Можно ли масштабировать приложение на no-code?
С этим вопросом мы сталкиваемся каждый раз, когда речь заходит об ограничениях no-code/low-code разработки. И порядком подустали отвечать на этот вопрос по нескольку раз в неделю, поэтому решили раз и навсегда развеять мифы о том что zero-code приложения подходят только для MVP, на котором можно протестить пару гипотез, показать инвестору и на следующий день сразу публиковать вакансию на HH и искать тру кодеров.
Итак обо всем по порядку. Начнем с разбора о том, что же такое масштабируемость приложений
Самое простое определение «масштабируемости» — это способность приложения справляться с растущим числом пользователей, одновременно взаимодействующих с ним. Если еще проще, то «Масштабируемость» означает, что ваше приложение может справиться с нагрузкой сотен или даже тысяч пользователей, одновременно запрашивающих одну и ту же информацию.
Масштабируемость приложения — это возможность эффективно обрабатывать все большее количество запросов в минуту (RPM).
Существует ряд факторов, которые влияют на обеспечение масштабируемости как для no-code/low-code разработки так и для классической заказной и вот наиболее важные из них:
- Хорошо спроектированная модель базы данных
- Оптимизированная логика и запросы к базе данных
- Продуманный и функциональный пользовательский интерфейс
Обеспечение масштабируемости приложения заранее сэкономит вам деньги и нервы в долгосрочной перспективе, именно поэтому этот вопрос так волнует стартаперов.
Но есть один незначительный нюанс, о котором забывает большинство амбициозных фаундеров: прежде чем у вас появится сотни или даже миллионы активных юзеров, вам предстоит нащупать product market fit (соответствие продукта рынку). А чтобы его найти вам придется протестировать десятки, а то и сотни гипотез, собрать обратную связь с пользователей (клиентов). И все это можно сделать используя no-code инструменты, которые обладают рядом преимуществ такие как скорость (время на реализацию новой фичи) и стоимость. Но как показывает мировая практика 90% стартапов терпят неудачу и вот какие наиболее популярные причины выделяют
- закончились деньги/не удалось привлечь новых инвесторов
- продукт не соответствует потребностям рынка
Кроме того по данным CB Insights финансирование стартапов сократилось на 23% по сравнению с предыдущим кварталом во втором квартале 2022 года — и это самое большое квартальное падение финансирования почти за десятилетие. И не нам рассказывать, как сейчас сложно привлечь инвестиции стартапам с русскими корнями. Поэтому сейчас так важно найти свой product market fit до того как закончатся деньги.
Итак представим, что вселенная идеальна и вы тот 1 из 10 стартапов, который дошел до этапа масштабирования устойчивой бизнес-модели, а ваше приложение было разработано без кода, что делать и куда бежать?
Во-первых, поздравляем.
Во-вторых, если в вашем приложение на начальном этапе была правильно спроектирована модель базы данных и логика запросов к ней, то вы можете пройти этап масштабирования без седых волос на голове.
В-третьих, чтобы платформа без кода справиться с увеличением трафика/пользователей, вам необходимо апгрейдить тариф, что позволит одним щелчком мыши приобрести дополнительную мощность сервера, не беспокоясь о предварительной подготовке серверов или/и баз данных.
Так как каждое приложение имеет разную архитектуру и по-разному обрабатывает данные, то и разным приложениям требуется разная мощность сервера даже для одного и того же количества пользователей, поэтому без тестирования, сложно предсказать сколько тысяч юзеров выдержит ваше приложение без потери качества. И лучший способ оценить количество единиц емкости, которые потребуются приложению, — это создать прототип, протестировать его с первоначальными пользователями, определить пиковое потребление емкости и умножить на ожидаемый рост вашей пользовательской базы.
Кроме того существует достаточное количество фичей, которые помогают снижать нагрузки на сервера, например, некоторые функции могут выполняться frontend, т.е. пользовательскими устройствами. И все эти моменты стоит учитывать при проектировании приложения/сервиса как разработанного на коде так и без кода.
Следует сразу сказать, что no-code приложение не сможет масштабироваться до уровня Facebook* с 2 млрд. активных пользователей в месяц, но в большинстве случаев на начальных этапах стартапы и не собираются расти до таких размеров, ну и давайте взглянем правде в глаза такой рост не происходит мгновенно и для него должна быть выстроена инфраструктура, и это задача намного сложнее, чем просто выбрать технологический стек разработки.
А теперь пара вдохновляющих примеров стартапов, которые смогли (в том числе благодаря тому что не стали инвестировать деньги в дорогостоящую заказную разработку, а инвестировали их в продвижение, команду).
Сайт, который позволяет создавать собственные скины для Fortnite , используя уже имеющиеся фрагменты
2. TrainUp
Приложение для домашнего фитнеса
В течение нескольких недель после запуска зарегистрировалось более 1800 тренеров и за несколько месяцев количество пользователей в день перевалило за 28 000.
3. Qoins
Финансовая платформа для погашения долгов с помощью финансового коучинга и автоматических платежей.
Привлекли $1,5 млн. венчурных инвестиций и помогли выплатить долгов более, чем на $30 млн.
Платформа финансирования солнечных батарей для домовладельцев и CRM для установщиков.
С 2014 года они привлекли более $365 млн. долларов венчурных инвестиций
5. SWOP
Платформа для дизайнеров цифровой моды для продажи и перепродажи своих NFT.
Прошли отбор в акселератор Plug and Play в Силиконовой долине, известный тем, что поддерживает такие компании, как Dropbox, Honey и PayPal
Саммари
Саммари
Отсутствие кода идеально подходит для разработки MVP, теста гипотез в поиске своего product market fit, привлечения частных и венчурных инвестиций и легко масштабируется до нескольких десятков или сотен тысяч пользователей.
Есть много элементов «масштабирования» — функциональность, тестирование и возможность работы с другими платформами. По мере роста вашего приложения растут и сами платформы. К тому времени, когда вы доведете свой стартап до размера Facebook* , это будет приятная проблема другого масштаба, во всяком случае проблемы такого рода точно приятнее, чем разорение стартапа.
В более широком смысле, если вы только начинаете, то не нужно беспокоиться о том, сможет ли ваша идея масштабироваться до миллиона пользователей, если вы будет использовать no-code разработку. Следует решать проблемы по мере их поступления. И как сказал Co-Founder Bubble “Беспокоиться о миллионе клиентов бессмысленно, если у вас их нет”.
*Запрещенная в России организация