История стартапа «Яблочная барахолка», или как стать №1 в нише, которую сам придумал

История про проект, который почти 10 лет назад запустился как конкурент Avito и занял первое место в своей нише.

Эта история началась почти 10 лет назад, а именно в марте 2010 года, когда тема «яблочных» устройств от Apple находилась в активном росте и была настоящим атрибутом прогрессивного и модного человека.

В 2007 году Apple представила свой первый iPhone, а в апреле 2010 года начались продажи iPad первого поколения.

Итак, к 2010 году рынок б/у айфонов уже начал формироваться, а желание стать счастливым обладателем модного гаджета множилась с каждым днем. А если нет возможности купить новый, что остается делать? Правильно — купить б/у на Avito. Но как, черт возьми, найти то, что нужно в этой «барахолке», когда еще и куча мошенников пытается тебе продать все, что угодно. Ответа не было. Тогда почему бы его непридумать?

Идея не нова, но я очень люблю выделить локальный рынок и углубиться в него, попытаться решить конкретные проблемы и от них уже оттолкнуться дальше.

Проще скопировать великую идею, чем создать что-то новое. Но в таком случае вы ничему не научитесь и ничего нового не создадите. Когда мы создаем что-то новое, то проходим путь от 0 до 1.

Успешным предпринимателям свойственно находить ценное в неожиданных местах. Начните с малого и монополизируйте рынок. Даже если вам удастся закрепиться на большом рынке, из-за жесткой конкуренции прибыль будет нулевая.

Завоевав маленький рынок, вы сможете выйти и на более широкий.

Из книги «От нуля к единице. Как создать стартап, который изменит будущее», Питер Тиль

Первым подобным проектом у меня был региональный сайт о продаже подержанных автомобилей через интернет, запущенный в 2005 году и к 2007 ставший №1 в регионе в этой нише. Кстати сайт до сих пор живой :)

Итак, вернемся к «яблочной» продукции. В 2010 год я решил вспомнить свой сайт объявлений и практически на том же движке была запущена «Яблочная барахолка» — сайт с объявлениями о продаже б/у техники Apple.

Основным конкурентом тогда был тот самый Avito с огромной органической аудиторией и входящим трафиком. Основной целью создания моего сайта на самом деле был эксперимент, который заключался проверке следующей гипотезы: лучший пользовательский опыт и грамотная структура сайта может «подвинуть» в SEO крупные проекты.

Дальше предлагаю пойти по шагам запуска проекта.

Шаг №1. Придумать (выделить) нишу.

Четко определяем суть проекта: «Сайт бесплатных объявлений о продаже б/у техники Apple в Москве».

Таким образом мы сразу вводим для себя ограничения и точно понимаем, для кого мы делаем проект.

Шаг №2. Чем мы лучше?

Безусловно, выделить или придумать нишу не достаточно, ведь в более общем виде данная задача уже точно решена. Давайте подумаем, чем мы можем быть лучше.

Ключевой особенностью «Яблочной барахолки» стала четкая структура и каталог товаров бренда Apple — именно этого лично мне не хватало в Avito того времени.

При подаче объявления обязательно нужно было выбрать тип устройства, модель и, по желанию, указать его характеристики. На выходе получался единообразный заголовок объявления точное понимание продаваемого товара.

Например:

Apple iPhone 3GS (белый), 32Gb Apple MacBook 13" Apple iPod Touch 4 gen., 64Gb MacBook Pro 17" (А1297) 4Gb, серебро металл

Сравните с заголовками на том же Avito того времени:

Телефон iPhone 3гс 64 гб iPhone 5s белый 32 полный комплект Телефон айфон Макбук с чеком и упаковкой

Это стало похоже на каталог товаров обычного интернет-магазина, только тут продавался б/у товар.

Покупатель мог выбирать категорию, модель и посмотреть все имеющиеся предложения в наличии.

Дальше появился еще немного полезного функционала, например, оценка товара по нескольким параметрам, на основе которых выставлялась оценка товара от 1 до 10 — чем выше балл, тем лучше предложение.

Страница добавления объявления​ Выбранные пункты в Состояние влияли на оценку товара
Страница добавления объявления​ Выбранные пункты в Состояние влияли на оценку товара
Пример оценки товара в листинге предложений​
Пример оценки товара в листинге предложений​

На странице самого объявления сайт предлагал такие же товары из той же категории/типа/модели или похожие другие модели по схожей цене — это было удобно и понятно, о чем говорили увеличивающиеся количество просмотров страниц на посетителя и время на сайте.

Все это существенным образом повлияло на поведенческий фактор.

Шаг №3. Стратегия привлечения.

Моей стратегий привлечения был органический поиск — то есть чисто SEO. Для достижения результаты был выбрано два основных момента:

  • точные посадочные страницы под любые тематически запросы
  • пользовательское метрики

Основной пользовательской метрикой было время на сайте и количество просмотров на посетителя.

Достижение этой цели я уже описал выше, осталось ответить на вопрос посадочных страниц.

Так как вся основная суть была в четкой структуре каталога — это и стало основной для создания посадочных страниц. Далее приведу примеры поисковых запросов и URL посадочных страниц, думаю всё станет предельно понять.

"купить бу айфон" /iphone/ "купить айфон 3г" /iphone/iphone-3g/ "купить макбук про 2012" /macbook/macbook-pro/

Таким образом весь входящий трафик целился в основные листинги с точным попаданием в нужные предложения. Profit.

Давайте посмотрим, чего удалось достичь в поисковом трафика.

Трафик из поисковых систем ​
Трафик из поисковых систем ​

Не пугайтесь, что тут целых 4 года, я уделял абсолютный минимум развитию проекта, так что при должном внимание подобный график мог быть и за более короткий период. Ну и стоит учитывать общий рост трафика из-за обычного роста спроса.

Лайфхак.

Не забывайте, что название проекта (бренд) может приводить в долгосрочной перспективе очень хороший трафик и позволяет лучше работать «сарафанному радио».

Название «Яблочная барахолка» было придумано спустя два года после запуска и очень быстро стало приводить хорошую долю «брендового» трафика с лояльными пользователями.

Шаг №4. Монетизация

Монетизация была не очень интересна, так как проект был запущен скорее как эксперимент. Были попытки продажи рекламы, платного размещения магазинов, но лучше всего, очевидно, сработала контекстная реклама. Сколько можно заработать на подобном трафике каждый может посчитать самостоятельно.

Заключение.

Уверен, почти никто из вас не слышал об этом проекте (если вдруг я не прав, оставьте комментарий — мне будет приятно), но тем не менее он стал №1 в той нише, на которую был нацелен :)

В сухом итоге: гипотеза был подтверждена — был занят основной топ целевых запросов и мы подвинули в выдаче Avito при помощи грамотной структуры сайта и поведенческому фактору.

В этот момент мой интерес был потерян, я рассказал стратегию развития новым владельцам и успешно продал проект.

Жаль, что новые владельцы не стали развивать проект, поэтому он так и остался примерно на том же уровне развития, но с другим дизайном и технической начинкой. А там был огромный потенциал с выкупом, ремонтом, аукционом, продажами новой техники и, как логичное продолжение, расширение на другие бренды и регионы.

В любом случае, все описанные шаги по запуску стартапа продолжают и, уверен, будут продолжать работать. Надеюсь они помогут вам с вашими проектами. Дерзайте, завоевывайте маленькие рынки, становитесь там номером один и выходите на более широкие.

Если у вас есть ко мне вопросы, комментарии или предложения, я всегда открыт ко всему новому — мои контакты вы найдете у меня в профиле.

1313
15 комментариев

Ни ссылок ничего
Просто мысли и фантазии?
Такие посты нужно сразу удалять

3

Пожалуйста — https://applebay.ru. Но это уже несколько лет не мой проект. 

1

Поисковые системы желает прокачать по запросу "Яблочная барахолка"

1

А как набрали первый товар для витрины, брали с Авито?)

1

Разное было :))) Но ничего массового, автоматического и долгосрочного не было. Для старта искали уже размещенные объявления, с кем-то из продавцов согласовывали размещение у нас, с кем-то, конечно, нет. Были как недовольные, так и крайне довольные люди. Как только я начал получать отзывы о том, что именно с моего проекта люди успешно продавали и стали поступать по 1-2 новых объявления в день непосредственно через проект мы прекратили собирать информацию сами.

1