развития проекта. Этот метод работы был новым для всех участников проекта. Ранее все занимались регулярным менеджментом, а сейчас нужно было создавать продукт. Большинство сотрудников работали в крупных коммерческих компаниях, ехали по накатанным «рельсам», а тут им нужно было эти «рельсы» построить самим.

Используя приемы и подходы Скрама, был создан бэклог и требования к продукту, началась декомпозиция задач среди участников.

В настоящее время, Скрам является одной из наиболее популярных методологий разработки ПО. Согласно определению, Scrum — это каркас разработки, используя который люди могут решать появляющиеся проблемы продуктивно, и производить IT-продукты высочайшей значимости.

Кейс: как мы за 6 месяцев запустили федеральную образовательную онлайн-платформу

Март 2019 — начало основного этапа разработки

В марте началась активная работа над технической частью в ТЗ. Это был период детальной проработки: каждый шаг на сайте, каждый раздел, каждый инструмент взаимодействия был прописан с учетом возможных сценариев поведения пользователя. Главный приоритет – удобство для самого пользователя. Оставалось только прописать код для будущей платформы. Для этого команда тщательно подходила к выбору разработчиков.

Параллельно началась работа над брендбуком. Отдел маркетинга изучил игроков рынка, результаты аналитики подтвердили идею того, что создание единого удобного агрегатора в сфере образования с расширенным функционалом актуально по сей день. Да, есть различные платформы, которые предоставляют возможность вести свои тренинги и курсы. Но функционал подобных площадок ограничен и многие из них узконаправленные — отвечают за реализацию небольшого количества смежных задач.

С точки зрения эксперта (лично я немало работала с такими), приходится постоянно заниматься операционными делами в развитии своих инфопродуктов вместо того, чтобы совершенствовать их.

С точки зрения потребителя образовательных услуг, коим является сейчас практически каждый, из-за изобилия всевозможных предложений и видов обучения по различным темам, очень трудно сделать правильный выбор. Либо попадаешь на «пустышку», либо тратишь много времени на проверку эксперта (изучение соцсетей, вдумчивый анализ отзывов) или же формат обучения оказывается недостаточно комфортным и т.п.

Апрель 2019

Два месяца до запуска.

К середине апреля все смогли понять и оценить Скрам-подход, и начался период интенсивного роста нашего продукта. Лично мне он пришелся по душе: сразу понимаешь, какая зона ответственности у тебя и как нужно выстраивать взаимодействие по задачам с другими специалистами. Пришел момент, когда мы начали акцентировать внимание на внутренней IT- структуре.

Само собой, выпустить IT-продукт сразу с полным функционалом, работающим без перебоев, очень сложно. Поэтому была определена альфа-версия продукта, которая обновляется по мере работы.

Кейс: как мы за 6 месяцев запустили федеральную образовательную онлайн-платформу

Май 2019

Итак, финишная прямая. Наша команда заметно выросла: если раньше нас было 6 человек, то к началу мая у нас было 19 сотрудников. Каждый департамент компании утвердил стратегию работы. В отделе маркетинга была определена стратегия продвижения, выбран ряд необходимых инструментов, разработаны первые креативы для рекламных кампаний. Отдел продаж подготовил более сотни скриптов. Креативная лаборатория проработала множество вариаций вовлечения пользователей на платформе.

Но самыми интересными для меня оказались скрам-митинги. Когда каждый день мы собирались, чтобы обсудить прогресс выполнения задач и возникающие трудности, были нешуточные дебаты между сотрудниками. У каждого, само собой, горели сроки, и все подзадачи приходилось модифицировать, процессы ускорять, а требования делать более гибкими.

Участвовать в таком процессе очень интересно — особенно когда ты понимаешь, что являешься частью неповторимого продукта, который способен решить важные проблемы множества людей.

По плану также было решено провести фокус-группу по работе с платформой. В реальности о ней я читала только в учебниках в ВУЗе, а тут столкнулась с реальным примером. И как оказалось, такой подход в разработке продукта один из самых важных.

IT- компании специфичны по своей природе. Было потрачено очень много времени, чтобы во всем разобраться. Не обошлось и без ошибок, но это помогло нам двигаться дальше и расти. У нас есть важная и глобальная цель — сделать по-настоящему качественный и полезный для людей продукт. Фокусируясь на главной задаче, мы переживали трудности и принимали серьезные решения о развитии компании.

Рынок онлайн-образования интересен сам по себе — и судя по статистике, он будет только набирать обороты:

«По итогам 2019 года российский рынок онлайн-образования может вырасти на 30%. Об этом заявил директор по направлению «Кадры и образование» АНО «Цифровая экономика» Андрей Сельский.

«Рынок онлайн-образования в России очень динамичен, это один из самых быстрорастущих сегментов. Думаю, что мы можем увидеть рост на 30% по итогам текущего года. Такие темы, как программирование и финансы, с одной стороны, хорошо формируются в дистанционные форматы, с другой — развиваются опережающими темпами, становятся нужными не только профильным специалистам, но и профессионалам в самых разных областях», — цитирует Агентство экономической информации «Прайм» Сельского.

Согласно статистике, опубликованной производителем онлайн-касс «АТОЛ», в 2018 году россияне потратили на онлайн-образование 1,389 миллиарда рублей.»

Источник: портал ИНФОРМБЮРО 20:35

Июнь-июль 2019

Проект прошел pre-seed и seed, сейчас вышли на mvp. Идет самый интересный этап: тестирование гипотез и получение первой статистики. Но уже первые цифры подтверждают попадание бизнес-модели в потребности ЦА.

Наши планы по монетизации проекта: продажа пакетных предложений с разными функциями для экспертов стоимостью от 8 000 руб. в месяц. До 1 сентября у коучей, преподавателей и тренеров есть уникальная возможность протестировать все возможности платформы бесплатно. Те, кто регистрируются сейчас в качестве эксперта, обладают весомым преимуществом — дополнительный трафик нашей площадки, который будет увеличиваться с ростом бюджета на контекстную и таргетированную рекламу.

Продвижение платформы в сети началось 1 июля. На данный момент мы тестируем такие каналы как контекст, таргет, PR (публикации в СМИ, офлайн-мероприятия), рассматриваем варианты сотрудничества с лидерами мнений.

Данные Яндекс.Метрики 1.07-11.07
Данные Яндекс.Метрики 1.07-11.07

В данный момент в разделе «Афиша» уже размещено более 50 мероприятий различного формата:

Страница раздела "Афиша"
Страница раздела "Афиша"

И еще несколько цифр о проекте:

В создании и запуске единой образовательной сети Мозговик участвовали 24 человека, вместе мы потратили 2000 стикеров и 12 маркеров для скрам-доски. В среднем на одного человека на данный момент пришлось 900 трудочасов.

Самое интересное происходит уже сейчас: первые регистрации экспертов, первые продажи, первые тесты рекламных кампаний... Для меня важно работать в команде профессионалов. За время работы в Мозговике понимаешь, насколько круто можно реализовать идею, имея достаточно ресурсов и команду единомышленников. Развитие потенциала, который заложен и в сотрудниках, и в идее проекта, требует времени — это факт. Но то, что лично для себя можно получить неповторимый опыт запуска IT-стартапа, бесценно.

Кстати, тем экспертам, которые зарегистрируются до 30 августа, мы предлагаем бесплатно протестировать функции и возможности VIP-пакета с самым широким набором инструментов для продвижения своих образовательных продуктов.

22
6 комментариев

Перешёл на сайт не читая статьи, и так толком и не понял для чего создана платформа.

1
Ответить

Добрый день. Вот правила подсайта «Трибуна»: vc.ru/tribuna/58504 Не могли бы вы дополнить материал, скажем, скриншотами интерфейса, планами по продвижению и монетизации проекта?

Ответить

Спасибо) дополню в ближайшее время статью)

Ответить

А что не автор проекта пишет, а SMM менеджер? Это ж не вконтактик, а годный концентрированный ресурс...

Ответить

пока пишет годный SMM-менеджер, авторы обязательно присоединятся, но чуть позже.

Ответить

"Дисиптиконы тран-сфор-мируемся!" БМ 2.0 грядет)

Ответить