{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы придумали свое BI-решение в мессенджере, и оно напугало бизнес-аналитиков

Занимаясь BI-решениями почти всю сознательную жизнь, я обнаружил, что на самом деле ими пользуются только в случае крайней необходимости. Например, при подготовке информации для годовой отчетности. Причем часто на основе данных из BI-систем формируют итоговый Excel или Power point. В лучшем случае это весьма дорогостоящее решение будет применяться аналитиками для формирования планов продаж или закупок. А вот топ-менеджеры практически никогда не заходят в BI.

Я не говорю о моделях ценообразования, промо, таргетированной рекламе, расчетных моделях автозаказов в ритейле… Речь не о таких вот задачах-отдушинах востребованности для Big data специалистов.

Я говорю об использовании данных для принятия решений сотрудниками и руководителями на ежедневной основе, то есть о data driven-культуре.

Кстати, если вы используете в своей работе BI-систему, напишите в комментариях, какую, мне будет интересно это узнать.

Что нужно для data-driven культуры?

Большинство авторов, пишущих о data driven-культуре, сходятся во мнении, что для ее формирования в компании необходимы 3 условия:

  1. Запрос топ-менеджеров и акционеров на то, чтобы выводы и решения подкреплялись данными.
  2. Достаточный уровень автоматизации процессов и работ, когда нужные данные собраны, они качественны и детально описаны.
  3. Доступная и понятная BI-отчетность, в которой есть необходимые ответы на вопросы пользователя.

И я с ними согласен.

Наше решение – как раз про третье условие, про доступность BI-инструментов для пользователей.

К вопросу о культуре данных

Почему доступность BI-отчетов – это проблема?

Разберем простой пример работы с данными. Финансовый блок эскалировал менеджеру по продажам проблему, что клиент задерживает платеж. Допустим, сотруднику нужно принять решение, как и на каких условиях работать с ним дальше.

Представим, что наш герой решит не просто поднять переписку с клиентом, а обратиться к данным.

Вот последовательность его действий:

  1. Открыть BI-инструмент (как правило, через веб-интерфейс – то есть, найти ссылку).
  2. Залогиниться.
  3. Найти нужный отчет через поиск или в каталоге.
  4. Ввести необходимые параметры.
  5. Получить отчет по объему продаж данному клиенту с отдельным показателем по платежам и срокам платежей.
  6. Проанализировать полученные данные и принять решение.

Хорошо, если вся эта информация находится в одном отчете. Но скорее всего, объемы продаж, информация об оплатах и условиях платежей окажутся в разных документах, и пользователю придется выгружать данные в Excel, чтобы там свести (если BI позволяет делать такие выгрузки).

Команда, стоявшая у истоков проекта

Кроме того, желательно всесторонне оценить клиента, например, посмотреть динамику оборота с ним, перечень поставляемых ему товаров и т. д. Вполне возможно, это окажутся самые маржинальные позиции, которые наверняка будут в других отчетах. А значит, описанные выше шаги нужно будет повторить несколько раз. При этом каждый отчет может открываться, скажем так, не за 3 секунды. И потом опять нужно будет свести это в Excel.

На такое способны единицы, и это скорее аналитики, чем менеджеры по продажам или закупкам, даже самые лояльные и добросовестные.

Человек от природы – очень ленивое создание, и выполнять все шаги, которые описаны выше, простому смертному пользователю не хочется.

Кроме того, в примере с менеджером по продажам пользователь BI по определению является экстравертом, он делает десятки телефонных звонков в день, ведет переговоры, параллельно занимается переписками, торгуется с клиентами и поставщиками, выбивает хорошие условия. Чтобы поработать с отчетами, ему нужно переключиться в абсолютно другой режим, а это, к сожалению, крайне маловероятно.

Что же делать?

В 2019 году мы в системном интеграторе Sapiens solutions задумали радикально изменить пользовательский путь доступа к данным. Доля общения в мессенджерах год от года растет, поэтому наша идея была в том, чтобы перенести работу с данными в мессенджер, чтобы пользователь в отдельном чате мог задать вопрос, используя естественный язык.

Эту идею предложил один из наших клиентов, а мы ее подхватили. Сначала собрали команду, выделили бюджет на пилот, и через полгода запустили первую бета-версию.

В ядре решения лежит NLP-модель, состоящая из ансамбля нейросетей и детерминированной логики. За первые полгода команда смогла довести точность ответов до 95%.

Бета-версия сервиса всем понравилась, поэтому было принято решение инвестировать в разработку промышленной версии продукта.

К ней выдвигались амбициозные требования:

● повысить точность ответов,

● создать удобную среду моделирования мета-слоя и управления загрузками и источниками данных,

● разработать коннекторы к популярным базам данных и т. д.

Всеобщим голосованием выбрали название Easy Report и выделили команду разработки и развития продукта в отдельный бизнес.

В итоге пользовательский путь сократился до 2 шагов:

  1. Сформулировать вопрос, на который можно получить ответ, обратившись к данным.
  2. Открыть специальный чат в мессенджере и задать в него вопрос.

