{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

В вашей частной клинике происходит бардак, и сливаются сотни тысяч рублей? Просто у вас нет правильной CRM!

IT-решения в медсфере ― это отстойник. Я понял это, когда пытался подобрать CRM для медицинского холдинга в Дагестане. Не оставалось ничего, кроме как создать собственную CRM.

Зачем бизнесу CRM

Если ввести в поисковике вопрос «что такое CRM?», то сеть выдаст что-то типа: «система, позволяющая управлять взаимоотношениями с клиентами». Программное обеспечение, которое хранит контакты в базах, дает доступ к действиям клиента на сайте, содержит договоренности менеджера с покупателем и так далее.

Я замечаю, что в последние годы CRM-кой все чаще называют программы с расширенным инструментарием, не только с функцией взаимодействия с клиентом. То есть, под эту категорию попадают многие системы автоматизации рабочих процессов.Такие программы незаменимы не только в отделе продаж и маркетинга, они в целом помогают грамотно управлять бизнесом.

В наши дни нет никакого смысла рассказывать о пользе этого продукта, а на рынке давно существуют готовые решения. Однако они подходят отнюдь не каждой бизнес-модели.

Я насчитал 4 ситуации, когда покупать готовую CRM нет смысла, и лучше создать собственную. Сверьтесь со своим бизнесом и скажите, верно ли я рассуждаю:

  • собственная система автоматизации нужна, когда есть необходимость вести повторную коммуникацию с клиентом, но база не дает запустить рассылку, к примеру, на 5000 клиентов;
  • когда уже существующие описанные процессы внутри компании приходится подстраивать под ограничения системы (к примеру, в медцентре, где работает 50-60 людей, нужно вовремя уведомлять врачей о том, что у них будет пациент: оплачивать систему ежемесячно под каждого врача — дорого, а делать уведомления в телеграмм — небезопасно и неудобно. А если у системы нет приложения — вообще нереализуемо);
  • когда нужна локальная система (которая установлена на сервере внутри компании, и к ней нет внешнего доступа). Все локальные системы автоматизации, предлагаемые рынком, требуют покупки лицензии, которая зачастую стоит столько же, сколько нужно затратить на создание новой. При приобретении готового решения нередки проблемы с доработками, которые нужны почти всегда;
  • когда нужно сформировать собственную Big Data ― большой массив базы данных, который имеет уникальный вид и четкие выстроенные формулы, отсутствующие в готовых системах.

На рынке существуют 3 группы систем автоматизации:

  • CRM ― классическая программа для отдела продаж и маркетинга;
  • ERP ― фиксация и управление ресурсами предприятия, например 1С;
  • BPM ― управление бизнес-процессами компании, например, Bitrix24, ELMA.

Недавно мы закончили разработку и внедрили систему из первой группы в работу медицинской клиники в Республике Дагестан. Сегодня я хочу поделиться этим опытом.

100 часов на концепцию, 1 год на реализацию

Итак, уже 3 месяца в формате доработанного MVP (минимально жизнеспособный продукт) в клинике Артура Меджидова работает наше «коробочное» IT-решение ― САМП (система автоматизации медицинских процессов).

Главная цель ― организовать поток входящих в клинику обращений и упорядочить запись к врачам. В идеале должна была получится система, которая в будущем может подойти не только одной клинике в регионе, но и целой сети. То есть, мы должны были создать решение, подходящее организациям как с 5 врачами в штате, так и с сотней. Только продумывание такой концепции заняло у нас 100 часов.

Мы создали такую систему и добавили в нее уникальную систему записи.

Запись через CRM

Камень преткновения в создании систем автоматизации в медицине ― законодательство.

Вспомните любой салон красоты ― там нет никакой проблемы в том, чтобы мастер маникюра и стилист принимали клиентов в одном помещении. У медиков такого не бывает. Как минимум, из-за 13 статьи ФЗ «Об основах охраны здоровья», где речь идет о врачебной тайне. Не могут из-за этого терапевт и нарколог, к примеру, принимать пациентов в одном кабинете в одно время.

