{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Интервью Ильи Никифорова - сооснователя TeachMePlease и Disciplina

Сооснователь платформы TeachMePlease Илья Никифоров - о своем проекте, честной системе по найму и поиску сотрудников, российском образовании, особенностях рынка в России и Америке.

Расскажи, как появилась идея создания TeachMePlease?

Идея создания TeachMePlease пришла мне в голову в 2016 году, когда мы путешествовали по Калифорнии и находились рядом с Сан-Франциско, пляжем Pacifica - это один из самых известных серфинг-спотов, которых там огромное количество. Я пытался найти себе тренера, так как давно мечтал попробовать серфинг. Потратив вечером несколько часов на поиск в Гугле, я не смог найти ничего, что мне подошло, потому что на сайтах не было никакой информации. Были просто описательные сайты школ, тренеров, которым нужно звонить и узнавать сколько все это стоит.

Мы привыкли всю информацию получать онлайн, в моменте: мы ищем квартиру или отель, мгновенно понимаем уровень цен и можем планировать. Тогда я подумал, почему бы не создать единый сервис, где все курсы, программы, репетиторы будут собраны в одном месте и человек сможет находить любой вид образования, которое ему нужно в данный момент в любой точке земли.

Что представляет из себя проект сегодня?

Мы три года работаем на рынке России. Начали с модели маркетплейса и постепенно уходим в сторону расширения платформенных возможностей, добавляем различные инструменты.

Любое образовательное учреждение может у нас зарегистрироваться, сделать курсы, загрузить видеокурсы и продавать их. Отдельно мы развиваем детское направление, создали подпроект Kids TeachMePlease - интерактивную карту, где родитель может посмотреть, какие детские мероприятия проходят рядом с ним, в реальном времени пообщаться с образовательным учреждением, которое его проводит, получить ответы на нужные вопросы и записаться.

Что станет с проектом через год?

Как любой стартап, мы достаточно непредсказуемы. В чем отличие стартапа от бизнеса, который уже имеет некую рабочую модель? Если бы мы делали очередной такси сервис, то все было бы понятно - есть понятная математика, понятная бизнес-модель, модель роста, ты можешь с точностью оценить затраты на каждого юзера, так как этот путь до тебя прошло огромное количество компаний.

Мы же занимаемся открытием новых ниш на рынке, создаем новые экосистемы, новые условия для получения услуг, поэтому наши глобальные идеи понятны и ясны, а путь постоянно адаптируется и изменяется.

Хочется, чтобы через год хотя бы 50% функционала, который я закладывал в идею TeachMePlease, были реализованы на рынке России, хочется выйти на рынок США и Европы. Трансграничность - одна из концепций, которую я продвигаю внутри проекта.

Как ты думаешь, через какое время проект достигнет своей цели?

У нас очень сложная сфера - образование, оно меняется очень активно, поэтому достигнуть цели и показать максимальную эффективность проект сможет не так скоро, возможно, в горизонте 5 - 10 лет.

Взаимодействие человека с информацией и внешним миром сильно изменилось, сама система образования, сами компании и бизнес должны адаптироваться под новые реалии. А система образования, к сожалению, очень отстает, в результате мы получаем сильный перекос между тем, какие знания и опыт люди получают в образовательных учреждениях и тем, что на самом деле нужно для их качественного трудоустройства. Образование пытается догнать требования рынка, что максимально неэффективно. Многое должно произойти не только в России, это проблема мировая, все ее понимают и двигаются примерно в одном направлении, вопрос в том, как объединить эти усилия и направить их в одно русло, чтобы все-таки достичь результатов.

Если мы говорим все-таки о Российском рынке, как ты думаешь, система образования в России готова к изменениям?

За последний год я сильно погрузился в эти процессы, взаимодействовал с ведомствами, министерствами, университетами, я понимаю, что проблем очень много, особенно в России. У нас практически все образование государственное, оно следует методологиям, правилам, которые устанавливаются государственными органами - Министерством образования, Рособрнадзором. Там все понимают, что нужно оцифровывать, использовать технологии и работу с большими данными, искусственным интеллектом и нейросетью. Но есть огромное количество участников, которые друг с другом не дружат, перетягивают на себя одеяло, ведь там бюджетные деньги. В итоге страдают университеты, школы, потому что до них идеи не доходят.

У нас много интересных идей, заложенных в Национальный проект “Цифровой экономики”. В нем много проектов про образование, много дельного, толкового, вот только вопрос, когда и в какие сроки они будут реализованы. Это сложно сказать, потому что образование у нас аналоговое, министерства и ведомства получают результаты ЕГЭ за прошлый год и на основе этой информации должны принять какие-то меры, чтобы отвечать нуждам образовательной среды в будущем. Они находятся в постоянном отставании, решают проблемы прошлого, когда актуальны уже другие проблемы, а через год будут актуальны новые проблемы, и они будут опять опаздывать.

