{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Робот приходит на склад

Коммерческий директор BIA Technologies Александр Воловик рассказывает, как грамотно оптимизировать логистику и избежать лишних расходов.

Будущее уже наступило

Недавно в СМИ прокатилась волна новостей об инновационной роборуке: это устройство в середине марта приступило к работе на складе крупного российского маркетплейса. Пока что такой «сотрудник» только один, но и его достаточно, чтобы увидеть возможности современных технологий.

Автоматизированные манипуляторы на складах применялись и раньше, но их функционал был крайне ограниченным. Максимум, на что они были способны — взять коробку строго определенного размера с конкретного конвейера и переместить ее на паллету. Теперь же роборука может отличить блокнот от книги, а ручку – от фломастера. Она берет с конвейера именно тот товар, который нужен, и сразу кладет его в коробку для заказа. Даже незнакомые предметы – больше не препятствие, поскольку устройство обладает способностью к обучению. Впервые столкнувшись с неизвестным ей товаром, она «изучает» его, «запоминает» и впоследствии успешно определяет.

Cегодня это кажется прорывом, а в будущем такие устройства станут обыденными, и оно уже наступает. Вспомните, что еще лет десять назад в столице практически не было складов класса А и тем более логистических центров. Сейчас же ситуация в корне изменилась. Точно так же произойдет и с автоматизацией и роботизацией логистики. И те, кто останутся на позициях скептиков и не будут внедрять технологии уже сегодня, рискуют в ближайшие годы отстать от конкурентов.

Запрос на автоматизацию

Конечно, складская логистика развивается не сама по себе, а в духе общей тенденции к цифровизации. На сегодняшний день внедрение высокотехнологичных решений ускоряется под влиянием сразу нескольких драйверов.

Первый из них — дефицит сотрудников. Линейные сотрудники на складе когда-то считались персоналом, не требующим серьезной квалификации, и при нехватке рабочей силы их можно было просто «набрать по объявлению». Сегодня все иначе. С модернизацией складов растут и требования к квалификации, да и в целом свободных людей на рынке труда стало меньше. Как следствие, увеличился запрос со стороны работодателей и фонд оплаты труда. Зарплата рядового сотрудника на складе сейчас сопоставима с ежемесячным окладом менеджера среднего звена. В этих условиях лучше поручить рутинные операции технике, а персонал высвободить для решения задач, недоступных машине.

Во-вторых, крупный ритейл расширяется еще больше, и, как следствие, растет грузопоток и число номенклатур. Это приводит к дефициту складских площадей. В свою очередь, нехватка складов увеличивает стоимость их аренды и строительства. Сейчас она выше на 200-300%, чем пять лет назад. Да и взять склад в аренду стало сложнее независимо от цены: раньше они возводились в расчете на то, чтобы сдавать площади желающим, а сейчас строятся в основном под конкретных заказчиков.

Конкуренция на рынке – еще один мощный драйвер. Тренд на укрупнение ритейла заставил ведущих игроков рынка конкурировать еще жестче. Каждый старается выиграть битву за наименьшую цену на полке и скорость доставки. Раньше доставка в течение часа считалась очень быстрой, но теперь золотой стандарт – 15 минут. Компании, которые несколько лет назад угадали или просчитали эту тенденцию и сделали ставку именно на скорость, в итоге оказались в выигрышной позиции.

Чтобы успеть привезти за 15 минут шкаф или детскую игрушку, необходимо организовать процессы предельно четко и иметь в наличии разветвленную сеть современных складов. Но в ручном режиме невозможно отладить процессы так, чтобы они работали как часы. Поэтому на крупных производствах автоматизация и цифровизация склада и логистики должны идти через построение цифрового двойника.

Данные, а не догадки

Несомненно, автоматизация требует инвестиций. Если речь идет о крупном предприятии, транспортной компании или маркетплейсе, это серьезные суммы. Устройства сами по себе стоят дорого, особенно такие, как роборука или современная конвейерная линия. А ведь еще нужны специалисты техподдержки и другой персонал. К тому же никогда не знаешь заранее, насколько роборука или другой современный девайс повысит эффективность – может, на практике окажется, что проще и дешевле было привлечь людской ресурс. В самом деле, если предприятие выпускает всего пять номенклатур, пусть и в большом объеме, то лучше поставить на линии двух сотрудников, при этом эффективность при меньших затратах будет не ниже, если не выше.

А вот если номенклатур много, и требуется обрабатывать большие объемы товара, то роборука, возможно, будет кстати. Но все равно без предварительного моделирования всех процессов не получится выстроить их максимально эффективно. Прежде чем внедрять робота, надо посмотреть, насколько это снимет нагрузку с сотрудников, какие операции он сможет выполнять, как перераспределятся площади и так далее. И сразу будет видно, когда окупятся инвестиции и окупятся ли вообще. Для этого и нужен цифровой двойник – он помогает увидеть результаты тех или иных шагов в виртуальной среде и избежать ненужных инвестиций. Может оказаться, что внедрение невыгодно, или, к примеру, что выгоднее взять робота в аренду, а не покупать. Но независимо от результата решение, каким бы оно ни было, будет приниматься взвешенно и на основе данных, а не догадок.

P. S. Наши эксперты подробно расскажут о том, как с помощью цифровых двойников ускорить складские операции, 18 апреля на выставке Retail TECH в рамках дискуссии о роботизации и автоматизации логистики. Приходите! 🙌

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда