Продают металлопрокат, дрова и рыбу: как я запустил конструктор магазинов в Telegram

Привет! Меня зовут Алексей Кондратенко. Я основатель «Ребуса». Это сервис, где можно создать магазин в Telegram за 15 минут. Работает на любом смартфоне, собирает посетителей для рассылок и всегда находится под рукой у клиента.

Летом 2022 года Telegram дал возможность создавать приложения, например магазины, прямо в мессенджере. Они имеют уникальные особенности перед сайтами и могут поменять правила игры в онлайн-торговле. Расскажу о планах Павла Дурова, нашем проекте и первых клиентах на глобальном рынке.

Продают металлопрокат, дрова и рыбу: как я запустил конструктор магазинов в Telegram

Как появилась идея

Последние семь лет я занимаюсь маркетингом и IT. У меня было несколько интернет-магазинов, маркетинговое агентство и сервис для анализа звонков, о котором я писал на VC ранее.

В 2022 году мой бизнес столкнулся с серьезными трудностями: крупные клиенты начали уходить из России, сокращать бюджеты и отказываться от услуг. В целях диверсификации задумался о запуске нового стартапа. К проекту были такие требования:

  • большой существующий рынок;
  • IT-продукт;
  • полностью удаленная команда;
  • развитие на глобальном рынке;
  • B2C или B2B для малого и среднего бизнеса.

Когда я перебирал идеи для бизнеса, узнал о большом обновлении Telegram. В нем анонсировали Web Apps — веб-приложения для ботов. Простыми словами, теперь можно создавать сайты прямо в мессенджере.

Это сильно расширяет возможности бизнеса внутри платформы. А значит, предпринимателям понадобятся инструменты для работы с Web Apps. Например, для создания сайтов, магазинов, приема платежей, автоматизации рекламы. Поскольку у меня есть опыт работы с проектами в e-commerce, я решил сделать конструктор магазинов в Telegram.

Магазин обладает уникальной особенностью — собирает всех посетителей в базу и позволяет отправлять им рассылки!

Что задумал Павел Дуров

Telegram пошел по успешной модели китайского мессенджера WeChat и начал создавать огромную экосистему со множеством сервисов. У WeChat 1,3 миллиарда активных пользователей. С 2017 года в нем можно создавать приложения, например магазины, сервисы развлечений, заказа еды, аренды транспорта. Сейчас в WeChat работает 4,3 млн приложений. Их суммарный оборот — около 500 млрд долларов в год!

Китайский пример доказывает, что электронная коммерция в мессенджерах быстро развивается. Людям удобно общаться, потреблять контент и совершать покупки внутри одной платформы.

Что задумали мы

В свое время Shopify и Tilda совершили революцию. Они существенно упростили и удешевили процесс выхода на рынок онлайн-торговли. Тем не менее, более 30% компаний по всему миру до сих пор не имеют сайта.

Купить домен, выбрать хостинг или установить ssl-сертификат — не самые простые задачи для людей, далеких от мира технологий. Именно поэтому у многих кафе нет сайтов, а доставка еды организована через сообщения в мессенджерах.

Мы решили дать предпринимателям по всему миру простой инструмент для запуска или расширения бизнеса в онлайне. Создать конструктор, с помощью которого человек с минимальными техническими навыками сможет за честные 15 минут запустить продажи.

Продают металлопрокат, дрова и рыбу: как я запустил конструктор магазинов в Telegram

Демо-магазин: @RebusStore_bot

Первая версия продукта и команда

В конце 2022 года я начал проектировать интерфейс и собирать команду. Первым появился Дима Глазков, сооснователь компании Dev Complete. Сейчас он технический директор Ребуса. Вместе мы сформулировали требования к первой версии продукта. Мы хотели, чтобы пользователи могли:

  • добавлять товары с фотографиями и описанием;
  • принимать заказы в админке, когда покупатели кладут товары в корзину;
  • делать рассылки по всем, кто зашёл в магазин.

Хотели создать конструктор с базовым набором функций, чтобы нам при этом не пришлось собирать большую команду, тратить много времени и денег.

Пока Дима писал код, я думал над интерфейсом
Пока Дима писал код, я думал над интерфейсом

Минимальная версия продукта должна была работать стабильно. Чтобы минимизировать баги, в команде появилась тестировщица Эльвина. Она тестирует все крупные обновления на 12 устройствах: разных мобильных телефонах, десктопах и виртуальных устройствах.

Чтобы интерфейс был максимально понятным, я нашел UX-редактора Настю. Она продуктовый редактор в Тинькофф Помощи. В «Ребусе» Настя пишет интерфейсные тексты, подсказки, оформляет базу знаний простым языком.

<p>Командные задачи заносим на доску в Trello</p>

Командные задачи заносим на доску в Trello

За четыре месяца мы с командой создали первую версию Ребуса. Я запускал проект на собственные средства. Инвестировал 1 000 000 ₽ на разработку.

Первый запуск

В мае 2023 года, когда первая версия платформы была готова к тестовому запуску, я опубликовал посты на личных страницах в соцсетях, чтобы привлечь первых клиентов. Сразу стало понятно, что интерес со стороны рынка большой: многие клиенты стали приходить по сарафанному радио.

Первые пользователи давали обратную связь. По ней составили список приоритетных задач. Мы постоянно работали над улучшением продукта. За три месяца докрутили платформу: добавили некоторые функции, о которых просили клиенты. Например, подключили платежные системы и добавили 22 валюты для оплаты товаров.

Первые пользователи писали в поддержку, просили добавить новые функции. Каждое обращения вносили в таблицу
Первые пользователи писали в поддержку, просили добавить новые функции. Каждое обращения вносили в таблицу

Сначала в конструкторе были баги и ограниченный функционал. Клиенты пользовались конструктором бесплатно и помогали нам улучшать продукт.

Первые клиенты

За три тестовых месяца на платформе клиенты создали около 150 магазинов. Мы поняли, что магазины в Telegram нужны совершенно разным бизнесам. Ожидали увидеть много кафе и доставок еды и магазинов одежды. Пришли очень разные бизнесы: доставка дров в Ногинском районе, аренда авто на Кипре, продажа игровой валюты, доставка рыбы и морепродуктов в Новосибирске, магазин металлопроката на Урале и много вейпшопов.

Кафе и рестораны тоже есть. Они используют магазин в Telegram, чтобы автоматизировать доставку. Некоторые — устанавливают qr-код, который ведет на магазин, на столиках, чтобы быстро принимать заказы и собирать клиентскую базу.

Продают металлопрокат, дрова и рыбу: как я запустил конструктор магазинов в Telegram

Первые клиенты, дают ценные советы и находят ошибки. Они активно общаются с поддержкой, а мы на основании этой обратной связи улучшаем продукт.

Кроме Таиланда, России и Кипра, пользователи открыли магазины в Израиле, Казахстане, Узбекистане и Белоруссии.

Планы и рынок

Мировая аудитория Telegram составляет более 800 млн пользователей в месяц. Мессенджер занимает 6-е место в рейтинге самых скачиваемых приложений в мире. В России у приложения 54,3 млн пользователей ежедневно — это больше, чем у ВК и YouTube.

Источник: New Media по данным Mediascope Cross Web
Источник: New Media по данным Mediascope Cross Web

Сейчас сервис используют не только русскоязычные пользователи. В ближайшее время планируем перевести интерфейс на английский и языки тех стран, куда будем выходить.

В первую очередь это страны СНГ: Узбекистан, Казахстан, Грузия. Потом — Индия и Иран. Именно на этих рынках большое количество интернет-населения использует Telegram.

Статистика скачиваний Telegram по разным странам, любезно предоставленная друзьями из <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fappmagic.rocks%2F&postId=950602" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Appmagic</a>
Статистика скачиваний Telegram по разным странам, любезно предоставленная друзьями из Appmagic

Открытых данных по Ирану и Узбекистану нет, потому что мобильная экосистема Ирана закрыта от внешнего мира, а Узбекистан из-за слабого развития экономики исключён из отчётов по мобильному рынку — эти данные собираем в закрытых источников.

Ищем кейсы

Сейчас мы ищем клиентов, которым интересно открыть для себя новый канал продаж и опубликовать кейс на VC для бесплатного пиара.

Если у вас стабильный известный на рынке бизнес, вы ищете способы его расширить и готовы выделить бюджет на рекламу, пишите мне в личку. Мы вместе пройдем путь от создания магазина до результата.

2424
11
38 комментариев

Ого, так это вы его создатель? Своих героев нужно знать в лицо)

3

Вы считали размер рынка? Реальный размер, а не аудиторию мессенджера. Ваши клиенты это микробизнес и самозанятые.
Смотрели прямых и косвенных конкурентов? Например https://taplink.ru/ на 7 лет раньше вас начал решать эту задачу.

2

О каком именно рынке речь?
Например, возьмем рынок кафе и ресторанов в РФ — 100 000 компаний.

Мы ориентируемся на долю населения в мессенджере. Чем больше населения сидит в телеге, тем больше интерес к этому каналу продаж у бизнеса.

Если в каком-то месте собрана гигантская аудитория и маленькая конкуренция — бизнес довольно быстро придет туда за ними.

ВК уже давно стал помойкой.

2

Охваты у него все-равно огромные 😳

Я помню в 2017 году делали внутри своих городских приложений открытый маркетплейс для любых товаров, помимо доставок еды и цветочных в Новгороде добавился продавец лома, так что магазины бывают разные да ))))

В «Трибуне» опубликовались – теперь пора на Радаре появиться https://productradar.ru 🌚

1