Нужно менять подход к процессам образования, построению методологии, внедрять новые инструменты, сокращать количество ведомств и министерств для того, чтобы между ними не было внутренней войны.

Идей много, они поддерживаются, на них выделяются средства, но деньги не расходуются, потому что не понятно кому их отдать. Реальный пример из жизни: есть проект, на него выделен бюджет, но работа стоит, потому что не выбрали исполнителя. Кандидатов много и все они хороши, их можно объединить, но у нас есть определенная специфика в государстве, которая, к сожалению, не позволяет так сделать. У нас сильно развито собственничество, никто не хочет ответственности, но при этом все хотят что-то делать. Происходит перекладывание ответственности на других: дайте деньги нам, а отвечают пусть они. Бюрократическая машина в худшем своем проявлении.

Боишься ли ты конкуренции с такими информационными сервисами и платформами, как Учёба.ру, UpStudy, Coursera?

На самом деле информационных сервисов гораздо больше и они все как-то пересекаются с TeachMePlease. Мы не являемся замещением этих сервисов, мы им не совсем конкуренты. То решение, которое лежит в основе TeachMePlease - DISCIPLINA, как раз является связующим звеном для всех игроков на рынке.

Платформенная модель подразумевает под собой то, что ты создаешь условия того, что внутри системы участники обмениваются какими-то ценностями. Чем больше инструментов мы дадим, тем больше получится ценностей, которыми можно обмениваться - вот наша идея.

Мы увидели нишу между трех экосистем: рекрутинг, образование и рабочая среда. Когда мы создадим свой сервис и платформу, то позволим работодателям иметь прямой real-time, они смогут искать ценные кадры на уровне поступления в институт, находить и помогать им, возможно, они будут иметь дополнительную стипендию. Сейчас это тоже есть, но только работает в ручном режиме. Наше отличие в том, что мы должны создать условия, экосистему, технические возможности, решения, чтобы это стало возможным.

С какими главными трудностями сталкивается проект?

Сейчас мы работаем больше на Российском рынке, пробовали взаимодействовать с огромным количеством учебных заведений и столкнулись со следующими проблемами: техническая - это низкая оцифрованность образования, бюрократическая и коммерческая.

Первая - техническая, заключается в том, что до сих пор, при учете того, что у всех есть компьютеры, многое ведется в виде текстов. Допустим, в университете А есть условная система, которая ведет учет студентов, когда мы начинаем в ней копаться, мы видим, что есть папка на сервере, куда складываются файлы с работами, есть реестр студентов, какие-то отдельные папки с дипломами, еще с чем-то - это не экосистема, не оцифрованная информация, это просто ее хранилище.

Вторая проблема - бюрократическая. Даже если государственному учреждению что-то нравится в нашей концепции, им очень сложно это применять. У нас есть тонкие моменты, где мы начинаем заходить в плоскость, которая регулируется уже методологией, различными правилами, законами, и учебные заведения боятся что-то делать, они боятся инициировать какие-то изменения. Они говорят, нам все нравится, было бы интересно, но давайте, чтобы вас министерство поддержало. Они боятся пробовать, как только это начинает залезать в область регулирования, они боятся потерять лицензию, боятся проблем со стороны министерства образования, и их можно понять.

Третья проблема - финансовая, у Российских вузов ограниченное финансирование. В Америке, например, образование держится на спонсорах - студенты заканчивают университет, в трудоустройстве им помогают выпускники того же университета, вуз дает им кадры, они вырастают и отправляют туда своих детей, круг работает. Выпускники поддерживают вузы, которые закончили - это самая сильная модель в мире. В России не так.

Тогда почему ты все-таки решил делать проект TeachMePlease в России, а не в Америке?

Мы находимся в России, и я хотел бы сделать что-то полезное для страны. Образование для меня достаточно интересная тема, потому что у меня самого неоднозначное отношение к тому образованию, которое я получал.

За последние 15 лет у меня было огромное количество сотрудников, я вижу, как сильно молодежь потеряла интерес к образованию, у них нет целей, и это сказывается на качестве сотрудников и кандидатов. Рынок труда в России - огромная проблема, у нас мало специалистов во всех сферах, менять это можно и нужно, и все это понимают.

