Как мы организовали приём бесконтактных платежей для 100 уличных музыкантов

Идея нашего проекта «Уличные музыканты» возникла спонтанно. Проходя по Никольской, я увидел музыкантов, хотел оставить им вознаграждение, но понял, что не могу. Я совсем не пользуюсь наличными, и таких как я в Москве очень много. Около 60% покупок совершается по безналу. Музыканты теряют деньги!

Как мы организовали приём бесконтактных платежей для 100 уличных музыкантов

Как я придумал проект

Мы выдали мобильные терминалы уже 20 уличным коллективам в Москве. Ещё 80 подключатся к нашему проекту в ближайшее время. Теперь музыканты смогут принимать не только наличные — в футляр от гитары или в шляпу, но и безналичные с карты или телефона с NFC-чипом.

Устройство для приёма платежей выглядит как небольшой короб на микрофонной стойке. Внутри — терминал и планшет. На экране отображается сумма, которая спишется с карты. Устанавливают её сами музыканты в специальном приложении.

Для чего я всё это затеял? У меня есть YouTube-канал про запуск бизнеса с нуля и без вложений. С музыкантами я тоже хотел делать бизнес: стать посредником и забирать себе 25% с каждой транзакции. Но, поразмыслив, решил отправлять эти деньги в фонд «Детские сердца». Так проект стал благотворительным, что помогло привлечь в партнёры O2 Consulting, 2Can и «Яндекс.Деньги».

Я трудился за хайп и лайки, но и это вполне меня устроило. Процесс работы над проектом мы снимали на видео и выкладывали на YouTube-канале. Первая серия набрала более 420 тысяч просмотров за месяц, вторая — 315 тысяч за две недели. Будет ещё третья.

Как легализовали музыкантов

Первым делом нужно было сделать музыкантов налогоплательщиками. Принимать платежи невозможно, если не платишь налоги. Но регистрация их в качестве ИП не подходила: там налог в 6% и солидные отчисления в социальные фонды.

Тогда мы обратились к друзьям из O2 Consulting, и юристы подали идею регистрировать музыкантов как самозанятых. Это позволяет ограничиться налогом 4% с оборота и совершенно официально использовать мобильные терминалы оплаты.

Закон «О самозанятых» существует с 1 января 2019 года. Гендиректор O2 Consulting Ольга Сорокина сообщила нам, что музыканты стали первыми самозанятыми, которые используют терминалы. Мы, можно сказать, вошли в историю российского бизнеса.

Предложенная юристами схема:

  • Музыкант регистрируется как самозанятый в налоговой (ездить никуда не надо, регистрация происходит в приложении «Мой налог») и открывает кошелек «Яндекс.Деньги».
  • Заключает с нами договор безвозмездного пользования терминалом, в котором обязуется переводить 25% безналичных поступлений на благотворительность.
  • Заключает договор с «Яндекс.Деньгами», давая распоряжение на перевод 25% средств в пользу благотворительного фонда.
  • Безвозмездно получает терминал по акту приёма-передачи.

Звучит слегка запутанно, но на деле всё сводится к подписанию нескольких формальных документов. Единственное, что потребуется от музыкантов в будущем — заплатить государству 4% с дохода, полученного через терминал. Самозанятые и декларируют, и платят налоги в упомянутом приложении, прямо с телефона.

Как мы организовали приём бесконтактных платежей для 100 уличных музыкантов

Как боролись за доверие к проекту

Сначала нужно было привлечь фонд, чтобы будущим партнерам вроде Яндекс.Денег и 2Can предлагать уже готовую концепцию проекта. Фонд принёс бы пользу и музыкантам — с их противоречивым имиджем в обществе. Такое партнёрство увеличило бы степень доверия и число пожертвований.

Я раздобыл контакт Чулпан Хаматовой, учредителя фонда «Подари жизнь» и несколько дней пытался с ней связаться, но безуспешно. Актриса несколько дней не отвечала на сообщения и сбрасывала звонки. Тогда я договорился о встрече с Ольгой Колесниковой, руководителем отдела по работе с корпоративными партнёрами.

«Мы очень дорожим репутацией», — сказала Ольга и попросила время на согласование деталей между сотрудниками фонда. Когда я рассказал, что хочу закончить проект за месяц, она удивилась. Даже с фабрикой «Красным октябрь» фонд договаривался о партнёрстве полгода. «Подари жизнь» — известный фонд, но был определённо не нашим вариантом. Слишком много формальностей.

По совету всё той же Сорокиной из O2 Consulting мы обратились в фонд «Детские сердца». В этот фонд она передавала деньги, которые, по её просьбе, перечисляли друзья по Facebook на День рождения. Гендиректор фонда Катя Бермант согласилась на партнёрство сразу.

Как решали технические сложности

За техническим решением мы отправились в «Яндекс.Деньги». Чтобы ускорить процесс и не тратить время на согласование встречи, я «нагуглил» имя директора по маркетингу «Яндекс.Денег». Мы заявились к ним в офис и на ресепшене сообщили, что встреча у нас уже назначена. Вышел конфуз: директор по маркетингу недавно сменился.

