Как мы превратили бизнес-инкубатор для школьников в проект федерального уровня

В 2000-х со стартапами была беда. Предпринимательство не считалось престижным: в культуре укоренился образ барыги, который покупает подешевле, а продаёт на рынке подороже. Если кто-то из школьников хотел запустить свой проект, приходилось ждать до экономфака университета — чтобы узнать хоть какую-то базу про экономические процессы и бизнес-моделирование.

Мы с партнёрами решили изменить образ предпринимателя и показать, что бизнес — это про интересные проекты и технологии, а стартапы можно запускать в любом возрасте. Расскажу, как мы открыли первый в России бизнес-инкубатор для подростков и что с ним потом стало.

Преинкубатор на базе МГУ

Два моих друга и коллеги организовывали мероприятия и программы по предпринимательству для студентов МГУ. В какой-то момент они поняли, что некоторые знания нужно давать ещё в школе, и решили создать бизнес-инкубатор для подростков с поддержкой кафедры экономики и инноваций МГУ.

Проект выиграл грант, и на эти деньги решили собрать команду тренеров. В их числе был я.

Мы старались делать интересную и практикоориентированную программу. В качестве спикеров мы приглашали людей из бизнеса и тех, кто реализовывал большие проекты. Ещё мы проводили тренинги, бизнес-игры, квесты и квизы — интерактивные форматы, которые вовлекали школьников и помогали им освоить непростую теоретическую базу.

Для нас с самого начала были важны три вещи:

  • Запустить у школьников предпринимательское мышление — чтобы участники поняли, как его применять не столько в проектах, сколько в жизни в целом.
  • Сделать программу практикоориентированной — чтобы школьники делали много всего своими руками: бизнес-планы, сметы, прототипы. Так и материал лучше усваивается, и участники создают свой базовый набор для запуска стартапа.
  • Учить детей бесплатно. Ни школьники, ни их родители никогда не платили за наши программы — мы старались, чтобы всё покрывали гранты.

Этот преинкубатор работал два года, через него прошли 300 школьников. Когда национальная премия «Бизнес-Успех» открыла номинации для юных предпринимателей, наши участники забрали все награды. Мы, как создатели первого пренкубатора, встречались с мэром Москвы Сергеем Собяниным.

Игровые мероприятия по бизнес-навыкам

Когда сотрудничество с МГУ закончилось, мы стали думать, в какую сторону дальше развиваться и как монетизировать проект. Мы пробовали запускать его франшизу, но это «не залетело». Тогда решили сконцентрироваться на тренингах, играх и мастер-классах по предпринимательству для школьников и студентов. Это уже поставили на поток — десятками проводили игровые мероприятия для образовательных учреждений.

Тогда мы разработали первую брендированную игру — «Море». Это бизнес-игра на основе рыночной модели, где возникают форс-мажоры и меняются цены. В условиях нестабильности участники разрабатывают стратегию продаж и прокачивают предпринимательские навыки. Цель — заключить как можно больше выгодных сделок.

Нас стали звать в крупные образовательные проекты:

  • Университетская гимназия МГУ

Когда МГУ начал создавать свою гимназию, мы с партнёром вошли в команду, которая разрабатывала концепцию этой школы, и отвечали за модуль «Экономика проектов». Нам дали «пилотную» группу, для которой мы создали программу развития проектных навыков.

  • Бизнес-школа «JUNIOR РОСТ» ДВФУ

Мы организовали онлайн-марафон на базе сервиса PRE.INC и отобрали в бизнес-школу ДВФУ 400 участников с самыми перспективными проектами. Мы продолжили сотрудничать с ДВФУ и позже провели интенсив по предпринимательству, который дал старт 25 инициативам.

  • Тематическая смена «Предприниматели будущего» в Артеке

Мы сотрудничаем с крупнейшими российскими лагерями: Артеком, Орлёнком и Океаном. Например, в Артеке провели смену по предпринимательству: 135 школьников начали работу над 26 проектами.

  • Казанский кооперативный институт

Провели предпринимательскую программу и деловые игры на 230 проектных команд, а ещё олимпиаду на 1000 человек.

  • Волонтёрские проекты РЖД

За три дня рассказали 100 сотрудникам РЖД о поиске проблемы и целевой аудитории, MVP и основах продвижения, провели презентации и запустили 16 проектов.

Онлайн-сервис PRE.INC

К 2020 году я более 10 лет учил детей проектному мышлению и провёл несколько сотен игровых мероприятия по развитию предпринимательских навыков. Но такие события рассчитаны на определённое количество человек. Мы захотели увеличить охват и создать цифровой продукт — онлайн-сервис, который даст школьникам и студентам толчок к запуску своего проекта.

Получилась платформа акселерации проектов PRE.INC, в основе которой — увлекательный видеокурс со сторителлингом. К концу программы участники готовят презентацию проекта для конкурсов и грантов.

Параллельно с PRE.INC мы развивали другой проект — диджитал-студию корпоративного обучения Center-Game. Мой партнёр стал её гендиректором, а я занялся развитием PRE.INC.

Подготовка преподавателей к программе «Стартап как диплом»

В 2019 году появилась государственная программа «Стартап как диплом». Это альтернатива ВКР или магистерской диссертации: студенты вместо классического исследования могут защитить свой проект.

Но преподаватели вузов не знали, как учить студентов предпринимательству. Мы стали готовить учителей: помогать с интеграцией программы и рассказывать, как работает акселерация. Сейчас активно взаимодействуем с ТГТУ, ВГУ (Владивосток), НГАТУ, МГППУ, МЭИ. Провели три конференции и три мастер-класса для представителей администраций вузов и преподавателей, на каждое мероприятие было до 400 регистраций.

Как мы превратили бизнес-инкубатор для школьников в проект федерального уровня

Что будет дальше

  • Планируем запустить свой акселератор для школьников и студентов. Будем помогать с развитием и реализаций идей в техносфере.
  • Заходим в корпоративный сегмент — развиваем предпринимательское мышление у сотрудников компаний.
  • Начали разрабатывать стратегии развития проектной деятельности в университетах. Например, запустили подобную программу в МЭИ.
  • Партнёримся с новыми вузами: проводим тренинги и бизнес-игры по развитию проектного мышления, готовим преподавателей к программе «Стартап как диплом», помогаем подаваться на гранты.
  • Я веду телеграм-канал, в котором рассказываю, как запускать акселераторы в школах и вузах, и делюсь полезными материалами по молодёжному предпринимательству.
22
Начать дискуссию