Я прекрасно понимаю, что в США IT-проектам получить фидбэк гораздо проще, так как покупательская способность там гораздо выше. На рынке США можно почерпнуть больше информации, акселераторов больше, есть венчурное инвестирование, которого нет в России, оно помогает проектам развиваться. В России ты в горизонте трех лет обязан показать кэш, если не показал доход, то выжить будет сложно, потому что климат инвестирования совсем другой.

Тем не менее, у нас есть хорошие разработчики, стоимость которых на рынке в России значительно ниже, чем в США. Я хочу сделать базис в России, чтобы была высококвалифицированная команда здесь и на базе нее потихоньку развивать другие рынки.

Пару слов о проекте Disciplina. Что это в нескольких предложениях?

Disciplina - это то технологическое решение, которое лежит в основе честного профиля человека. Я его вывел в отдельный подпроект только для того, чтобы было проще общаться с конкурирующими проектами. Сервисам не нужен весь функционал TeachMePlease, а Disciplina может связать все проекты. Она заложена в основу TeachMePlease, доработав ее, мы можем объединить все образовательные сервисы.

Как ты заполучил таких партнёров, как Рособрнадзор, Комитет по труду и центр занятости Санкт-Петербурга, СПбГУ? Зачем тебе и им это?

Начну с конца, зачем нам это сотрудничество? Мы, находясь в России, не можем заходить в университеты без государственной поддержки по причине того, как у нас устроена страна. Поэтому взаимодействие было необходимо. Плюс, как я говорил ранее, у нас есть целевые программы, которые сильно пересекаются с этой идеей. Когда информация о нас попала к Рособрнадзору, СПбГУ, они сами вышли на связь с нами, пригласили меня, я рассказал свои идеи и мы начали взаимодействовать. Где-то я просто консультирую, где-то мы пытаемся делать проекты и двигать идею дальше, пытаемся что-то развивать, пишем документацию. Никаких денег там нет, ничего мы не получали и не получаем. Это полезное взаимодействие, я прихожу и говорю, что нам не надо денег, у нас уже что-то готово, предлагаю объединиться и начать развивать идею! Самое страшное, что люди этого боятся - если в России кто-то приходит не за деньгами, значит, что-то здесь не так.

Комитет по труду и занятости обратил на меня внимание после того, как я выступал на “Форуме труда”. Я немного рассказал про концепцию честного диплома, о своем видении этой проблемы, им понравилось мое выступление, мы познакомились и дружим.

Инвесторы никогда не вкладывают деньги в идею, они вкладывают деньги в человека и его команду. У тебя может быть очень много денег и супер идея, но если нет команды, ничего не пойдет, при этом с командой развить идею можно и без денег.

Илья Никифоров, Сооснователь платформы TeachMePlease

Команда-главное в проекте?

Да - это основное. В прошлом году я объездил весь мир с презентацией проекта и абсолютно убедился в одном - инвесторы никогда не вкладывают деньги в идею, они вкладывают деньги в человека и его команду. У тебя может быть очень много денег и супер идея, но если нет команды, ничего не пойдет, при этом с командой развить идею можно и без денег.

По каким критериям ты принимаешь людей на работу, если доверия к резюме сегодня нет?

Личная встреча, собеседование. Другого инструмента сейчас нет и это тоже очень большая проблема, я вынужден тратить много времени на то, чтобы прособеседовать человека, дать тестовое задание. Мы вообще не спрашиваем про дипломы, потому что мне эта информация ничего не даст - я не знаю, какой у человека факультет, кто преподаватель, в каком настроении был профессор, когда он принимал экзамены - как это все понять? Что значит эта оценка? Что вынести из этой бумажки? Можно проверять, звонить в университеты, потратить огромное количество времени и сил, поэтому никто этим не занимается.

Люди хотят получить качественное образование, но платить за него не хотят.

Илья Никифоров, Сооснователь платформы TeachMePlease

Проекты планируют выйти на рынок США, как это будет происходить и в чем особенности Американского рынка?

Пока мы не вышли на Американский рынок и можем только предполагать, но есть точное понимание того, что там покупательская способность выше и отношение людей к покупке на образовательных сервисах, тем более онлайн, совсем другое и отличается от России. В России система с бесплатным образованием, которая была в СССР, приводит к тому, что люди по инерции не понимают, как можно платить за образование, ведь школа бесплатная, а когда человек учится на платной основе, его считают дураком. Люди хотят получить качественное образование, но платить за него не хотят.

Есть информация, что в Америке гораздо качественнее работает таргетирование по рекламе, за счет того, что сервисы и социальные сети все американские, и по пользователям у них больше информации, соответственно, целевое таргетирование можно сделать более эффективным.

Образование должно давать опыт. Люди должны приходить и трудоустраиваться не просто со знаниями, а с опытом, который им будет давать университет

Илья Никифоров, Сооснователь платформы TeachMePlease

Как по твоему должно измениться образование в ближайшие 10 лет? Какую роль в этом сыграют создаваемые вами проекты?

О нашей роли пока рано говорить, время покажет. Хотелось бы, чтобы сыграло значимую роль, а как получится - сложно сказать.

Мы должны уйти от эталонной модели оценки образования. Раньше вся система строилась на проверке знаний у человека. Считалось, что знание - сила. Если человек начитан, как из пулемета выстреливает разные исторические даты и события, знает все столицы - он умный. Но сейчас мир изменился, Интернет дал новые возможности и моментальный доступ к информации. Поэтому владение знанием уже не является такой силой, как раньше. Любой человек может открыть смартфон, ввести в Гугле вопрос и получить на него ответ. Доступ к информации упростился, на смену выходит умение работать с информацией, делать правильные выводы и задавать правильные вопросы - эти навыки сейчас самые важные, человек конкурентоспособен, если умеет применять знания.

Мне нравится Финляндии в этом. Они уходят от предметов - на истории они будут изучать события в разрезе сразу нескольких наук: события Второй мировой войны - это может быть сразу и история, и география. Они пытаются уйти от предметности, чтобы шло контекстное образование, когда детям дают информацию и заставляют работать с ней.

Очень интересен подход Китая - они с первых классов учат детей прикладным делам - мальчики работают за станками, девочки шьют. Ты точишь деталь на станке и у тебя присутствует математика, физика, ты узнаешь при какой температуре изменяется материал, какие у него термические свойства.

Конкуренция растет, рабочих мест все меньше, поэтому уже нет возможности воспитывать навыки в людях на базовых знаниях. Образование должно давать опыт. Люди должны приходить и трудоустраиваться не просто со знаниями, а с опытом, который им будет давать университет. Появляется конкурентная среда людей, которые занимаются самообразованием, они не учатся в университете, а пишут код или что-то собирают, своим опытом они становятся более конкурентоспособными, у них наработка по времени становится больше, чем у людей, которые закночили университет.

Как может выглядеть мир с реализованным проектом Disciplina?

У работодателя появится интерфейсная система, куда в реальном времени он сможет загружать свои запросы по навыкам сотрудников, система сразу же будет предлагать ему кандидатов, которые учатся или работают где-то еще и открыты к вакансиям. Образовательные учреждения смогут видеть потребности рынка и адаптировать образовательный процесс под нужды в реальном времени, чтобы студенты были более конкурентоспособны именно сейчас.

Рекрутеры никуда не денутся, изменится их роль, они будут более качественно и точно раскладывать запросы работодателя по карте навыков. Поиск сотрудников станет более точным, компании будут довольны результатом, что приведет к деньгам. Вот она - бизнес - модель.

Каждая компании заинтересована в том, чтобы другие компании использовали эту систему, потому что чем больше информации в этой системе, тем она будет точнее, будет лучше работать, выгоду получит каждый из участников.

Получается, что отметки, отзывы и баллы имеют прямое влияние на будущее человека, насколько этичным будет продукт, если не все учащиеся получают хорошие оценки и отзывы? Как студенту можно исправить низкий балл или плохой отзыв?

Мир жесток, к сожалению. Это видоизмененная проблема выжившего. Мы говорим о проблеме тех людей, которые сейчас каким-то образом свои плохие оценки скрывают, покупают дипломы или трудоустраиваются за счет связей, а нам нужны квалифицированные кадры и огромная конкуренция. Мы создаем более честную систему по найму и поиску сотрудников, для тех, кто готов прикладывать усилия для достижения целей.

Полную версию интервью смотрите по ссылке.

0
5 комментариев
Игорь Белый

Почему не было комментариев ????

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Белый

Очень интересное интервью и не могу найти инфу почему как то резко все пропало по этому проекту.

Ответить
Развернуть ветку
Даги Джонс

Потому что у проекта проблемы с финансированием и долги по зп бывшим сотрудникам. К слову, Илья прекрасно говорит в этом интервью про команду, но своих бывших сотрудников кинул, вместо того, чтобы объяснить сложность ситуации, свалил всё на них, мол, сами плохо работали, а я "один адекватный в белом костюме стою такой красивый". 

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Белый

В продолжение разговора, сегодня сайты восстановили работу. А взаимоотношения людей в процессе работы - это конечно тоже интересно и важно.

Ответить
Развернуть ветку
Альберт Варек

Этот Илья кинул всех своих партнёров, работников и инвесторов, уехал куда-то, вроде в США и всё. Долги накопил на своё ООО. Молодец. Врун. Вор. Клептоман. Брехун. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда