Бизнес цинизм на контр-тренд скептицизме, да ИТ-вольтерьянством погоняет. Продолжение ФБ-блога Искра Капитала на платформе vc.ru.
С категорическим приветствием!
"Майнстримная тьма безусловно сильнее и не даст себя победить"... Вспоминается древний афоризм "это было навсегда пока вдруг не кончилось".
Каждая конкретная тьма неодолима лишь пока является мейнстримом (и только тем и сильна). А вот направление мейнстрима подвержено периодическим колебаниям, — подобно известной некогда линии партии.
Блог на vc.ru не общепросветительский, а коммерчески-бизнесовый. Целенаправленно разжигать пламя здравого смысла в промышленных масштабах не предполагается. Однако попытки революциев в отдельных отраслях, и амбиции курощения мейджоров весьма вероятны) В общем, в ближайшие недели намереваемся делать интересно.
Для Вас с коллегами ожидаются последующие посты. Мало текста, много картинок, и с разных сторон.
Stay tuned, ежели интересуетесь.
Спасибо за доверие.
В последующих постах тема будет компактнее и доступнее освещаться, в контексте удовлетворения мечтаний и болей широких народных масс e-com селлеров.
Эта публикация общо теоретическая под стандарты научных журналов, на которую планируем адресовать товарищей, коим лапидарные тезисы недостаточны, до грунта докопаться надо.
1. Вести они могут куда угодно. Если на маркетплейс, то тем хуже для заказчика: трафик придется оплатить дважды. Все равно, что давать рекламу в Яндексе, и лэндить оформление заказа на ВБ. Или как платить за крышу двум разным мафиям одновременно.
2. В тексте материала выше легко увидеть (особенно если прочитать), что состояние китайского social commerce вовсе не позиционируется образцом для подражания. Восторгаются им цитируемые американские бизнес-СМИ (за неимением лучшего чем восторгаться).
3. Бизнес-модель w-commerce, общие черты коей формулируются в тексте, китайскому social commerce противопоставляется. Как в известном анекдоте, даже табличка есть, с разницей.
Пардон за невнятную формулировку) Мы не призываем, а сами намереваемся.
Спасибо.
"Лучший метод предсказать будущее — создать его". Об этом — в последующих публикациях)
Была притча, как цыган решил заработать, лошадь не кормить, только пусть работает. Первые три дня все шло хорошо.
И это финальная точка эволюции заведомо тупиковой бизнес-модели.
Авито — маркетплейс формата FBS. Как ебей и Алибаба. И все они — золотое дно.
Это точка зрения маркетплейс стейкхолдеров. А что им еще говорить, оправдывая бесконечные убытки? Только "пилите, Шура, они золотые".
Ни один маркетплейс FBO в мире НЕ является прибыльным. Даже Амазон, у которого вроде как конкурентов на родном рынке не наблюдается. Некому "рынок отжимать".
Побольше звучных терминов, неколлега. Их много накопипастить можно. Если Силиконовую Долину уже прошли, посмотрите "Игра на понижение". Все эти CDO, и прочая синтетика. Ух!
А в Силиконовой Долине, если вспомнить базовый сюжет, у героев было Вундерваффе в виде Дудочника.
У Озона Вундерваффе нету.
Безос, например, все время существования Амазона клянется, что Вундерваффе (в виде беспилотных складов с околонулевой операционной себестоимостью) вот-вот будет. А товарищи с Озона даже этим не напрягаются.
См. ниже.
Но вообще только на ИПО дай бог памяти они больше ярда у.е. собрали. И до того инвесторы у них все время существования были импортные первой категории, и щедрые весьма.
Плюс по банкам у них долгов к бабке не хода за 100 ярдов (отчетность публичную можно посмотреть). Плюс операционный лизинг по оборудованию. Плюс недвига у них наверняка в финансовом лизинге, что суть скрытый долг вне баланса.
Ничего у них короче своего нету, все долгами в том или ином виде обвешано.
Что значит не нужна? Очень нужна, как и всем. Только Озону она не светит.
А цель существования - инвестиционная спекуляция. Сколько раз за четверть века Озон, будучи ВСЕГДА убыточным, переходил из рук в руки, а потом еще и IPO.
Пока акции растут, у всех все прекрасно. А когда лопнет, не повезет тем, кто будет на последней руке.
Старо как мир.
Все уверены). Но даже ты доживешь.
Селлеры, конечно, во главе угла. От них бабки бесплатные.
Строго по поговорке из анекдота про Раскольникова: один селлер это сто тыщ рублев, а сто тыщ селлеров — и на штаны Озона наберется.
Модель простая: деньги получаем по эквайрингу сегодня, а платим селлеру, условно, через месяц. Берем оборот Озона, и делим на 12. Бесплатно.
Есть стимул гнаться за оборотом)
Тсс!
Селлеры. Банки. Инвесторы.
Хе-хе. Так Авраам мракетплейс-движения тов. Безос четверть века уж лохвесторам беспилотные склады с доставками сулит.
Отмахиваясь беспилотными Нью-Васюками от неприятных вопросов про системную убчтоность core business.
Верно. Но в юбере бизнес-модель здоровая (в силу простоты молотка). Дурости надо было из нее много лет убыточную панаму делать.
А вот у маркетплейсов ФБО, равно как у виворка, бизнес модель - старая добрая продажа рубля за 80 копеек. Отчего оздоровиться ей весьма затруднительно. Разве что после свистка горного рака.
Проблема в том, что убытки растут быстрее.
Намного быстрее.
Если в бассейн выливается больше, чем вливается...
При этом надо брать поправку на оптимистичный креатив бухгалтерии публичной компании. Им всеми силами надо инвестпривлекательность поддерживать (общая схема "генерал Конашенков", но у Озона хоть отчасти аудиторы сдерживают и коммерческие акционеры).
Поэтому в реальности все еще хуже, чем нам показывают. Значительно хуже.
Странно, что до сих пор такие непуганые на ВЦ остались.
Коллега, можете предположить оборот, при котором Озон станет прибыльным?
Сейчас триллионов в годовом пересчете — отчаянно не хватает. Марс захватывать?
Ага. Только в кредиты проектного финансирования. Не факт вообще, что эти кредиты на будущие склад в сегодняший баланс попадают. На ебитду так 100% влиять не могут. Отрицательная ебитда при обороте в триллионы, есть диагноз бизнес-модели.
Все верно. Но это деградация собственно бизнес-модели.
Не очень нужна потребителям "платформа", на которой ассортимент 1-доллар стор, но по десять долларов.
Бизнес-модель маркетплейсов FBO (! не путать, непример, с ебеем или алибабой) убыточна фундаментально.
Прекрасно знает, что дыра капец. Оттуда и судорожные поиски спасения в Кремле. Керимов фронтует бабки ВТБ.
И супружеская рознь, подозреваю, тоже из за разногласий по путям спасения.
Когда все хорошо, партнеры редко ссорятся)
Проблема, что рост даже в оптимистичном сценарии закончится в 2026. Ковырять мозги лохвесторам, что мол убытки от "развитиев", больше не выйдет.
А убытки будут продолжать расти, вся суть бизнес-модели МП — бежать вперед со всех сил, пока сзади догоняет цунами накопленной финансовой дыры.
P.S. Оптимистичный сценарий маловероятен. Вероятны, как раз, черные лебеди.
Пока нет выбора, МП — наименьшее зло для некрупного селлера.
Крупных селлеров Яндекс досуха выжимает.
"Пока" — этой осенью все изменится. Тов. Керимов будет крайне удивлен.
Хе-хе. Кроме убытков)
Финансовая пропасть, как известно — самая глубокая, можно падать всю жизнь.
В корпоративной проекции — пока крайние лохвесторы не обнаружили свою суть.
Как с Юберами да с Виворком уже произошло, например.
Именно. Но сей бьющий в глаза факт замечают (пока) не только лишь все.
Более того, злые языки поговаривают, что суета с ВБ — следствие предбанкротного состояния сего колхоза.
P.S. У Амазона — не лучше. Отчетность красивее рисуют, но по отчетности и ВБ прибыльный)
Детали, если интересно, в собственной статье в профиле.
Возить стандартные маркированные паллеты много ума не надо.
Никаких проблем с этим нету, не первый год такие склады работают. Что с роботами-таджиками, что с роботами-роботами.
Проблема в хэндлинге единичных товаров, с разбросом характеристик от модуля памяти до бюстгальтера, или от хитровыдолбленного винтика до лобового стекла магистрального тягача.
На узко специализированных складах есть удачные примеры (мерседесовские склады комплектующих например). Но крайне мало и крайне дорого.
А до универсального решения как раком до Луны.
У кого то сработает, у кого то нет. Сработавший кейс - ссылка в начале поста. А больше пока никто не пробовал.