Оказалось, что «Яндекс.Деньги» не продают терминалы, а занимаются проведением платежей в онлайне. Чтобы получить терминал, мы обзвонили пять компаний: Life-Pay, UCS Cards, Uniteller, но откликнулась шестая компания 2Can.

Повторюсь, всю работу над проектом мы снимали для своего YouTube-канала. Реклама в блоге стала предметом переговоров с операторами эквайринга. Мы пообещали 2Can «интеграцию» (везде, где можно, размещали их лого, просили уличных артистов зачитывать рэп про «Ту-Кан! Ту-Кан! Еее!»).

Взамен мы получили 100 мобильных терминалов, стоимость которых в рознице — почти 8000 рублей (их себестоимость, понятно, ниже).

Кроме того, 2Can написали приложение, которое запускалось на планшете, подключённом к терминалу. В приложении музыкант выставляет фиксированную сумму, например 100 рублей. Эта сумма списывается автоматически, когда прохожий прикладывает к терминалу карточку или телефон.

Получив терминалы, мы вернулись к Яндекс.Деньгам, открыли кошельки, куда будут идти пожертвования. Команда Яндекс.Кассы обеспечила передачу данных о наших самозанятых в 2can, что позволяет музыкантам теперь заходить в приложение и принимать платежи.

Ещё одна «интеграция» у нас сложилась с Иваном Черновым, основателем компании «ГнезДом», которая проектирует и строит детские дома на деревьях. Он делал короба для терминалов взамен на упоминание в блоге и просто из симпатии к идее.

Как мы организовали приём бесконтактных платежей для 100 уличных музыкантов

Как провалились с продвижением

В Москве есть 34 точки, которые музыканты бронируют на сайте «Московского продюсерского центра», ещё 33 точки можно официально забронировать на сайте «Музыка в метро» (обе структуры относятся к Департаменту культуры Правительства Москвы). Максимальное время для одного артиста — два часа в день.

Есть и неофициальные точки, которых как минимум вдвое больше. Их контролируют несколько теневых предпринимателей. Они составляют график выступлений музыкантов и зарабатывают на сдаче в аренду оборудования за 40% от выручки.

Я решил встретиться и с чиновниками, и с предпринимателями. И те и другие могли бы нам помочь, рассказав музыкантам о проекте. Тогда мне не пришлось бы рассказывать про терминал каждому из 100 музыкантов. Ведь это куча времени!

К примеру, точки на Арбате контролировал некий Евгений. Он не только не захотел с нами общаться, но и пробовал запретить это музыкантам. На самом деле проект был выгоден предпринимателю, ведь его доход тоже мог вырасти. Однако желание не привлекать к себе лишнего внимания пересилило экономическую выгоду.

В «Московском продюсерском центре» нашу инициативу восприняли с недовольством. «Это нецелесообразно», — сказал его руководитель Андрей Сергеевич Петров.

Его отказ мне показался нелогичным. На сайте организации написано: «Центр занимается поиском, поддержкой и продвижением артистов». А мы как раз и предлагали поддержку — финансовую. Я попробовал спорить, но нарвался на грубость.

Финал: что же будет дальше

5 июля мы провели тест, выдав терминалы пяти коллективам. К примеру, на Пушкинской площади терминал использовал коллектив Port R. Их результат за два часа игры: наличными — 12500 рублей, безналичными — 2520 рублей. При этом 20% транзакций не прошли из-за проблем со связью. Когда их удастся устранить, результаты будут лучше.

К 10 июля мы выдали уже 20 терминалов. Все 100 планируем раздать в течение месяца. Вопрос информирования музыкантов разрешился сам собой. Сработало сарафанное радио. Сейчас мы проводим верификации музыкантов, которые присылают заявку на получение терминала на сайт проекта (об этой возможности мы объявили на своем YouTube-канале).

Заявок уже несколько десятков. Быстро проверить достоверность каждой заявки у нас не получится. Чтобы терминалы не попали в руки мошенников, мы просим музыкантов прислать краткую информацию о себе и главное — видео с выступления. Вот, кажется, и всё. Это непросто, но мы меняем целый рынок, не вложив ни копейки.

3737
31 комментарий

То самое чувство когда ты не раз приходил к такой же мысли, а кто-то взял и сделал. Успехов вам!

8
Ответить

Типа, если прошел мимо, то деньги списываются?

6
Ответить

Ну nfc все таки работает на очень близком расстоянии. Так как вы сказали нужно «братов» ставить, что бы «просили» за просмотр ;)

1
Ответить

Уличные музыканты уже давно пишут номера карт Сбера и номера телефонов по которым благодаря ЦБ можно переводить из "любого банка" в "любой банк"

3
Ответить

Неосиляторы. QR код не могут сгенерировать для оплаты.

2
Ответить

Да, но это довольно таки неудобно, останавливаться, переписывать номер карты в смартфон.. Тут достаточно лишь приложить его к терминалу как в метро.

1
Ответить

Налоги с пожертвований платить не требуется. А чеки по самозанятым нужно на каждый платеж как бы.

3
Ответить