Как мы научились слышать дефекты в станках на крупных производствах

Мы создали устройства, которые анализируют вибрации станков и показывают, какие поломки произошли, а какие будут в скором времени. Благодаря этому промышленные компании могут заранее заказывать детали на замену.

В закладки
Аудио

Стартап появился из моей кандидатской диссертации: я готовил исследование о вибродиагностике механизмов в Южно-Уральском госуниверситете. Параллельно мы с другом зарабатывали тем, что делали станки, автоматические линии и другое оборудование для небольших производств: друг отвечал за механику, а я — за системы управления и диагностики.

Наработки по диссертации я начал представлять в 2016 году, и их хорошо приняли в научной среде: на конференциях в Милане, Будапеште, Санкт-Петербурге подходили специалисты от промышленных компаний и предлагали сотрудничество. Тогда-то и появилась мысль, что можно применить эти идеи в технологии для реального производства.

Ещё собирая станки, мы сталкивались с такой проблемой: когда в сборке что-то шло неправильно, механизм издавал дополнительные вибрации. Стало интересно их замерить, понять, от чего они зависят. Умея анализировать эти вибрации, мы можем устанавливать их источник — причину поломок.

Датчик WAS для вибродиагностики

Как работает технология

Представьте: если у машины с колесами всё в порядке, она едет тихо, а если помят диск, появляются какие-то шумы, дополнительные вибрации. Виброакустика позволяет их фиксировать — чем быстрее мы начинаем чувствовать дефекты, тем раньше определяем источник повреждения.

Вообще виброакустику уже используют для диагностики станков, но мы усовершенствовали существующие методы. Обычно датчики, считывающие колебания, устанавливаются на корпусе механизма: мы же научились закреплять их внутри.

Это как слушать происходящее в комнате не через стенку, а непосредственно из самой комнаты — так мы получаем более подробные и точные данные.

Наш датчик похож на небольшой компакт-диск. Его нужно закрепить в патроне диагностируемого станка (куда обычно крепится обрабатываемая деталь), а затем запустить станок.

Сделать это может каждый токарь, для этого не нужно ничего переоборудовать и никого обучать, что сильно экономит производству время и деньги на обслуживание оборудования. Сейчас мы как раз разрабатываем максимально удобный для работников интерфейс.

Лабораторные испытания

Наши конкуренты

Сегодня на рынке нет похожих приборов, диагностикой обычно занимаются мастера. На предприятие приезжает специальный человек, останавливает станок и устанавливает на его корпусе акселерометр, который измеряет вибрации; после этого уже мастер анализирует полученную информацию.

Работа диагноста стоит около 20–25 тысяч рублей за смену (на один станок уходит не меньше двух смен), к тому же занимает несколько дней, которые мастер тратит на дорогу до предприятия, настройку и синхронизацию своего оборудования, обработку данных.

Среднее время работы датчиков WAS — 20 минут. И даже если на производстве вдруг понадобится более точный анализ данных, чем дал наш прибор, можно просто отправить данные тому же профессионалу-вибродиагносту — это всё равно будет быстрее и выгоднее.

Определяя цену WAS, мы ориентировались на стоимость классических переносных устройств, которыми пользуются мастера — это около $2000–3000 за прибор. Наше преимущество в том, что пользоваться этими датчиками может любой работник, а не только специалист.

Наши косвенные конкуренты — фирмы, занятые традиционными методами диагностики. Как правило, это крупные компании, например Siemens или General Electric. Что касается именно оборудования, то его производят некоторые отечественные компании вроде ZetLab.

Зачем мы нужны компаниям

Наши клиенты — предприятия крупного машиностроения, где станки работают с большими нагрузками и подвержены большому износу. Мы разработали критерии, которые помогают быстро оценить, какая поломка произошла: сейчас мы двигаемся к автоматической диагностике. То есть наше устройство не просто собирает данные о вибрациях и анализирует их, а выдает отчёт о конкретных дефектах.

Данные, полученные датчиком

Из-за того, что наши датчики чувствительнее традиционных систем, дефекты в станках можно обнаружить заблаговременно, ещё до того, как произойдет поломка, а значит и начать ремонт заранее.

Мы помогаем предсказать остаточный ресурс установки, узнать, когда при тех же темпах использования она выйдет из строя. Благодаря этому можно заранее планировать ремонт — например, заказать детали на замену.

Для крупных компаний, особенно государственных, это важное преимущество. Закупки нужных деталей часто происходят через систему торгов, а для этого нужно сформировать документацию, просмотреть коммерческие предложения, выбрать поставщика — из-за этого установки могут простаивать по три месяца, даже если у компании есть деньги на нужные детали.

Узнавая о поломках заранее, можно заложить расходы в бюджет и начать закупку — тогда не потеряется так много времени.

Сама технология универсальна. Критерии обнаружения дефектов требуют небольших уточнений и адаптаций под конкретного клиента, но процедура такой настройки происходит довольно быстро. Наша цель — получение качественно нового уровня диагностики, не меняя при этом процессы внутри цеха.

Чем мы занимаемся сейчас

Сначала мы вкладывали в работу собственные средства, но в начале года решили завернуть идею в «стартаперскую форму». Например, весной WAS прошёл в акселерационную программу «Кировского завода» и венчурного фонда Pulsar Venture Capital.

В рамках акселерации разрабатываем пилотный проект для завода «Киров-Энергомаш» и будем внедрять там датчики, анализировать их работу на крупном производстве.

Также в этом году мы написали заявку на совместный российско-бельгийский грант, на нас вышел бельгиец, который предложил сотрудничество. Мы планируем использовать датчики для диагностирования планетарных передач (это механические передачи, которые есть, например, в ветрогенераторах или вертолётах).

Если обычно наши датчики можно использовать по многу раз на разных станках, то здесь их нужно поместить внутрь механизма, откуда они будут постоянно передавать информацию. Для этого технологию ещё нужно доработать, подготовить её к возможному износу, долгому использованию.

Кроме того, в начале года мы проверяли возможности датчиков на промышленных объектах, которые есть у нас в регионе, и получили от компаний приятную обратную связь, но пока не успеваем с ней работать — сосредоточены на акселерации.

После неё мы планируем сотрудничать с другими компаниями, масштабировать технологию для промышленного производства.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Владимир Синицин", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u0440\u043e\u043c\u044b\u0448\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c"], "comments": 62, "likes": 133, "favorites": 90, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tribuna", "id": 76966, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 26 Jul 2019 11:15:21 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
Личный опыт
Почему вы читаете, как семиклассник?
Догадывались ли вы, что от вашей техники чтения в младших классах будут зависеть сегодняшние успехи в делах, бизнесе…
0
{ "id": 76966, "author_id": 333484, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/76966\/get","add":"\/comments\/76966\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/76966"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199116, "last_count_and_date": null }
62 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
53

Побольше бы таких решений. А то надоели эти все агрегаторы: доставка еды, такси, IT — сервис Додо и т.д

Ответить
6

Согласен. Стране нужно наращивать промышленность, а в Москве, кажется, заботятся только о том, чтобы пиццу быстрее привезли, да сервисов чтобы побольше

Ответить
13

Сытый холоп, смирный холоп.

Ответить
3

Чушь, сытый тут же захочет уважения, а получив его — тут же захочет неуважать других. Голодные — не бунтуют, им некогда, они на хлебушек ищут, подобострастно смотря на власть. Бунтуют — сытые, но не уважаемые

Ответить
0

Это демагогия... "захочет уважения", хахахаха. Не забывайте, что в данном случае "сытый", понятие не буквальное. Большинство хочет хорошо пожрать и хорошо отдохнуть, а так как любые волнения всегда происходят в столицах, то по этой причине именно в столицах и крупных городах всегда большой выбор продуктов, развлечений, да еще и тротуары отремонтированные. Поэтому в столицах все сытые и денег получают именно столько сколько нужно для ощущения "а вроде нормально живем"... Но столица и крупные города очень оторваны от реальности большей части страны. Вот когда в столицах будет гОлодно, тогда и смирение уйдет. Но такого никто не допустит.

Ответить
0

Бунтуют не голодные, бунтуют обиженные (некой несправедливостью). Кстати, часто в столицах потому и движуха чаще, людям есть над чем подумать, кроме как "где бы найти пожрать (условно)".
А тротуары и продукты в столицах лучше чуть по другим причинам.

Ответить
0

Вы путаете причину и следствие. Другой вопрос - специально ли?

Ответить
0

Не путаю. Вспомните за последние лет 150 на территории СНГ (чтобы более-менее адекватно представлять картину) реальные протесты, которые меняли власть.
Сколько из них было проведено теми, кому нечего было жрать, а сколько теми, кто хотел что-то поменять.

Голодный ищет чего пожрать, а не с кем бы повоевать. И все голодные бунты очень быстро затухали.

Ответить
2

Что-то в этом есть

Ответить
0

Не в Москве же ее наращивать.

Ответить
0

Нет, не в Москве) Но бабки крутятся вокруг Москвы, и так со всеми мегаполисами. Поэтому они вкладываются не в промышленность, а чтобы составить конкуренцию Яндекс.Еда и Яндекс.Такси

Ответить
1

Додо не трожь! От всех слышу какая у них обычная пицца!
Сам пока не пробовал)

Ответить
3

Ну, она лучше той, что продаётся в магазинах, но хуже, скажем, папы Джонса. Как минимум тем, что в Додо пиццу делает птица, а не человек

Ответить
4

Я слышал,пиццу у них делают программисты.
Видел фотки разрабов за плитой.

