Импортозамещение: драйверы и вызовы

Темпы импортозамещения за последние два года заметно ускорились, что полностью поменяло ландшафт отечественного ИТ-рынка. О том, что стимулирует эти процессы и какие вызовы стоят перед российскими компаниями на пути к цифровой независимости, рассказывают эксперты компании BIA Technologies.

Импортозамещение: драйверы и вызовы

Катализаторы роста

Под влиянием геополитических событий российский ИТ-ландшафт два года назад радикально изменился – не в последнюю очередь из-за ухода западных вендоров. И хотя это создало определенные вызовы, влияние оказалось скорее благотворным – на освободившееся пространство пришли конкурентоспособные российские компании. Раньше им было сложно тягаться с глобальными корпорациями, а теперь они получили дополнительные возможности. В результате появились новые интересные и успешные разработчики отечественного ПО, аппаратных решений, ИИ, инструментов кибербезопасности и так далее. В России появляется все больше продуктов – как аппаратных, так и программных – которые ничуть не уступают аналогам ушедших западных вендоров.

Но, разумеется, возможности появились не только в силу ухода крупных международных компаний. Очень сказывается и поддержка государства, которое в последние годы последовательно проводит инициативы, направленные на развитие российской ИТ-отрасли. Они предполагают как прямые финансовые субсидии, так и другие виды помощи – консультации, налоговые льготы и др.

В числе катализаторов нельзя не упомянуть рост внутреннего спроса на цифровые решения в целом и на отечественные продукты в частности. Компании осознают необходимость цифровой трансформации, и притом все чаще отдают предпочтение отечественному «железу» и особенно ПО, поскольку российские продукты обладают устойчивостью перед санкционными инструментами.

Наконец, еще один драйвер роста – высокая квалификация российских кадров. Не секрет, что за них уже давно конкурируют не только отечественные компании в силу их образования, уровня знаний, умения решать сложные задачи. Определенный отток за рубеж, конечно, есть, но он не столь значителен, чтобы оказать серьезное влияние на отрасль. Тем более российские компании стараются создать привлекательные условия для удержания специалистов, и многим это удается.

Как следствие, в силу всех перечисленных факторов, российский ИТ-рынок не только не просел за последние годы, но, наоборот, укрепил свои позиции, а его участники получили мощные стимулы для развития.

Конкуренция среди своих

Естественно, что российским компаниям, занявшим освободившиеся рыночные ниши, приходится серьезно конкурировать друг с другом. С одной стороны, вместо нескольких крупных игроков появилось множество мелких. С другой – крупные российские корпорации никуда не делись и теперь чувствуют себя вполне комфортно. Поэтому тем, кто пытается занять свое место под солнцем приходится конкурировать и с ними, и с такими же небольшими компаниями.

Стоять на месте в такой ситуации нельзя, иначе впереди окажутся более расторопные конкуренты. Но действовать приходится методом проб и ошибок. Как следствие, появляются и действительно стоящие, сильные продукты, и пока еще сырые или слабые разработки. Клиентам, в свою очередь, тоже сложно ориентироваться в этом разнообразии и тоже приходится выбирать методом проб и ошибок.

Конкуренции способствует и рост инвестиций в отрасль. Господдержка также косвенно ее усиливает, поскольку она создает дополнительные возможности для отечественных ИТ-компаний, что помогает новым игрокам выходить на рынок и тоже включаться в битву. Но так или иначе, сильная внутренняя конкуренция все же несомненный плюс, а не минус, поскольку именно она подталкивает компании к развитию, способствует снижению цен на продукты и услуги, помогает совершенствовать решения и повышать качество сервиса.

Актуальные вызовы

Тем не менее, несмотря на общие благоприятные условия, российским компаниям приходится сталкиваться с проблемами. Во-первых, конкуренция с западными вендорами не исчезла, хотя и стала слабее. Многие компании продолжают пользоваться их решениями – как правило, из-за того, что на них базируется вся инфраструктура, и ее перестройка потребовала бы серьезных затрат и продолжительного времени. В придачу им пришлось бы переобучать сотрудников, пересматривать процессы и так далее. Нельзя отрицать и тот факт, что международные решения обладают проверенной репутацией, а российским только предстоит ее заработать, за исключением единичных продуктов, которые уже давно успели стать стандартом в своих областях – например, в сфере бухгалтерского учета.

В числе вызовов также стоит упомянуть ограниченный доступ к международным инновациям и технологиям, что сдерживает развитие отрасли, замедляет скорость разработки новых продуктов. Финансовые ограничения – еще один тормозящий фактор, поскольку разработка конкурентоспособных продуктов требует затрат, в том числе на оплату дорогостоящих кадров, а далеко не все российские компании располагают достаточными средствами. И раз уж речь зашла о кадрах, стоит отметить еще один вызов – нехватку квалифицированных специалистов. В ИТ условия сейчас диктует сотрудник, а не работодатель, а компании борются за умы, стараясь переманивать их друг у друга интересными задачами и привлекательными условиями.

И все же российские продукты с каждым годом становятся все совершеннее и постепенно поднимают планку качества. Скорее всего, в будущем им удастся переломить авторитет известных международных брендов, но это вопрос завтрашнего, а не сегодняшнего дня. Пока же этот вызов остается актуальным на отечественном рынке. Но условия для его преодоления есть – они прилагаются и со стороны самих компаний, и со стороны государства, которое последовательно внедряет в жизнь инициативы по импортозамещению.

22
Начать дискуссию