НЕ качаешь SOFT skills — будешь безработным! Или нет?

НЕ качаешь SOFT skills — будешь безработным! Или нет?

Что бы мы ни думали о причинах нынешнего кризиса, очевидна банальная, но от этого не менее правдивая истина: мир после эпидемии не будет прежним. Уже сейчас сотни тысяч людей теряют работу и бизнесы, а миллионы людей живут тревожным ожиданием, что вот-вот работу потеряют. Бизнесы лопаются или встают в “карантин”, а их владельцы и сотрудники пополняют ряды потенциальных безработных. Мы в коммуникационном агентстве TRIKO наблюдаем за рынком и, как многие работодатели и бизнесмены, задаемся вопросом: кто останется с работой после кризиса, а кого увольняют в первую очередь?

Катерина Ундалова, директор по развитию и PR, отвечает на этот вопрос так: очевидно, в первую очередь работодатели избавляются от “кадрового балласта” (если таковой есть) и оптимизируют кадры. Но, при работе всегда останутся незаменимые специалисты и супер-профи. Да, возможно, на какое-то время их доходы сократятся — но любой работодатель постарается сохранить квалифицированного специалиста, который формирует доход и прибыль бизнеса.

Сейчас модно говорить, что выживут только те, у кого прокачаны так называемые soft skills. А именно — наличие дополнительных знаний, широкий кругозор, умение быть и лидером, и дипломатом, и т.п. Кто-то, наоборот, утверждает: soft skills — это прекрасно, но все же они никак не заменяют hard skills, прямые и непосредственные рабочие компетенции.

Сейчас мы находимся в очень специфичной ситуации. В связи со структурным кризисом — экономическим, политическим, эпидемическим — рынок труда стремительно пополняется оставшимися без работы специалистами. И это нередко — действительно знатоки и мастера своего дела. Которые раньше могли бы продать себя только за счет наличия hard skills. Но теперь этого недостаточно! Чтобы среди сотен блистательных и временно безработных специалистов, выбрали именно тебя, нужны дополнительные навыки и те самые soft skills: умение поладить с другими, способность мыслить нелинейно, навык быстрой перестройки с одной модели поведения на другую, и желание учиться. А еще сейчас терпят крах большие долгие стратегии: кризис и пандемия их просто обрушили. Важнее стало умение быстро и точно планировать тактические шаги в бизнесе. Например, в нашем деле, надо быстро снять или сменить темы постов для запланированных ранее SMM-размещений. А многим бизнесам, в связи с переходом в онлайн, нужно полностью перепланировать позиционирование, презентацию в онлайне и, например, перевести активности с традиционной рекламы и event-проектов в онлайн-продвижение.

Что это означает для перспектив конкретного сотрудника? То, что важнейшим навыком становится умение “переключать реле”: быстро менять стратегию и тактику работы, перепрофилироваться из лидера в team worker (и наоборот), принимать быстрые решения и обсчитывать их возможные последствия. Не теряя при этом компетентности и профессионализма в своих hard skills.

Давайте представим пример: имеется в компании фантастически талантливый продажник. Он делает приличные обороты, имеет “чуйку” на клиентов. Умеет говорить на одном языке как с матерыми программистами, так и с динозаврами, не отличающими Лапенко от Саши Шпака. Главное, этот продажник умеет объяснить про того же Сашу Шпака, и зачем он клиенту нужен как инфлюенсер. И что ни кейс у этого менеджера, то прибыль бизнесу. Что ни инфлюенсер, то виральность зашкаливает. Что ни проект, то прорыв в продажах или в доходах компании. Но есть одно “но”: в коллективе гениальный продажник почти ни с кем не общается. Экономит свое время “для дела”, и очевидно считает балластом всех коллег (кроме бухгалтеров, начисляющих зарплату). Или, например, опаздывает на работу — считает, что ему, как “царю”, это можно! А все остальное — общение, пунктуальность, тимбилдинги в компании — это не его “царское” дело. У такого специалиста, конечно, есть soft skills, это очевидно! Но они не применяются к собственным коллегам. Клиенты, сторонние партнерские агентства, блогеры или ресурсы — пожалуйста, но это все ради продаж и личного заработка. А без денежных целей общаться с коллегами “царь продаж” не умеет или не хочет. В таком случае он в кризис может остаться без более оплачиваемой или перспективной работы. Потому что работодатель видит: на рынке труда достаточно таких же, как он, “царей продаж”, только с более прокачанными коммуникативными навыками.

Или представьте, например, что маркетолог интернет-магазина, не советуясь с сеошниками, вносит изменения на сайт. По какому-то собственному “антикризисному” наитию, он меняет число товаров на странице. Что случится с Яндексом? Через неделю он начнет заваливаться: упадет количество вхождений нужных ключей в анкорах, и упадет количество текстовых фрагментов. А команда сеошников все это время роет аналитику и пытается понять, что и почему случилось. Секрет “факапа” довольно прост: маркетолог просто не подумал, что вносимые изменения влияют на выдачу. Потому что “а чо такова?”, или потому что “ой, я SEO не знаю, но там нет ничего сложного”. Вдумайтесь: маркетолог онлайн-магазина, который должен понимать хотя бы основы digital, настолько не “прошарен” в SEO, что одним движением может создать всей команде дополнительную мороку по исправлению ошибок вместо продуктивной работы. В нынешних обстоятельствах, когда цена ошибки слишком высока, работодатель вполне может выгнать такого маркетолога. И взять на работу другого, у которого прокачаны совершенно конкретные soft skills: базовое понимание принципов SEO и опция “советоваться с компетентными коллегами, прежде чем что-то делать”.

Выходит, что прокачивать “гибкие навыки” все-таки надо. И здесь, пожалуй, действует общее правило: развитию поддается либо то, что вы от души любите, либо то, что вы считаете глубоко обоснованным и важным для себя. Тут, как у академика Павлова, вопрос — в доминанте: что ценно или важно, то и доминирует, и на то мы тратим усилия и время. Возможно, это цинично, но многим негибким специалистам нынешний кризис нужен, как хорошая встряска. Чтобы определиться с приоритетами. Чего вы хотите: быть при деле, получать деньги и иметь перспективы (но для этого придется попахать), или быть безработным, но некогда очень уважаемым специалистом узкого профиля? Вот это и есть доминанта: понимание, что если не прокачивать свои коммуникативные и “мышленческие” soft skills, то можно остаться без работы или перспектив.

Посмотрите, сколько сейчас в сети бесплатного и действительно крутого контента. Тонны полезных курсов и вебинаров по прокачке чего угодно, за которые раньше надо было платить уйму денег — предлагаются бесплатно. В свободном доступе и лучшие аудио курсы от Ильяхова, и вебинары по data science и созданию лендингов от Skillbox. Хотите, выбирайте онлайн-курсы “Digital-старт” от Нетологии для “цифровых” новичков. Посмотрите подборки от Tilda или Mail.ru с курсами и промо от разных компаний и специалистов — как раз для получения “дополнительных” полезных в работе знаний. Можно наконец спокойно изучить. как настраиваются Google Adwords, Яндекс.Директ, AdsManager, или освоить таргетинг. Или разобраться в прочих инструментах digital-маркетинга, до которых не доходили раньше руки. А для того, чтобы говорить на одном языке и с “динозаврами”, и с “диджитал киборгами”, есть Zoom-семинары по актерскому мастерству. Главное — доминанта “Не хочу быть безработным, хочу развиваться!” Если она имеется, то и инструменты для прокачки найдутся в пару кликов. А времени для изучения нового — сейчас у каждого найдется.

Саша Фурман
Редактор TRIKO
11
Начать дискуссию