Ответить
26

Круто. Видел аналогичный проект вибро + температурной диагностики для судовых машин, но ребята работают по старинке, без оформления всего этого в платформу.
Было дело, участовал в разработке магнитных дефектоскопов. Представляю какой огонь будет если объединить все 3 формы диагностики в одну платформу и продавать по подписной модели:.
- статистику дефектов можно продавать производителям оборудования;
- сырые данные будут интересны R&D подраздеделениям производителей дефетоскопов;
- клиенту не нужен будет штат дефектоскопистов и будет четкое планирование замены и ремонта оборудования.

Ответить
0

поделитесь пожалуйста ссылкой на проект для судовых машин

Ответить
1

Ну, например, в Ростове этим занимается РЦПКБ Стапель, там есть отделение вибро акустики и торсиографирования stapel.ru

Ответить
0

Общался с ними лет 5 назад. У ребят сайта не было, название компании не помню. Единственное что могу подсказать, что они базируются на одной из кафедр ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова

Ответить
15

да, метода старая)

Ответить
1

Безусловно! Только мы слушаем не с корпуса, а непосредственно с вращающегося вала :-)

Ответить
12

за долгое время это единственный проект вызывающий интерес и имеющий осязаемый эффект, и что-то отличное от стартапа агрегатора стартапов для обучения стартаперов другими стартаперами

Ответить

Комментарий удален

6

Ребята молодцы, но вибродиагностика уже давно распространена на рынке, и нужно сравнивать с конкурентами. Неразрушающий контроль тема весьма проработанная. Я ещё в 2012 сталкивался с двумя компаниями из Магнитогорска которые это делали. Основные отличая могут быть в софте, и если в спектральную область ещё не сложно перевести, то с интерпретацией сложнее, для каждого механизма надо задавать свои параметры, и как тут избавиться от специалиста не очень понятно.

Ответить
2

Добавить хайповую тему ИИ (по старинке это называлось - "экспертная система") и срубить инвестиции

Ответить
1

Согласен, про машинг лернинг набросить, AI в название добавить и будет инвест счастье))

Ответить
1

Здравствуйте!
Да, решений по вибродиагностике существует немало: от мобильных до стационарных систем (например, "Стационарные системы вибродиагностики на БОС-16В").

Наша изюминка - место установки датчика. Мы умеем получать сигналы вибраций с вращающегося вала, что обеспечивает большую чувствительность к дефектам, а также дополнительную информацию, которую невозможно получить с помощью традиционных систем вибродиагностики.

Ответить
1

Ваш способ запатентован?

Ответить
0

Да, конечно)

Ответить
0

Как можно с вами связаться?

Ответить
0

Да, на рынке много фирм, кто занимается вибродиагностикой. А по теме есть, например, такие решения: http://www.tst-spb.ru/products/vibro_solutions, как и множество других датчиков.

Ответить
4

"Сама технология универсальна. Критерии обнаружения дефектов требуют небольших уточнений и адаптаций под конкретного клиента" - ага вот оно. Лейте данные в облако, интегрируйте с ERP, создавайте профили для разных моделей и типов станков, можно и бракоделов-халтурщиков так определять. Руководство будет в онлайне видеть как и что работает, отчего будет писять кипятком - ибо иллюзия контроля за происходящим

Ответить
4

Плохо конкурентов изучили.

Ответить
2

Очень круто, молодцы!

Ответить
2

А проблемы какие то есть? Типа для каждой марки станка нужен отдельно сконфигурированный "диск"? А то уж больно все гладко)

Ответить
2

Крутой технологический стартап из России. Я горжусь вами, ребята!

Ответить
1

То что появляются новости из промышленности уже радует. Виртуальные стартапы как-то приелись уже.
Жаль, что нет звуковой диагностики автомобильных моторов. Фактически же все равно сначала "что-то тут стучит", а уже потом начинаются поиски что, где, почему.

Ответить
0

"Любой стук наружу вылезет" ))

Ответить
0

Современные промышленные станки и оборудование уже включают в себя самодиагностику, и сервисные центры предлагают онлайн мониторинг за доп. плату.
Поэтому в будущем такие услуги как у стартапа могут быть не нужны.

Ответить
3

Тут наверное надо учесть специфику нашего рынка - не молодой станочный парк. В принципе экспансия возможна - рынок СНГ, развивающиеся страны.

Ответить
1

Мы фокусируемся на уже закупленных и используемых станках, в которых нет систем самодиагностики. Такие станки составляют подавляющее большинство. И мы не планируем ограничиваться только диагностикой станков.

Ответить
0

Я поэтому и написал в будущем, со временем всё равно парк оборудование будет обновляться. Ну а про настоящее, тоже вопрос. Если у компании нет средств на современное оборудование, будут ли у неё деньги и желание платить за ваш сервис? Ведь раньше как-то справлялись без них.
Если очень упрощенно. Ставят ли на автомобили из 90х системы диагностики? Легко ли найти на такие автомобили запчасти? Нет, т.к. иногда дешевле купить новое.

Ответить
0

Куча производств работает на "древних" станках

Ответить
0

Чтобы включить опцию самодиагностики, нужно заплатить ~50% стоимости станка :-)

Ответить
1

Cool stuff! Good luck, guys!

Ответить
1

Мегакрутые молодцы!

Ответить
1

Круто! Масштабируйтесь, чтобы не только крупному бизнесу помогать, но и малышам. А если ещё и дистанционно (ну а вдруг!) научитесь это делать, то эффект будет сравнимым с некоторой революцией! Удачи вам и процветания!

Ответить
0

Можно поделиться контактами?

Ответить
0

Здравствуйте!
Конечно, открыты к общению.
sila.diagnostics@gmail.com

Ответить
0

А если это объединить с машинные обучением и нейронными сетями, дать базу данных для обучения по обнаружению дефектов, то получится очень крутая платформа для любого производства.

А ещё, можно ли эту технологию перенести на потребительский рынок? К примеру для обнаружения поломок или предотвращения поломок автомобилей, как легковых, так и грузовых? Что думаете?

Ответить
0

Возможно в будущем мы рассмотрим такой вариант переноса технологии, а пока, мы сфокусированы на станках.

Ответить
0

«и получили от компаний приятную обратную связь, но пока не успеваем с ней работать — сосредоточены на акселерации»

Понятно. Робяты не созрели ещё.

Ответить
0

Типичные проблемы роста "юного" проекта с интересной технологией)

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

У нас есть клиент, чешская компания Neuron Soundware (https://www.neuronsw.com). У них основа технологической платформы использует Google Cloud Platform как инфраструктурную базу, и базу для моделей машинного обучения и аналитики. Но это только акустика, без вибраций. Если вам будет интересно попробовать найти точки соприкосновения - с удовольствием свяжу вас.

Ответить
0

Да, думаю, что будет интересно. Напишите, пожалуйста, на sila.diagnostics@gmail.com

Ответить
0

"Google Cloud Platform" - в российских условиях это риск. Санкции, противохакерские учения, борьба с каким нибудь очередным телеграмом и сервис станет либо полностью недоступным, либо деградирует и приведет к перебоям в работе собственного решения.

Ответить
0

вот с этим соглашусь на 100%. вообще странно завязывать работу завода на облачный сервис из-за рубежа)

Ответить
0

В промышленных масштабах этим занимается Bosch Rexroth и Siemens. Данные интегрируются с люб. ПО УП, ерп и сап

Ответить

Комментарий удален

0

Несколько лет назад я пытался такую диагностику телефоном делать и даже кое что получалось

Ответить
0

Такой стартап способен хорошо продвинуть наше производство не такими уж большими усилиями.
То, что некоторые считают, что "у нас с этим нет проблем" обусловлено низкими стандартами производительности труда на предприятиях. Понятно, что и на раздолбанном станке можно что-то вытачивать годами, подпирая вываливающиеся детали коленками и поленьями, выкидывая кучу отходов и переделывая брак, да ещё и приплачивая за эту (безо всяких шуток) квалифицированную работу на грани героизма рабочему, который рискует жизнью и здоровьем.
Всё это недальновидные собственники предприятий не учитывают, надеясь выжать по максимуму из устаревшего оборудования и героических пенсионеров. А умные люди вкладывают и в оборудование, и в работников, потому что работник на новом и долгоиграющем оборудовании выпустит в 10 раз больше продукции, после чего эти мануфактуры будут никому не нужны, ведь продукция у них - золотая.
То, что предлагается в статье - решает проблему обновления парка станков минимальными усилиями. Ставь датчик на шпиндель, и в принципе у тебя диагностика станка идёт в режиме реального времени не хуже какого-нибудь KUKU (там цены в млн. евро исчисляются).

Ответить
0

Это что за такие станки Куку за млн. евро? Знаю пром. роботов Кука, но и там далеко не миллионы)

Ответить
0

Хороший стартап! А то у нас, однажды, приехали вибродиагносты, "послушали, подумали, счет оплаченный увезли", и приговорили ось Z под замену в сборе... а мы их не послушали и новые виброопоры поставили, пожестче. И как рукой сняло, знаете ли. BIG Data, вот это всё...

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }