Найди своего амбассадора: люди доверяют людям!

В каком бы сегменте вы ни работали - B2B, B2C или B2G - взаимодействовать везде нужно с людьми. Выстраивая профессиональные отношения с сотрудниками любой компании или ведомства или пренебрегая такими отношениями, вы добиваетесь того, что Вас будут или рекомендовать, или критиковать.

Амбассадорство в 30-е годы активно начали использовать в США.

Самый яркий пример амбассадорства из середины 80-х — контракт компании Найки с молодым и перспективным баскетболистом Майклом Джорданом. Компания разработала для восходящей звезды серию именных кроссовок. Модель побила все рекорды продаж и вместе с ними взлетел и бренд Найки, обойдя более известную в то время спортивную компанию.

Кто такие послы бренда

Сколько ни повторяй “Мы лучшие!”, “У нас самый качественный продукт!”, “У нас самая профессиональная команда!”, в эту мантру ещё должен кто-то поверить.

Совсем другое дело, если начинают говорить за вас.

Представьте, что приятель или родственник расскажет: “Обращайся по своему вопросу в компанию Икс, у них прекрасный продукт, качество на высоте и клиентский сервис. А е30% за первый заказ скинут. Я сам там заказывал”. Если вы доверяете рекомендациям человека, то, скорее всего, обратитесь именно в эту компанию.

Сознательно или нет, человек выступил амбассадром бизнеса. И главная задача бизнеса в том, чтобы таких амбассвороров у компании становилось больше.

Найди своего амбассадора: люди доверяют людям!

Опыт подруги

Моя подруга работает в крупной российской ИТ-компании. Её амбассадором она стала задолго до трудоустройства.

Она одна из первых проверяла все новые направления и фишки, и рассказывала об этом с таким азартом, что всем хотелось испытать качество сервиса. Также она осталвляла достаточно яркие отзывы, которые набирали большую популярность.

Как сотрудник занимается маркетинговой частью привлечения новых сотрудников, и у нее это круто получается. Внештатное абссадорство привело ее к работе мечты, где она с большой любовью делает то, что у нее прекрасно получается.

Но повезло и самой компании - она получила прекрасного сотрудника-энтузиаста, который с безусловной любовью решает рабочие задачи и делает гораздо больше, чем мог бы делать не столь вовлеченный работник.

Каких целей помогают достичь сотрудники-амбассадоры?

Сотрудники-амбассадоры решают две ключевые задачи компании: маркетинг бренда и маркетинг продукта.

Они могут привлекать талантливых кандидатов, делясь с ними своим положительным опытом и энтузиазмом по поводу работы в компании. Так растет кадровый резерв, организация может выбирать людей из большего количества талантливых специалистов.

Амбассадоры представляют компанию или организацию в позитивном свете, потому что им нравится культура/продукция компании. Это фактически ходячая презентация компании, её уверенный голос в различных ситуациях. Цель бизнеса при этом повысить узнаваемость бренда и нарастить продажи.

Позитивные отзывы и рекомендации амбассадоров улучшают репутацию компании, и это приносит пользу сразу в нескольких областях.

  • становится легче привлекать новых клиентов
  • новых коллег
  • легче делиться корпоративными новостями
  • через амбассадоров легче взаимодействовать с рынком: запускать новый продукт или услуги
  • выходить на новые рынки, укреплять отношения с клиентами, повышать осведомленность о бренде.

Проводники изменений

А ещё сотрудники-амбассадоры могут быть прекрасными драйверами для различных изменений в компании:

  • выполнять функцию внутренних и внешних коммуникаторов, делясь информацией о компании и ее деятельности с другими сотрудниками или в соцсетях
  • содействовать обмену знаниями и опытом между разными командами и отделами
  • помогают в проведении исследований рынка и сборе отзывов клиентов посредством взаимодействия со своей аудиторией
  • могут быть наставниками для новых сотрудников
  • представлять компанию на отраслевых мероприятиях и конференциях

Амбассадоры - безусловные сторонники компании в кризисных ситуациях.

Пример компании “Биорг”

Кроме привлечения сотрудники-амбассадоры могут заряжать энтузиастов и действующих сотрудников.

Мы в “Биорг” несколько лет назад внедрили такой подход через 2-х сотрудников, которые любят компанию, активны, позитивны, дружили с коллегами из разных отделов.

Все крутые новости и перспективы активисты сами распространяют по команде. Мы просто делимся с ними информацией в числе первых. Коллектив заряжается от них.

Как сделать институт амбассадорства эффективным

Как и во многих процессах эффективности способствует четко сформулированная цель. Из хорошей корпоративной программы всегда понятно, какие задачи выполняют сотрудники-амбассадоры.

  • Важны подготовка и обучение. Некоторые амбассадоры сами проявляют мастерство и могут научить этому других. Иных сначала следует обучить, прежде чем они возьмут на себя роль рупора компании. Сотрудники должны знать, как представлять компанию, что отвечать на типовые вопросы, грамотно общаться с аудиторией.
  • Инициативу по программе амбассадоров в том числе должно поддерживать руководство компании: предоставлять ресурсы, поддержку, давать советы и формулировать главные сообщения.

Критерии отбора амбассадоров

  • Высокая лояльность и искреннее желание рекомендовать компанию в качестве работодателя окружающим.

Тех, кто искусственно хвалит организацию, быстро раскусит аудитория. Люди поймут, что все рекомендации и отзывы — очередная пиар-акция, а не честное мнение.

  • Сотрудники-амбассадоры хорошо владеют коммуникационными навыками, наыками взаимилействия в соцсетях.

Их тексты о компании должны быть информативными, интересными и вдохновлять людей. Однако один пост в месяц с тихого аккаунта, у которого мало подписчиков, никакого эффекта не даст.

Круто может сработать, если у сотрудника-амбассадора уже есть наработанные связи с потенциальными кандидатами, это поможет ускорить распространение информации о вашем HR-бренде.

Кто чаще всего становится амбассадором компании?

Новые сотрудники и старожилы чаще становятся посланниками бренда по сравнению с теми, кто работает в компании уже приличное время, но ещё смог войти в число ключевых сотрудников, ядро команды.

У новичков, когда они попадают в классную команду и решают интересные задачи, на фоне эйфории возникает привязанность и желание искренне делиться своим счастьем. Это напоминает первые шаги романтических отношений или формирующейся крепкой дружбы.

Сотрудники, которые работают в компании в течение многих лет, стали ключевыми участниками команды, успели накопить большой опыт, понимание компании, выстроили крепкие и доверительные отношения. Их полностью устраивает жизнь и работа в компании. Логично, что из них тоде получаются отличные амбассадоры бренда.

Кому возглавить амбассадоров?

Это могут быть специалисты по маркетингу, специалисты по управлению персоналом, Сотрудники-амбассадоры играют важную роль в маркетинге, формировании и поддержании позитивной культуры компании, развитии HR-бренда.

В крупных компаниях или в компаниях, где программе амбассадорства придают большое значение, их может курировать генеральный директор и даже собственник, как главный амбассадор бизнеса.

Прямая связь, встречи с руководством организации ещё больше мотивирует сотрудников-энтузиастов.

Как оценить эффективность амбассадора

Оценка эффективности зависит от цели на которую привлекался амбассадор.

Скорее всего, важно брать во внимание количественные показатели:

  • количество созданного и опубликованного контента, посты в соцсетя
  • количество реакций на эти посты - лайки, репосты, комментарии
  • количество подписавшихся на рассылку электронной почты или увеличение подписчиков в соцсетях.

Важны и качественные показатели, например, как выросли продажи, сколько новых сотрудников привлечено в компанию.

Компания доджна вести такую аналитику, чтобы отслеживать прогресс, вносить коррективы и поддерживать эффективность и полезность программы амбассадоров бренда.

Компании важно поддерживать регулярную обратную связь со своими амбассадорам, чтобы понимать, как они справляются со своими задачами, как можно им помочь улучшить навыки и эффективность.

22
Начать дискуссию