Дирижер дирижеров: зачем команде product owner и какими навыками он должен обладать

С распространением в IT-разработке гибких подходов в командах появилась новая роль — Product Owner. Эксперты Т1 Консалтинг рассказывают, за что отвечает этот специалист, чем отличается от проджект-менеджера, какими навыками должен обладать и как его найти на рынке.

Дирижер дирижеров: зачем команде product owner и какими навыками он должен обладать

С развитием технологий цикл разработки цифровых продуктов заметно сократился: компании могут выпускать свои решения в больших объемах и намного быстрее, чем раньше. Но для каждого такого запуска нужны люди, и одной из ключевых фигур в этом процессе стал продакт оунер — человек, который отвечает за продукт на всех этапах, от идеи до презентации пользователям. Фактически, он полностью управляет процессом создания продукта, отсюда и «владелец» в названии должности.

Product Owner — пока еще относительно новая роль на российском рынке, которая появилась с популяризацией scrum и agile-методов. Поэтому для многих компаний роль и задачи этого специалиста все еще остаются неясными, и его часто путают с проджект-менеджером. Но обязанности продакт оунера намного шире. Как правило, в них входит:

  • аналитика рынка и потребностей аудитории
  • проверка гипотез
  • сбор обратной связи от стейкхолдеров и конечных пользователей
  • составление дорожной карты продукта
  • постановка задач команде, формирование бэклога
  • управление релизами и обновлениями
  • контроль разработки продукта и отслеживание метрик

Продакт оунер — это тот, кто задает общее направление. Так, обычные разработчики не обязаны разбираться в рынке, на который нацелен конечный продукт: в недвижимости, правильном питании, налогах, архитектуре, HR-процессах и так далее. Понимать этот рынок — задача владельца продукта: только так он сможет задать правильный вектор команде, объяснить, куда нужно двигаться и какие фичи создать.

Раймонд Иссако, директор продукта Т1 EasyTax

Product Owner vs Project manager

Отличие продакт оунера от проджект-менеджера — один из самых частых вопросов в scrum-разработке: эти роли часто путают, смешивают их задачи или считают, что оба специалиста взаимозаменяемы.

Но в отличие от продакт оунера, проджект-менеджер занимается более точечными задачами. У него может быть несколько проектов, и как правило, сдав один, он переходит на следующий. Кроме того, проджект в большей степени связан именно с процессом IT-разработки. Владелец продукта же закреплен за одним определенным продуктом, и он должен знать об этом продукте все, начиная от разработки и заканчивая продажами.

Проджект-менеджер в большой команде, где есть фронт- и бэкендеры, тестировщики, маркетологи, менеджеры по продажам и другие специалисты — дирижер на своем участке. Продакт оунер — это дирижер дирижеров, который задает направление и всему оркестру, и проджект-менеджменту.

Дмитрий Шохалевич, Product Owner Т1 Watchman

Продакт оунер — это центр принятия решений в команде, особенно в условиях ограниченных и крайне сжатых сроков реализации для вывода определенной фичи, решающую какую-то конкретную проблему. Ключевая задача оунера здесь - "нащупать" и создать именно такое MVP-продукта, которое бы на текущем этапе уже помогало бы решать поставленную бизнес-задачу. Оунер должен уметь балансировать между качеством, сроком и объемом того, что вы успеете сделать. И еще — брать на себя ответственность трансформировать само представление о результате, если что-то идет не так, как планировалось.

Тимур Порошин, Product Owner T1 CRM
Дирижер дирижеров: зачем команде product owner и какими навыками он должен обладать

Ключевые навыки для продакт оунера

  • Понимание IT-процессов

Поскольку продакт оунер отвечает за IT-продукт, он обязан разбираться в IT-процессах. То есть понимать не только то, какой продукт должен получиться на выходе, но и весь процесс по итерациям, с точки зрения детализации задач и их логики, какие шаги необходимы для перехода на следующую стадию и как строится архитектура продукта. Не случайно одна из задач продакт оунера — приоритезировать скоуп с точки зрения разработки.

  • Предпринимательские навыки

Поскольку продакт оунер должен определять видение продукта, каким он должен быть и кто будет им пользоваться, у него обязательно должна быть предпринимательская жилка. То есть ему нужно уметь анализировать рынок, запросы аудитории, выискивать те самые боли своих потенциальных клиентов, которые будет решать продукт.

Когда ты понимаешь проблему заказчика, ты можешь найти наиболее оптимальное решение — даже если оно будет абсолютно не связано с IT. Условно говоря, если заказчик просит сделать газонокосилку, которая стрижет газон ровно под 5 сантиметров, можно либо создать такую газонокосилку, либо вывести сорт семян, которые будут формировать газон такой высоты. То есть проблема одна, а решения разные. И умение нащупать правильный вариант — это то, что должен развивать в себе продакт оунер.

Тимур Порошин, Product Owner T1 CRM
  • Коммуникация

Любой продакт оунер работает с людьми, поэтому развитые soft skills — обязательное требование к такому человеку. Хороший оунер может не только выстроить работу команды, но еще и создавать в ней мотивирующую обстановку, «заряжая» ее участников.

  • Знание Scrum

Роль продакт оунера появилась именно с развитием scrum, поэтому такой человек должен хорошо владеть методологиями scrum и agile, владеть инструментами построения эффективного рабочего процесса.

Ну и главное — как дирижер дирижеров продакт оунер должен знать все, что касается продукта, поскольку он участвует и в функционале, и в маркетинге, и в продвижении, и в продажах.

Продакт оунер должен знать реально все. Экономику, маркетинг, как делать отчеты, дизайн, аналитику, разработку. Команда не будет его слушать, если он не умеет общаться с IT-специалистами на их языке. Он не сможет проверить работу аналитиков, если он не разбирается в этой области. Это действительно многофункциональная роль.

Раймонд Иссако, директор продукта Т1 EasyTax

Где и как искать

Product owner – достаточно новая роль на отечественном рынке, поэтому сейчас найти человека с соответствующим опытом и навыками очень сложно. Компании, у которых нет времени или ресурсов на поиски и хантинг именитых специалистов, как правило, выращивают продакт оунеров «изнутри» — чаще всего из проджект-менеджеров. Разумеется, это должны быть сотрудники, которые стремятся развиваться в этом направлении. Кроме того, им необходимо давать определенную базу по части анализа рынка и бизнес-составляющей работы.

Продакт оунеров нужно искать среди тех, у кого уже есть опыт запуска продукта, пусть даже неудачный: зато такой человек прочувствовал все ошибки и подводные камни. Пусть у него в арсенале будет всего 2-3 проекта, которые не увенчались успехом — этот кандидат все равно будет лучше, чем тот, кто не запустил ни одного проекта и знает только теорию.

Ольга Миронова, руководитель проекта в Т1 Консалтинг

Специального обучения для специальности продакт оунера, наверное, нет. Конечно, сейчас можно найти курсы практически на любую тему — но я сильно сомневаюсь, что одного курса достаточно для подготовки квалифицированного специалиста в этой сфере. Здесь скорее важен опыт работы, связанный с IT или смежными областями. А в идеале — если у него есть бэкграунд не только в IT, но и в бизнесе.

Дмитрий Шохалевич, Product Owner Т1 Watchman
1010
5 комментариев

Клевая статья. Спасибо! Как бывший Product owner - полностью согласен!

4
Ответить

Статья Супер! Чётко, в десяточку. Лучше на ВИСИ пока не видел!

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

это в Т1 происходит?

Ответить