Микрообучение и искусственный интеллект: как современные технологии превращают троечников в хорошистов

Микрообучение и искусственный интеллект: как современные технологии превращают троечников в хорошистов

Это может показаться оскорбительным, но голова человеческая к мышлению не очень-то и расположена. Эволюция ставила перед человечеством задачу выжить, а не размышлять над абстрактными вопросами. Думать – это большая нагрузка, и здоровый детский (взрослый в общем-то тоже) мозг сопротивляется обучению как может. Современные образовательные платформы используют уйму хитростей, чтобы сделать обучение лёгким и интересным. В этой статье расскажем о взаимодействии микрообучения и технологий искусственного интеллекта. С результатами исследований, всё по-взрослому.

Микрообучение: что это такое?

Целиком съесть шоколадный торт в одиночку — серьёзный вызов, а вот коробку шоколадных конфет уговорить под сериал... С кем не бывало. Выучить поэму целиком сложно, но если в течение дня заучивать по две-три строфы, через неделю вы сможете потрясти компанию знакомых великолепным знанием классики. Собственно, примерно так и устроено микрообучение.

Микрообучение — это образовательный формат, при котором учебная тема дробится на небольшие (максим 20 минут), легко воспринимаемые кусочки, логически связанные друг с другом. Ученик возвращается к пройденному материалу согласно кривой забывания Эббингауза и многократно отрабатывает практические навыки.

Вот в чём тут штука: последние двадцать лет наша способность к длительному сосредоточению неуклонно снижается. Наверняка в процессе чтения лонгрида вы пару раз, но отвлекаетесь на проверку социальных сетей, дело о котором, внезапно вспомнили или просто теряете фокус.

Микрообучение и искусственный интеллект: как современные технологии превращают троечников в хорошистов

Даже эту статью (а в ней шесть тысяч символов) дочитать до конца, не отвлекаясь, почти непосильная задача для человека, регулярно пользующегося интернетом. Исследования предлагают разные цифры, некоторые даже утверждают, что способность современного человека удерживать внимание чуть ниже, чем у золотой рыбки.

Микрообучение позволяет «обмануть» мозг, точно так же, как нас обманывает, например, картошка фри. Ну, что такое один коротенький урок на пять минут, одна палочка картошки? Да даже десять коротеньких уроков или десять палочек? Ерунда. Это не выглядит утомительным или чрезмерным. И, тем не менее, это обучение, восприятие и отработка идей и навыков, когда речь идёт об образовании, и повыше нный холестерин, если мы говорим о картошке фри.

Микрообучение: что в нём хорошего?

Микрообучение обладает рядом преимуществ:

  • Ученик меньше устаёт и больше запоминает.
  • Поскольку блоки логически связаны друг с другом, информацию легко освежить и повторить.
  • Согласно исследованию RPS, микрообучение положительно влияет на способность человека к долговременному сосредоточению. Если говорить простыми словами, то происходит примерно то же самое, что происходит с вами в спортзале: серия небольших упражнений положительно сказывается на общем состоянии организма.
  • Преимущества микрообучения можно адаптировать для любой информации.
  • Так уж получилось, что микрообучение отлично подходит современному человеку. У всех есть мобильные телефоны, а еще – раздражающие рутинные паузы, типа пробок и очередей, в которых время можно потратить с пользой.

Микрообучение само по себе достаточно эффективный инструмент, его используют практически все образовательные онлайн-платформы: так учат и детей, и взрослых. Любой образовательный курс построенпо описанным методикам (если, конечно, он написан в XXI веке). Но и его можно сделать эффективнее, например, добавив искусственный интеллект.

При чём тут искусственный интеллект?

Один из самых популярных запросов Яндекса, относящихся к ИИ, – «что такое искусственный интеллект простыми словами». Не удивительно, ведь до конца этот вопрос понятен лишь небольшому числу людей. Неспециалистам в лучшем случае приходят на ум фантастические сюжеты про порабощение человечества сверхразумными кремниевыми существами. От этого сценария мы очень далеки, на данный момент ИИ –очень сложный, но написанный человеком алгоритм, который можно дополнительно обучить, чтобы он справлялся с поставленными задачами ещё лучше.

РЕКЛАМАРЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕVKOKLink

Характерное отличие искусственного интеллекта от просто большой и очень сложной программы — способность к самообучению на основании полученных данных.

Как правильно учить детей?

Объясняем концепцию, затем просим решить задачи, основанные на этих концепциях, после чегооцениваем результат и, если он хороший, переходим к следующей, более сложной части теории. Когда результат неудовлетворителен, пытаемся объяснить концепцию снова, немного проще или на других примерах. Это продолжается до тех пор, пока ребёнок не поймёт, что до него хотят донести. Великолепно работающая, веками проверенная стратегия, которую, к сожалению, сегодня очень сложно воплотить в школе, – времени на индивидуальные объяснения у педагогов нет. Но как воплотить её в формате онлайн-образования?

Всё начинается с сервиса «Диагностика». Это большой, подробный тест уровня знаний ребёнка – отправная точка нашего будущего образовательного трека. Поскольку микрообучение подразумевает очень небольшие порции теории и отдельную отработку каждого микронавыка, в распоряжении специалистов оказывается огромный массив данных. ИИ учитывает данные начального тестирования, информацию о потраченном времени, об использовании учеником подсказок и их количестве; запоминает ошибки в начале и в концезанятия, уровень внимания.

Сопоставляя полученные данные с информацией об изначальном уровне знаний, искусственный интеллект выстраивает для ученика индивидуальный образовательный трек. Имея в распоряжении большой массив данных, система, даже после первичной диагностики, может очертить круг образовательных проблем, ожидающих ребёнка в дальнейшем и рекомендовать наиболее эффективный способ исправления ситуации.

572 ученика занимались на платформе iSmart математикой и русским языком в течение 2 месяцев. Суммарно они выполнили более 150 000 заданий, и в результате средний балл по этим предметам вырос на 1.1. Крепкая тройка превратилась в уверенную четвёрку.

Так, сочетание современных образовательных трендов, передовой системы диагностики уровня знаний и технологий искусственного интеллекта, позволяет сделать образование эффективным и недорогим. Конечно, это только начало пути, на котором нас ещё ждут великие открытия, но уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что образование сильно изменится в ближайшие двадцать лет и современные технологии сыграют в этом изменении решающую роль.

Что в итоге?

  • Микрообучение – проверенный и эффективный образовательный тренд.
  • Информацию, поданную небольшими логически связанными блоками, легче усваивать.
  • Искусственный интеллект не захватит мир в ближайшем будущем (увы!), но позволит выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика, как неутомимый и очень внимательный личный репетитор.
  • Образовательная онлайн-платформа может помочь улучшить школьную успеваемость в короткие сроки.
  • ИИ позволяет создать действительно адаптивную систему, учитывающую личные особенности, уровень знаний, темперамент, способность к концентрации и прочие индивидуальные черты ученика.
  • Технологии искусственного интеллекта и микрообучение позволяют улучшить школьные оценки по основным предметам как минимум на 1.1 балл за короткий срок.
11
Начать дискуссию