Обучение в пост-ковидную эпоху. Ожидания vs реальность

Март 2020 года. Начало изоляции. Люди оказались дома.
В это время перед компаниями встали новые задачи, важнейшими из которых были организация удаленной работы и поддержание людей в рабочем состоянии. Логично, что большая часть новых вопросов коснулась и развития людей. Как организовать обучение на удаленке? Как вовлечь людей? Как перевести весь обучающий контент в онлайн-формат (и надо ли это делать)?

Исследование опыта обучения

В июне 2021 года команда «Культуры Инноваций» решила глубже изучить, что происходит с обучением и развитием персонала в эпоху постковида. Какие паттерны появились, а какие ушли в прошлое; какие тренды и дальше будут влиять на обучение, а какие – лишь наши галлюцинации.
Мы провели глубинное (качественное) исследование опыта обучения, в котором приняли участие представители 10 стран: Россия, США, Сингапур, Великобритания, Бразилия, Швейцария, Финляндия, Саудовская Аравия, Германия, Австрия. Многие гипотезы подтвердились, но были и открытия.

Мы предполагали, что
● Люди начнут больше учиться. Освободившееся время на дорогу они будут использовать на свое развитие.
● Онлайн – очень удобно. «Теперь вы можете учиться из любой точки мира в любое время!» – гласила 1001 реклама обучающего курса.
● Непрерывное обучение и развитие станет поддержкой для людей в условиях постоянных изменений.

Оказалось, что
● Контента становится слишком много. Усилия по отбору нужного курса перекрывают ценность самого обучения.
● Люди не хотят учиться из любой точки мира. Они хотят фокусно получить информацию в том формате, в котором смогут ее переварить.
● Переосмысливается модель достижения успеха. Ценность «успешного успеха», которая культивировалась и продвигалась ранее, потеряла свою актуальность. Само обучение, как способ быть более успешным, подвергается сомнению у сотрудников.

ЧТОБЫ КАЧЕСТВЕННО УЧИТЬ ЛЮДЕЙ, МЫ ДОЛЖНЫ НАЙТИ ИХ НОВУЮ МОТИВАЦИЮ. ИХ НОВОЕ «ЗАЧЕМ».

Новые модели поведения людей
В ходе исследования мы выявили 8 новых паттернов поведения, влияющих на процесс обучения и развития. Интересно, что эти паттерны оказались одинаковыми для всех стран-участников исследования, т. е. универсальными и культурно/географически не обусловленными.

Обучение в пост-ковидную эпоху. Ожидания vs реальность

1. Временное несварение

Экранное время увеличилось в разы. На людей обрушилась лавина контента. Теперь мы не только работаем перед монитором, но еще и учимся:

«Я работаю весь день у экрана. Вечером сажусь напротив него учиться. Я больше не могу видеть экран».

Это вызывает 2 типа реакции:
● Я боюсь зря потерять время, поэтому не учусь совсем.
● Я боюсь пропустить что-то важное, поэтому учусь постоянно и выдыхаюсь.
Спад интереса к обучению продолжится примерно два года, пока не установятся новые паттерны, и мы не перейдем от «контентного хаоса» к «точному развитию» и спокойному уверенному потреблению.

2. Запрос на осознанность

Теперь, когда очень сложно выделять главное из потока обрушившегося контента, нам хочется иметь точку опоры и инструменты фильтрации информации.

«Прежде, чем пойти куда-то учиться, я хочу точно знать, зачем мне все это».

В связи с этим повышается интерес к инструментам оценки/самооценки/коучинга для более осознанного построения маршрута развития. Рефлексия становится важнее самого обучения.

3. Нет «кричащему» обучению

Даже если вы хорошо понимаете, зачем и какое именно обучение вы хотите пройти, вам все равно сложно сделать выбор.

«Лозунги и яркие обещания отпугивают. Возникает ощущение, что обучение «кричит» на меня».

Подбор обучения – это отдельная большая задача, которая вызывает стресс и отпугивает при большом количестве «ярких предложений». Помимо этого, растут требования к UX/UI обучающих программ.

4. Я-360. Youniversity

Усиливается тренд на построение персональной траектории. Теперь она выстраивается и для обучения, и для общения/нетворкинга.

«Мне не интересно проходить общий курс. Мое время дорого стоит, поэтому каждую минуту я хочу чувствовать, что это на 100% для меня».

Важный вопрос – как человек может встроить свое развитие в ежедневную рутину при высокой загрузке. Появляются новые форматы (audio only, walk&talk и тд).

5. Развивающие сообщества

Peer-to-peer обучение растет. Есть запрос на получение знаний от «таких же, как я» – быстро, кратко и практично. Одновременно возникают новые вопросы: как эти сообщества создавать, персонализировать, как помогать людям получать пользу и эффективно участвовать в них.

«Профессиональные сообщества и нетворкинг требуют энергии и времени. Я не очень понимаю, как я могу поддерживать этот источник знаний при отсутствии времени и специальных навыков».

6. Экосистема моего развития

Спрос на доступ к разнонаправленным профессионалам для отдельных задач будет расти.

«Под разные задачи мне нужны разные люди. В какие-то моменты мне нужен ментор, в какие-то консультант, а в какие-то – коуч».

Отдельным вызовом остается применение полученного контента на практике,, осознанная траектория и доступ к уникальным знаниям и экспертизе. Пока выстраивание такой экосистемы личного развития занимает слишком много времени и сил.

7. Личность для моего развития

Сегодня особенно остро встает вопрос личности обучающего.

«Тренер или спикер должен быть влюблен в то, о чем он рассказывает. Должен гореть своей темой».
«Тренер должен быть профессионалом, иметь практический опыт. Не воспринимаю «говорящую голову».
«Тренеру мало просто обладать знаниями и опытом по теме. Очень важно, чтобы он владел навыками передачи знаний, обучения других».

Как совместить все требования в одном человеке? Кажется, для развития уже не подходит какой-то один «агент». Это экосистема личностей, профессионалов и инструментов.

8. Обучение как медиа

Обучение становится неотъемлемой частью среды, в которую погружается человек. Теперь важнее создавать развивающее пространство, нежели отдельные качественные учебные программы.

«Я очень устал и не всегда хочу активно вовлекаться в процесс обучения. Наблюдение для меня тоже хороший формат развития».

Запрос на развлечение и наблюдение (вместо активного участия) становится причиной возникновения новых образовательных медиа.

Что это значит для компаний

Перечисленные выше паттерны меняют восприятие обучения и внутри компаний.
● Исчезает разница между внешним и внутренним (корпоративным) обучением. Паттерны работают одинаково, и корпоративные университеты решают те же задачи, что и внешние обучающие провайдеры и платформы.
● Корпоративные университеты перестают быть держателями или дизайнерами контента. Теперь они должны стать дизайнерами опыта развития.
● Обучение выходит за пределы корпоративного университета. Теперь вся компания становится обучающей. А новые лидеры – это те, кто умеет качественно развивать компетенции своей команды.
● Повестка обучения и развития встает в центр бизнеса. То, как компания умеет накапливать, развивать и передавать знания, становится залогом успеха. Новые подходы к стратегированию (например, квантовая стратегия*) выстраиваются вокруг компетенций команды и умения компании быстро учиться.

Вопросы для самопроверки

Как все это будет влиять на стратегию развития вашей компании завтра? В создании этой стратегии мы рекомендуем вам задать себе несколько вопросов:
— Какое место в философии и бизнес-модели компании занимает обучение сегодня?
— Насколько актуальны наши внутренние обучающие сервисы и продукты для внешнего рынка?
— Где новое «зачем» для развития моих сотрудников, если концепция «успешного успеха» уходит в прошлое?

*Квантовая стратегия – новый подход к построению стратегии, который одновременно четкий и помогает продвинуться к цели (как частица), но при этом гибкой (как волна).

Джаннет Кашурникова, Управляющий партнер «Культура Инноваций», лидер практики Human Experience.

77
1 комментарий

Стало интересно, что за формат walk&talk вы имеете в виду? Погуглила и с первого раза не нашла информацию об этом.
Формат audio only, что логично, подразумевает образовательные подкасты?