Корпоративное воображение: 7 способов развить его в команде

Воображение. Слово, которое многим кажется далеким от бизнеса. На одной из моих недавних встреч сотрудник, отвечающий в крупной компании за инновации, сказал примерно так: «Воображение в инновациях нам только мешает». Давайте поговорим об этом. Но, чтобы не изобретать велосипед, за основу я взяла статьи «Competing on Imagination» BCG Henderson Institute и «We Need Imagination Now More Than Ever» HBR, пропустив их через призму собственного опыта.

Зачем нам нужно воображение?

Начнем с того, что «кризис» понимается нами как неожиданное событие, которое серьезно влияет на нашу реальность и которое вызывает естественную реакцию — побороть, победить, вернуть статус-кво.

А что, если «статус кво» вернуть невозможно? Пандемии, экономические и социальные кризисы, войны часто создают целые пласты новых потребностей, взаимоотношений и поведенческих паттернов.

И если посмотреть на воображение, как на способность человека расширять и пересобирать вещи, которых еще нет (а в материальном мире их еще нет!), — то станет очевидным, какую важную роль играет оно в поиске новых возможностей, создании инновационных продуктов.

Что делать, чтобы развивать воображение в вашей команде.

1. Выделяйте время для рефлексии.

Стандартная модель поведения в кризисных ситуациях — «бей-беги» — значительно сужает наше видение. Мы упускаем из вида парасимпатическую часть нервной системы — «отдохнуть и переварить» — которая как раз отвечает за наше функционирование в расслабленном состоянии. Именно там лежит рефлексия, планирование/воображение действий и их результатов. Поэтому важно чередовать активные действия и рефлексию. Есть важные практики на уровне отдельного человека (глубокое дыхание, прогулки без телефона, прослушивание музыки, игра на музыкальных инструментах и многое другое).

Но и на уровне команды вам важно выделять время и создавать специальные практики, способствующие рефлексии. Это могут быть ретроспективы, сессии по обмену планами/опытом, командные завтрака/обеды/ужины и так далее.

2 . Задавайте сильные, открытые вопросы.

В кризисных ситуациях стандартные решения и способы действий, как правило, не работают. Именно поэтому важно задавать качественные вопросы. Большая часть вопросов, которые люди склонны задавать, звучит как: «Почему это все происходит с нами?», «Что с нами будет дальше?».

Сильные вопросы создают поле для активных действий. Например: «Какие нам это дает возможности?», «Какие новые подходы нам это позволяет применить?».

Вот еще несколько удачных вопросов, которые вы можете задать себе и команде:

+ Какие новые потребности возникают у наших пользователей?

+ Какие из этих новых потребностей пока не удовлетворяются существующими решениями?

+ Что еще мы НЕ делаем сейчас для наших клиентов?

+ Если мы откроем компанию заново прямо сейчас — какие продукты/услуги она будет предлагать?

+ Почему наши лояльные клиенты все еще с нами сегодня?

3. Создавайте атмосферу легкости и игры.

Мы в "Культуре Инноваций" любим говорить, что еще ни одна унылая команда не создала прорывной продукт.

Сейчас это особенно важно, так как ситуация кризиса требует серьезного подхода и основательного ответа. А состояние игры заставляет человека забыть о существующих целях и опасностях.

По своей сути, игра — это способ быстро и безопасно учиться. А это именно то, что нужно уметь делать в ситуации постоянных изменений. Не говоря уже о способности расслабляться и снимать стресс. Состояние игры может быть невероятно результативным, когда мы вдруг отвлекаемся от стандартного «сфокусированного» инструментального мышления и находим интересные, неожиданные связи между различными объектами и идеями.

Конечно, не всегда вы можете получить конкретный бизнес-результат из состояния игры. Но, по крайней мере, это именно то, что развивает воображение, импровизацию, открытость новому, — которые так нужны в ситуации неопределенности.

4. Поощряйте свободный обмен идеями.

Воображение не «замуровано» в отдельно взятом человеке. Идеи развиваются, обрастают новыми подробностями и деталями, именно когда они путешествуют от одного человека к другому. Поэтому компаниям важно развивать культуру свободного обмена идеями — даже сырыми идеями, которые находятся только на начальной стадии разработки. Для этого важно устранить такие препятствия, как бюрократия, иерархия, отчеты, согласования и финансовые обоснования.

Очень многие идеи умирают еще до того, как их начинают развивать, именно под лозунгами «здравого смысла» и «практичности». А в ситуации высокой неопределенности наша задача расширить воронку идей (даже самых неожиданных и порой нелепых), а не сужать ее.

5. Ищите и анализируйте отклонения от нормы и нестандартные подходы.

Чтобы ответить на сложные новые вызовы, внимательно посмотрите вокруг себя. Какие стратегии выбирают другие люди/компании/страны? Каких результатов они добиваются? Почему одна и та же стратегия работает в одной компании/стране, но не работает в другой?

К примеру, почему некоторым странам удается остановить эпидемию быстрее, чем другим? Почему какие-то города пострадали гораздо сильнее других? Почему мы все оказались настолько неготовы к существующим вызовам? Что из этого вы можете адаптировать к стоящим перед вами сегодня задачам?

6. Развивайте культуру экспериментов.

Это удивительный парадокс. В ситуации нехватки ресурсов и сокращения бюджетов вам необходимо развивать и поддерживать эксперименты. Известно, что наиболее разнообразные экосистемы являются и наиболее устойчивыми. И это разнообразие возможно только когда вы пробуете новые подходы и модели. Ваши идеи и гипотезы, которые не проверены, буквально ничего не стоят. Сам процесс проверки гипотез и экспериментов помогает находить новые решения, развивать свои гипотезы, а иногда отказываться от ненужного ради чего-то гораздо более ценного для вашего пользователя.

7. Продолжайте верить.

Воображение включает механизм поиска и создания лучшей реальности. И если мы теряем надежду и поддаемся пессимизму, мы перестаем верить, что наши проблемы вообще можно решить. Как лидер, задайте себе вопрос — насколько вы поддерживаете в вашей команде состояние веры, воображения и инноваций? Какой язык вы используете в коммуникации с командой? Как вы транслируете вашу веру в то, что команда может справиться с любыми сложностями? Как вы поддерживаете вашу команду развивать и делиться идеями?

Резюмируя

Воображение кажется понятием, максимально далеким от бизнеса. Оно может звучать, как непозволительная роскошь сейчас. Но именно воображение содержит тот потенциал, который позволит вашей команде выйти из зоны «выживания» в зону «созидания» в ситуации кризиса и полной неопределенности. Задавая сильные открытые вопросы, создавая атмосферу легкости и игры, поощряя обмен идеями, эксперименты и разнообразие, вы можете развивать культуру воображения в вашей компании.

Подготовлено на основе:

44
Начать дискуссию