Вот почему в частных клиниках очень сложно вести календарь приема, если в штате, предположим, 50-60 врачей. Управлять их графиком администраторам весьма непросто.

Поэтому в разработанной CRM мы сделали модель работы взаимодействия «кабинет — врач — услуга», перенаправив запись на кабинеты, а не на специалистов.

В других системах обычно заводится пользователь, и к нему добавляются услуги, которые он предоставляет. Все это прикрепляется к конкретному рабочему месту. Но у врачей так не работает ― они могут вести прием в один день в разных клиниках, кабинетах и даже по разным профилям. Поэтому нам было важно сделать акцент именно на кабинете, по которому выбирается закрепленный за ним врач, и только потом ― список услуг.

Так мы свели риск ошибки к минимуму. Чтобы не было ситуаций, когда регистратор отправил врача в ординаторскую, а пациента ― в пустую и неубранную операционную со следами крови. Такое возможно, если врачей много, а девочки-администраторы меняются раз в месяц.

Итак, у нас получился календарь записи, в котором есть карточка с необходимой информацией по пациенту, где запись разделена на отделения. Отделения, в свою очередь, разделены на кабинеты, кабинеты ― на врачей. Такая многоуровневая система. Кстати, регистраторы могут быть также закреплены только за определенными отделениями.

Также в карточке записи мы сделали поминутные временные промежутки, чтобы у клиентов была возможность выбирать запись в неограниченные интервалы времени (например, 09:43, а не 09:30). Это актуально для таких процедур, как УЗИ, которые длятся от силы 10-15 минут.

Теперь для любого сотрудника медцентра запись в CRM открывает всю картину целиком: по отделениям, кабинетам и врачам. Для регистраторов также разработали удобную систему работы с иконками, которые интуитивно понятны и считываются быстрее, чем текст (вместо фразы «стрелка вверх» выбирается графически обозначенная стрелка вверх).

Доступ к личной информации

Обычно к CRM даются белые IP-адреса, но как по мне, это постоянный риск потери информации, который недопустим в медклиниках чреват огромными штрафами. Фишка «белых» в том, что подключиться к системе можно с любого компьютера.

Мы пошли другим путем: создали техническую роль системного администратора, который входит в систему через нужный компьютер по логину и паролю, подтверждая вход по коду, который приходит ему на телефон. Сотрудники, которые за ним закреплены, входят в свой личный кабинет только через этот компьютер. А если пользователь бездействует 15 минут, его рабочая зона блокируется. Так мы снизили риск, что некоторые недобросовестные штатные могут «слить» кому-нибудь информацию о клиентах из дома.

В медицинской сфере в плане безопасности вообще все очень серьезно. Есть клиники, где маркетологи прежде, чем проанализировать существующие базы данных пациентов, сдают все устройства, заходят в отдельный кабинет и работают «под присмотром». Врачебная тайна строго охраняется.

Защита от скрытия ошибок и удобство масштабирования

В стандартном календаре записей мы отказались ото всех лишних окон, оставив только необходимые ― выбор отделений, карточку звонков, историю звонков и т.д.

Кстати в разработанной нами системе нельзя ничего удалить. Просто нет такой функции. Но есть архив, куда можно отправить неактуальную информацию и иметь возможность вернуться к ней в любой момент. Считаю это очень удобным решением, защищающим базы от «криворуких» и хитросделанных сотрудников, желающих тихо удалить ошибки.

Так у нас получилась персонализированная система для конкретной дагестанской клиники, которая хранится на наших серверах, а клиент оплачивает приобретение и хостинг хранения. CRM может быть легко масштабирована внутри этой клиники или любой другой организации.

Сейчас в ней 11 окон (4 из них ― настройка, 2 ― авторизация), это очень упрощает работу и открывает пространство для расширения блоков.

Кроме того, мы насчитали 50+ требований в ФЗ России к медицинским организациям, которые тоже важно было соблюсти при разработке и внедрении продукта.

История создания началась с провала

Вообще, история автоматизированной системы началась не с этой клиники, а с другого холдинга медцентров с потоком клиентов 500-1000 человек в день (весьма неплохо для региона, кстати). Они обратились к нам в компанию пару лет назад с запросом найти для них готовое решение по CRM, которое помогло бы объединить сеть клиник единой базой.

Мы тогда с головой ушли в поиски. Но так и не нашли на рынке решения, которое объединило бы 6 абсолютно разных клиник разных направлений, чтобы их мог обработать 1 call-центр.

Если взять AmoCRM, то для медклиники это вообще не решение: в медицине короткий цикл сделки (и нет возможности вести запись адекватно), и даже цена в районе 990 рублей в месяц не соблазняет, потому что это сумма только за одного пользователя. Medesk и Клиентикс также не отвечали требованиям клиента. Да и в среднем, все предложения по CRM начинаются от 500 тысяч рублей, при этом дается «голая» база. Для крупных организаций это, может, и допустимая статья расходов, но для маленьких клиник — точно нет.

По моему опыту, медицинский рынок в IT в целом ― отстойник МИС (медицинской информационное системы). На нем почти невозможно найти решение, которое было бы несложным и понятным: все, что есть — слишком замудреное и имеет устаревшие интерфейсы.

В том холдинге мы поняли, что даже пытаться внедрить что-то не стоит, ничего из существующего не подойдет. Так и разошлись тихо-мирно. Да только гештальт этот не давал нам спокойно спать!

Он-то, наверняка, и привел к нам спустя время Артура Меджидова, и мы смогли наконец реализовать то решение, которое не далось с первого раза ― создать систему автоматизации для клиники в течение всего ее жизненного цикла, начиная от команды в 5-6 врачей, продолжая федеральной сетью, где могут трудиться по 50-100 докторов.

Кстати, уже сейчас мы ведем переговоры с другими клиниками, чтобы продолжать внедрять и масштабировать этот IT-продукт и дальше в формате «коробочных» решений. В планах сделать мобильное приложение. Одна компания хотела выкупить у нас 5% функционала за 20 млн. рублей, но мы подумали, что куда интереснее будет и дальше ее развивать самим.

Что важно учитывать, если заказываете СRМ

В первую очередь, индивидуальные особенности бизнеса. Если выбираете готовые решения, в 90% случаев придется прогнуть организацию под них. Разработка же позволяет не прогибаться, а прогибать.

Допустим, вам нужно, чтобы в CRM учитывалось время на доставку закупленного для работы оборудования. Сильно сомневаюсь, что в готовой программе будет что-то подобное. Или там пишут «заказ», но принципиально нужно, чтобы была «запись». Кажется, это мелочь, но ведь именно детали влияют на общую картину бизнеса.

Учтите, что в разработке IT-решения под ключ могут возникнуть 3 проблемы:

  • поиск адекватных референсов ― их действительно сложно найти (на медицинском рынке — так точно), а большая часть готовых CRM не подходят под «коробочные» случаи;
  • отсутствие полноценного понимания, как устроены медицинские процессы изнутри ― они крайне отличаются как в администрировании, так и в подходе к продажам. А потому любое внедряемое ноу-хау должно быть проверено на соблюдение законов, особенно ― в части безопасности персональных данных;
  • выстраивание уровня доступа к системе в конкретной организации: необходимость, чтобы врачи имели доступ к записям и данным пациентов, в одной клинике нужна, в другой нет, потому что все лежит на администраторе.

Все это настраивается персонально. Руководитель получает доступ к показателям, отчетам, статусам, планам, менеджеры ― к воронкам, задачам, встречам. Основная функция ― объединить маркетинг и продажи ― в индивидуальной CRM обязательно должна быть учтена.

Мы в Comrades Devs занимаемся такой разработкой, отталкиваясь от полученных данных, а не от эмоций и собственных мыслей. Как говорит российский маркетолог Илья Балахнин, есть маркетинг на основе данных, а есть тот, что базируется на экстрасенсорных ощущениях. В первом случае стратегии основаны на цифрах, тогда как во втором ― на личном опыте и мнении. Второй подход к маркетингу не плох, но он давно устарел, особенно в сфере IT-решений.

Управляете региональным бизнесом? Поделитесь в комментариях, с какими нетипичными для столичной тусовки трудностями вам приходилось сталкиваться в работе. А мы подумаем, как можно их решить с помощью CRM.

0
59 комментариев
Написать комментарий...
Denis Torbeev

очень жаль читать -что медицина стала бизнес сферой , а не центром , где людям оказывают помощь , а не вытягивают деньги

Ответить
Развернуть ветку
NoName

Ну сходите в бесплатную поликлинику, там пока талон дождешься на что-то сложнее УЗИ коньки откинуть можно, и в очередях несколько суток чистого времени провести. Бесплатная стоматология не умеет обезбаливать. И т.д. я считаю что это блять великое счастье, что я могу отдать десятку и мне пофиксят зуб без боли, или сделают любое обследование, любой анализ без всяких дурацких направлений и очередей.

Ответить
Развернуть ветку
Нина Кравчук

Так это уже давно так, к сожалению.

Ответить
Развернуть ветку
Stepan Tomara

сложный механизм, систему выстроить не так уж просто

Ответить
Развернуть ветку
Мария Смирнова

Я думаю, это в целом можно сказать о любом деле. Так со стороны смотришь - что там делать-то: купил подешевле, продал подороже или наорал на подчиненных - и вот они уже по струнке ходят.. А на деле любой, даже самый простой (как кажется со стороны) процесс требует погружения, времени, усилий...

Ответить
Развернуть ветку
Klim Trotsenko

Классные картинки)

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Исаев
Автор

Мы старались 🤭

Ответить
Развернуть ветку
Борис Интеграторов

Че за картинки?

Ответить
Развернуть ветку
Приходько Дима

То что удалить нельзя из системы это здорово! Ни какой сотрудник не сможет свой косяк зарыть! Молодцы!

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Исаев
Автор

Спасибо большое, нам очень приятно!)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Что-то слишком много стало в последнее время Дагестана и IT в одном предложении.

Совпадение?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Витальевич

Это Многонационалия, норм.

Ответить
Развернуть ветку
Вера Власова

Мне привиделось или вы светите личные данные???

Ответить
Развернуть ветку
Anton Efimov

Привиделось. Там тестовые данные, похоже

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Шамиль Исаев
Автор

Это липовые данные)

Ответить
Развернуть ветку
Солохин Матвей

Нет, не привиделись. Я тоже заметил. Никакой конфиденциальности!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Влад Белов

И чем же это хамству может помочь срм? смешные вы

Ответить
Развернуть ветку
Sergeant Ding

Можно будет хамство оправдывать проблемами с CRM

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Азат Ахмедзянов

Почему врачи не рады нововведениям

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Исаев
Автор

Потому что, как написал в ветке Пётр, все эти нововведения не всегда исключают бюрократию.

Автоматизация - это не панацея, а инструмент, но во многих клиниках его не используют на даже долю того, что она дает.

В итоге, система стоит, ею мало кто пользуется, потому что та бюрократия, которую можно и нужно переносить в систему, остается также на плечах и так загруженных медспециалистов.

Ответить
Развернуть ветку
PetrPetrovich

Как врач скажу: от всех этих "полезных" нововведений нам легче не становится! Бумажная волокита как была, так и осталась, плюс емиас и др. фигню заполнять нужно! На пациентов времени вообще не остается!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Олег Блаж

За что только деньги платим!!! Я уже не знаю что делать с клиникой по со снедству, как ни предеш , там на тебя волком смотрят! А приемы денег стоит и не маленьких!!!

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Исаев
Автор

Отнеситесь к ним с понимаем. Там же тоже люди работаю..)

Ответить
Развернуть ветку
Горин Артем

В регионах вообще все не так, как в столицах. Трудностей полным полно. Очереди в пятерочках, хамло на рисепшенах, гонор на пустом месте в автосалонах. Но боюсь одними техническими решениями не обойдешься.

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Исаев
Автор

Как мы говорим в компании: можно всё, если знать зачем)

Ответить
Развернуть ветку
Anton Efimov

ЦРМ не решит проблему. Запись можно делать хоть в журнал ручкой. Плюс этой технологии в том, что все ею владеют, она очень доступна в использовании.
Вопрос в другом: где найти квалифицированных врачей? Их очень мало!

Ответить
Развернуть ветку
Sergeant Ding

Где найти квалифицированных вообще хоть кого-то. А в медицине ещё и люди с эмпатией необходимы.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Смирнова

А еще они стоят, мне кажется, до фига

Ответить
Развернуть ветку
Никита Баядин

хах! уважаемый если бы все было так просто то все клиники бы уже процветали. без рекламы в интернете, воронок продаж и тд

Ответить
Развернуть ветку
FoxOksa

Ну если руководитель с мозгами, то они и процветают

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Виталий Львов

Если в голове бардак, а в сердце злоба, никакая система автоматизации не решит эту проблему. Сотрудников надо нормальных подбирать, ответственных, повзрослевших. А не девочек из института с заочки

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Исаев
Автор

Как раз благодаря системе автоматизации и различного рода программ можно будет выявить тех самых неэффективных сотрудников, о которых Вы высказались. И соотвественно, попрощаться с ними и взять на их место более компетентных сотрудников.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Екатерина Степанова

Ничего не поняла из статьи. Только из-за картинки открыла

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Исаев
Автор

Персональная выжимка для вас:

- МИС - рынок отстойных малоразвивающихся решений, который не учитывает, что системами пользуются люди.

- Если у вас есть адекватно работающие бизнес-процессы, лучше создать решени, которое подходит под них, а не прогибать свои процессы под эти системы.

Во всем остальном там разобраны проблемы, с которыми мы столкнулись при внедрении подобной системы и как мы создавали такую систему для клиники.

Ответить
Развернуть ветку
Сашка Кукушкинаместе

Вау! Наблюдаю за вами с недавних пор, читал про абьюзивный брак с айтишниками))) вы еще и этим занимаетесь. Вообще для любой сферы можете разработать систему? Сколько хотябы примерно стоит?

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Исаев
Автор

Как говорится, все коммерческие вопросы в личку 😁

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Немтина

Интересная статья, однако

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Исаев
Автор

Спасибо, стараемся)

Ответить
Развернуть ветку
клинский

Вам главное заработать по-больше на медицине? или все таки вылечить?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Журавлёв

На программы диджитализации медицины вроде миллиарды выделялись, какие CRM? Автор, уважаю ваш труд, но вообще то специализированный софт давным давно уже должен был быть, не?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lapen

Многа букав...Сокращаю...

Ответить
Развернуть ветку
Егор

Еще одна CRM 🙈

Ответить
Развернуть ветку
Виталий

Крутая статья, ещё нет удобной срм для строительства

Ответить
Развернуть ветку
Nastya Malozymova

А как строятся ваши бизнес-процессы?
Слышала, что есть системы, которые можно настроить или доработать под данный бизнес

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Andrew

Есть ряд тиражных отраслевых продуктов на базе 1С (Например, https://solutions.1c.ru/med ). В чём преимущественно вашего программного решения(легкость поддержки и уровень затрат на неё, стабильность, стоимость внедрения, функциональность, масштабируемость и т.д.)?

Ответить
Развернуть ветку
дед Мазай и санитары

Сколько красивых слов в посте - бизнес маркетинг, продажи, CRM... Нет только слова "здоровье".

Ответить
Развернуть ветку
56 комментариев
Раскрывать всегда