Как работает касса самообслуживания: принцип действия и функциональность

Касса самообслуживания – один из актуальных трендов ресторанного и розничного бизнеса. Сегодня такие кассы можно встретить как в продуктовых магазинах, особенно – крупных розничных сетях, так и в кафе, ресторанах и сетях фаст-фуда.

Что представляет собой такая касса? Это устройство, позволяющее покупателю самостоятельно, без помощи продавца-кассира, отсканировать и оплатить свои покупки. Сегодня кассы самообслуживания (КСО) дают возможность купить товары в супермаркете, оплатить парковку, заказать еду, взять талончик на прием к врачу и др. Это быстро и удобно, к таким кассам обычно не нужно стоять в очереди, ведь их количество чаще всего в несколько раз превышает число работающих касс с продавцами. Кроме того, для ритейлеров такие устройства сокращают затраты на найм персонала – один помощник-консультант способен обслуживать сразу несколько КСО даже в час пик.

В России кассы самообслуживания производят несколько десятков компаний, в их числе группа компаний "Визард" – производство терминалов под маркой «WSENS».

Из чего состоит касса самообслуживания?

Для простоты понимания обозначим, что любой терминал состоит из аппаратной и программной части. Разберемся в деталях.

Аппаратная часть киоска самообслуживания

Основные составляющие КСО – такие же, как и у любой POS-системы. Касса самообслуживания включает в себя следующие компоненты:

  • Металлический корпус – собственно основа терминала

  • Управляющий ПК – объединяет между собой все устройства кассы и обрабатывает поступающие запросы

  • Блок питания

  • Промышленный дисплей – позволяет управлять функциями кассы (выбор товара, взвешивание, переход к оплате, сканирование карты лояльности, выбор типа оплаты и др.), а также отображает список покупок и общую сумму

  • Проекционная емкостная панель

Далее идут дополнительные атрибуты

  • Сканер штрих-кодов – считывает коды на упаковке товара

  • Терминал оплаты – для проведения безналичных платежей

  • Электронные весы – для взвешивания товаров, продающихся на развес

  • Фискальный регистратор и принтер чеков – для выдачи чека покупателю и отправки сведений о транзакции оператору фискальных данных
Как работает касса самообслуживания: принцип действия и функциональность
  • Некоторые модели касс самообслуживания также оснащаются устройствами для приема купюр, чтобы покупатели могли рассчитываться наличными. Такие кассы также выдают сдачу покупателю, в том числе – монетами.

  • Большинство КСО, кроме того, комплектуются устройствами световой и звуковой индикации. Световая индикация позволяет помощнику-консультанту видеть, если на какой-то кассе возникла проблема. А звуковой сигнал оповещает покупателя об успешном проведении платежа или о необходимости что-то исправить (например, отсканировать товар еще раз, повторно приложить карту к терминалу и т.д.).

Программная часть терминала самообслуживания

Что касается программной части касс самообслуживания, то здесь все решения можно разбить на несколько групп.

Каждое ПО предназначено для той или иной сферы – например, для ресторанного бизнеса, продуктового ритейла, гостиниц, клиник и так далее.

Не всегда производитель киоска самообслуживания является производителем необходимого Вам программного обеспечения для бизнеса. Можно отдельно приобрести аппаратную часть у производителя, а программную часть у разработчика специализированного ПО, но в этом случае важно, чтобы разработчик программы имел компетенции в настройке работы ПО, киоска и учетной системы Клиента.

Для кафе и ресторанов

1 вариант. На кассах самообслуживания в кафе и ресторанах может быть установлено программное обеспечение AnSoft «3S».

AnSoft «3S» оптимально подходит для касс самообслуживания, имеющих книжную ориентацию дисплея и разрешение монитора Full HD при размере от 27" до 42". ПО распространяется по ежемесячной подписке. Стоимость – 9900 руб.\месяц.

2 вариант. Данное ПО пользуется большой популярностью среди российских рестораторов – это профессиональное решение, ориентированное именно на сегмент HoReCa. IS-Kiosk - программное обеспечение для систем самообслуживания для ресторанного бизнеса, интегрировано с системами автоматизации и учета r-keeper, Iiko, 1C, Simphony.

Для магазинов

Популярным решением для ритейла является ПО Artix: SSCO. Это программное обеспечение представляет собой комплекс команд, позволяющих покупателям самостоятельно сканировать товары, взвешивать их, выбирать продукцию без штрих-кода (например, продукцию собственной пекарни магазина), контролировать цену каждого товара и общую стоимость покупок, а также оплачивать товары любым удобным способом. ПО разработано на базе Linux и может быть настроено под индивидуальные потребности конкретной торговой точки.

Как работает касса самообслуживания: принцип действия и функциональность

Как работает касса самообслуживания?

Общий принцип работы кассы самообслуживания практически ничем не отличается от принципа действия обычной кассы с сотрудником. Только на КСО роль кассира играет сам покупатель, самостоятельно сканируя и взвешивая товары.

Если рассмотреть поэтапно, как работает касса самообслуживания, то процесс покупки будет выглядеть следующим образом:

  1. Покупатель сканирует штрих-коды товаров и взвешивает весовую продукцию.

  2. Система сверяет данные, полученные с весов и сканера штрих-кодов, со сведениями, загруженными в систему (наименование товаров, их вес, цена). Это необходимо для того, чтобы касса могла "убедиться" в том, что никакой товар не прошел мимо системы – покупатель ставит просканированные покупки на весовую платформу, которая передает данные о массе этих покупок в ПО, и касса сравнивает эту фактическую массу с информацией о весе товаров из системы.

  3. Если обнаружено расхождение или найден неизвестный штрих-код, КСО сигнализирует об этом при помощи звукового и светового индикаторов. Покупатель в таком случае увидит на дисплее сигнал об ошибке. Иногда для устранения ошибки требуется помощь консультанта, который может убрать из списка неопознанный товар или, к примеру, подтвердить совершеннолетний возраст покупателя при приобретении спиртных напитков. Эти операции требуют сканирования специального штрих-кода на бейдже консультанта.

  4. Когда сканирование покупок завершено, и ошибки устранены, касса отобразит общую сумму к оплате. Возможно, она также предложит отсканировать карту лояльности (если магазин их выпускает) и приобрести пакет. Покупатель также сможет выбрать тип оплаты, если КСО принимает платежи и наличными, и картой.

  5. После проведения платежа касса выдает покупателю чек.

Дополнительные функции кассы самообслуживания

Кассы самообслуживания сегодня – это не только устройства для сканирования покупок, но и еще один инструмент повышения лояльности покупателей. Разработчики ПО для таких касс предлагают целый ряд модулей, которые дают возможность превратить кассу в рекламно-информационный стенд.

  • Так, одним из наиболее популярных у ритейлеров модулей является маркетинговый модуль. Он позволяет в процессе сканирования покупок демонстрировать клиенту скидки на те или иные товары, показывать рекламу, уведомлять о возможном начислении кешбека или баллов при приобретении карты лояльности и т.п. Если покупатель уже является участником бонусной системы магазина, то ему может быть предложено посмотреть дополнительные опции и возможности, а также ознакомиться с балансом бонусных баллов. Это удобно как для ритейлеров, которые получают возможность увеличивать сумму среднего чека, так и для клиентов, ориентированных на экономию за счет бонусов и кешбека.

  • Кроме того, кассы самообслуживания представляют собой удобный инструмент для отслеживания остатков. Все данные с таких касс моментально передаются в единую базу, и руководитель магазина может следить за количеством товара на складе, планировать закупки, видеть востребованность тех или иных товарных групп, анализировать чеки, выявлять часы наибольшей загруженности и многое другое.

Какое дополнительное оборудование можно подключить к кассе самообслуживания?

Сегодня производители касс самообслуживания предлагают "усредненные" решения, имеющие базовый функционал для сканирования и оплаты покупок. Однако современные КСО, помимо весов и сканеров штрих-кодов, могут быть оснащены и другими дополнительными устройствами, позволяющими значительно расширить их функционал и удовлетворить даже нестандартные запросы пользователей.

Так, к примеру, КСО могут оснащаться такими устройствами, как:

  • встроенная видеокамера – для визуального контроля за процессом покупки

  • удобные стойки для отсканированных товаров (особенно это востребовано в магазинах, где продаются крупногабаритные товары)

  • терминалы сбора данных – позволяют руководству магазина или сети получать сведения о покупателях и популярных товарах для дальнейшего планирования маркетинговых акций.

Некоторые торговые точки также обращаются к производителям оборудования для того, чтобы заказать КСО по индивидуальному проекту. Как правило, это нужно в тех случаях, когда у клиентов магазина регулярно возникают специфические запросы. Такой подход повышает эффективность обслуживания и позволяет закрывать все потребности покупателей.

Небольшим минусом подобных решений является возрастающая нагрузка на кассу. Чем больше дополнительных модулей и устройств подключено к ней, тем сильнее снижается скорость ее работы. Это может вызывать задержки в отображении данных на дисплее. Поэтому перед тем, как принимать решение о подключении дополнительного оборудования, заказчик должен четко понимать необходимость этого решения, принимать во внимание специфику своего бизнеса и иметь представление о действительно необходимом функционале КСО. Так, к примеру, необходимо учитывать возрастную категорию клиентов, планируя оснащать КСО терминалом для приема наличных – для молодой аудитории это решение будет скорее неактуальным, в то время как возрастные покупатели по достоинству оценят эту возможность.

22
Начать дискуссию