Это выглядит примерно следующим образом:

Пример диалога в Easy Report

В 2021 году наше BI-решение купили несколько early bird клиентов, среди которых – компании Самолет, СНС и другие. На примере этих бизнесов мы заметили, что количество запросов к данным от сотрудников резко возросло. При этом не было никакого бизнес-процесса, который обязывал бы их использовать Easy Report в повседневной деятельности.

Как это работает?

Основной принцип, который закладывался при разработке продукта, – пользователь может задать любой вопрос и получить автоматически сгенерированный «на лету» ответ в виде таблицы или графика. То есть какая-либо разработка отчетов не предполагается при внедрении в принципе.

Если представить упрощенный алгоритм, то пользовательский запрос обрабатывается примерно следующим образом:

Алгоритм пользовательского запроса

То есть пользователь запрашивает данные, например, «какой у меня план по звонкам клиентам на сегодня». Easy Report, получая такой запрос, в первую очередь определяет его суть – это запрос на новые данные, уточнение предыдущего запроса или вообще беседа на отвлеченные темы. В последнем случае бот вежливо говорит о своем предназначении.

В случае нового запроса запускается целый алгоритм, который определяет, откуда ему извлечь эти данные, дальше формирует запрос к источнику и возвращает ответ пользователю в виде таблицы или графика.

24 августа 2023 г. в 11:00 Мск мы проводим вебинар, на котором подробно расскажем об устройстве Easy Report и о кейсах клиентов. Приходите!

Какие результаты?

Наши клиенты в основном используют Easy Report в следующих кейсах:

1. Когда доступ к данным нужно предоставить большому числу пользователей.

Например, менеджерам по продажам или торговым представителям.

При таком подходе получается не только повысить эффективность работы сотрудников за счет того, что они сами начинают чаще использовать данные для своей работы, но и существенно сэкономить бюджет:

Во-первых, решение Easy Report стоит на порядок дешевле классического BI.

Во-вторых, полностью отсутствует фаза разработки отчетов и дашбордов, а это – до 80% стоимости владения BI-системами.

В-третьих, работа не ограничена разработанным отчетом или дашбордом, пользователь может задать вопрос к любым признакам и показателям витрины данных. При этом, если витрина изменяется, то пользователь просто получает уведомление, что теперь может видеть, например, условия платежа, и они сразу доступны ему для запросов.

После внедрения Easy Report мы отметили значительное повышение количества обращений к данным среди менеджеров продаж у нескольких наших клиентов, хотя до этого у них был доступ к классическому BI – они просто им не пользовались.

2. Когда необходимо, чтобы отчеты приходили по определенному расписанию.

В этом случае настраиваются push-отчеты в мессенджер с возможностью детализации и дозапроса данных. Например, приходит отчет по статусу выполнения плана продаж. Если пользователю не нравятся цифры, он может детализировать данные по подчиненным/регионам/магазинам/ и т. д.

Кстати, отчеты по расписанию наши клиенты очень часто используют для подключения к данным топ-менеджеров.

3. Когда компания хочет добавить элемент геймификации

Данный термин предложил наш клиент для рабочего «соревнования"торговых представителей. Каждый день в каждой товарной категории функция постоянно рассчитывает "победителя" на основе нескольких параметров. "Победитель» может в течение дня меняться в зависимости от выполнения нескольких параметров. Таким образом была выстроена мотивация персонала.

По итогам анализа результатов оказалось, что треть сотрудников статистически значимо улучшила свои показатели (примерно на 3%).

Выводы

Мы провели десятки демонстраций решения клиентам из крупнейших российских компаний, когда столкнулись с резким негативом со стороны некоторых аналитиков.

«Все это я могу делать с помощью сводной таблицы в Excel»

Отдельные аналитики

«Все это я могу делать сам с помощью сводной таблицы в Excel», – такой аргумент звучал не единожды. Ровно до того момента, как мы показывали Easy Report в действии.

Дело в том, что решение не заменяет ни «большой» BI, ни бизнес аналитиков. Наоборот, оно способно значительно облегчить последним работу, освободив от рутинных отчетов и позволив сосредоточиться на более сложных и интересных задачах. Никто никого не увольняет!

Easy Report внедрен у клиентов как в России, так и в мире. И на их примерах мы видим, что подобный класс BI-решений позволяет повысить культуру использования данных и существенно снизить стоимость владения BI-ландшафтом. Он идеально закрывает потребности быстрого доступа к информации для оперативных решений, производя эффект «последней мили» в доставке данных пользователю.

Чтобы узнать больше про Easy Report, переходите к нам на сайт или регистрируйтесь на вебинар 24 августа 2023 года.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Валентин Потапов

Интересно, но отсутствие цен на сайте демотивирует примерять к своей ситуации для потребностей в логистическом решении. Колупаюсь пока со сводами Эксела

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Ефаров
Автор

Здравствуйте, Валентин! Спасибо за комментарий. Цены на сайте появятся в ближайшее время. А какую задачу вы решаете с помощью сводных таблиц?

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Измерение и анализ эффективности алгоритмического планирования и его последующего ручного редактирования

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Ефаров
Автор

Здесь мы вряд ли поможем, скорее нужен классический BI. У Easy Report сильная сторона это предоставить простой и очень легкий доступ к данным, чтобы были всегда под рукой. Менеджеры продаж, менеджеры среднего и высшего звена итд.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Как пойдет. Сейлы тоже смотрят на этот план и его метрики при переговорах при решении куда удобней и по какой цене удобно приткнуть внеплановый груз с рынка. В идеале этим могут заниматься даже сами клиенты, но интерфейс у них будет конечно более специализироаанный

Ответить
Развернуть ветку
Константин Сорокин

Потенциально интересная штука, но соглашусь с Валентином что отсутствие хотя бы примерного ценообразования скорее отпугивает от сервиса.

Еще и на демо надо записываться. Хотя что может проще в вашем случае - запустить тг-бота с демо данными и пусть потенциальные клиенты попробуют сами.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Ефаров
Автор

Здравствуйте, Константин! Спасибо за комментарий, мы уже осознали большой интерес к цене решения со стороны аудитории VC 😃 В ближайшее время выпустим статью, в которой как раз поговорим на тему стоимости BI в нашей стране. И про нас там тоже будет.

Идея с телеграм-ботом хороша. Подумаем, как можно ее реализовать.

А демо все-таки необходимо, потому что каждому клиенту хочется увидеть работу системы на своем наборе данных, а не на каких-то примерных цифрах. Согласитесь, что у застройщика и ритейлера наборы данных будут разными, как и задачи для бизнес-аналитики.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Сорокин

Зачем статья о "стоимости BI в нашей стране"?=)
Просто говорите сколько стоит ваше решение. И в конце можно привести сравнение с другими системами. Этого вполне хватит.

Насчет демо не спорю, данные очень разные.

ТГ-бот - это первичная воронка, где клиент смотрит что вообще умеет бот, насколько ему удобно потом с этим работать, можно ли в чат общий перекинуть, быстро ли ответы приходят, понимает ли бот контекст запроса и насколько точно.

Просто я бывал на демках, где за красивым сайтом пряталась совершенно невкусная начинка. И начинаешь жалеть потраченного на созвон времени. Мне бы хватило потыкать 5 минут в рабочей системе, чтобы понять что это "не то".

Кстати, мне кажется тут еще важный вопрос - а как вы защищаете данные, какие гарантии даете? Потому что дать каким-то непонятным ребятам (ничего личного), какому-то боту конфиденциальную информацию о продажах - это прям риски-ириски.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Ефаров
Автор

Цены будут на сайте в конце недели, ссылку сюда приложу )

По поводу демо бота с общим датасетом для всех мы уже пробовали. В итоге, так как клиент не узнает свои данные, то и не понимает что спрашивать. Поэтому мы для наших потенциальных заказчиков даем месяц бесплатного пилота на их данных и тогда уже клиент принимает решение.

По вопросу с безопасностью - бэкенд с данными находится в контуре компании, наружу в мессенджеры уходят только вопросы-ответы по защищенному каналу, также как и обычные BI в общем то. А через мессенджеры уже даже банковские операции начинают проводить.

P.S. Кстати классические BI тоже не выкладывают свои дашборды, чтобы покрутить, так как визуализация может не понравиться, данные не те итд итп.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Рыбаков

Когда-нибудь перестанут везде вставлять барби, но это совсем другая история

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Ефаров
Автор

Думал, буду крайним, а разве нет?😅

Ответить
Развернуть ветку
Одиноков Антон

Эксперт по отчетности и BI системам: oracle BI, sap BO, sap Analysis, Tableau, Power BI, Data Lens, Google data studio.

В жизни, мы сталкиваемся с разработанными дашбордами пытающимися решить одну проблему: «ответить на все вопросы и сразу».

Мы получаем много монстро-образных решений, которые не способны «жить» и даже иногда адекватно поддерживаться.

Кроме этого, даже сами пользователи не желают в них разбираться, потому что «долго», «тяжело».

Я видел, как топ менеджеры строя экосистему и заявив нереальные требования в итоге получали «нечто», за огромные деньги. И поигравшись месяц-другой, возвращались в excel.

Ни один bi не должен решать все задачи сразу.
Разбираться с 100-150 дашбордами сложенными в любую bi систему, не оглядываясь на новых людей приходящих в компанию, которые не в курсе этих разработок- это цикл современного устройства таких систем.

Решение же нужны простые и быстрые.
Как я вижу, у данного решения огромный потенциал.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Ефаров
Автор

Антон, спасибо за комментарий. Именно для этого и делали Easy Report!

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Ефаров
Автор

Здравствуйте, Валентин! Спасибо за комментарий. Цены на сайте появятся в ближайшее время. А какую задачу вы решаете с помощью сводных таблиц?

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда