{"id":14278,"url":"\/distributions\/14278\/click?bit=1&hash=7bc8e2136891e57274bce79f3bfab82773b2810563794a524a98ce6dacee7a9c","title":"\u041f\u044f\u0442\u044c \u043a\u0435\u0439\u0441\u043e\u0432 \u0443\u0441\u043f\u0435\u0448\u043d\u043e\u0433\u043e \u0432\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f \u0418\u0418 ","buttonText":"","imageUuid":""}

Обучение BIM: деньги на ветер и умножение хаоса

Обучаем по старой методике и хотим при этом иного результата

Речь идет об обучении проектировщиков BIM-технологиям.

Сложилась практика: предоставить материал, показать пример, дать слушателю сделать своими руками, проверить результат, при необходимости поправить и указать на ошибки. Перейти к следующей теме. Так, шаг за шагом, принято изучать новый предмет, курс, материал. Инструктор объясняет материал, слушатели плохо ли, хорошо ли его усваивают, накапливая знания. Если в компании выстроены процессы, то постепенно такие знания конвертируются в навык, и специалисты смогут самостоятельно принимать решения: моделировать и проектировать в BIM.

На практике рассмотренный классический подход приводит к тому, что компания получает обученных специалистов, каждый из которых делает свою цифровую модель. Многие из специалистов достаточно хорошо могут начать разбираться в инструментах моделирования, некоторые не так хорошо овладевают тем же Revit. В проектной команде наблюдается дисбаланс, который или выравнивается BIM-менеджером, или не выравнивается. В ходе проектирования количество вопросов, связанных с применением инструментария BIM, только увеличивается, что приводит к значительному сокращению эффективности работы проектировщиков.

Другая сторона обучения BIM состоит в том, что технология информационного моделирования, которую применяют проектировщики, — это все еще технология проектирования. Это значит, что инструктор должен хорошо донести до слушателей-проектировщиков технологию проектирования с применением BIM. На практике, как и в нашем учебном центре, инструкторы — это скорее высококвалифицированные пользователи программного обеспечения, чем универсальные проектировщики. Как и в среде проектировщиков, в среде инструкторов должна сложиться система деления по отраслевым компетенциям или по иному принципу внутри раздела проектирования.

В настоящий момент инструкторы в большей своей массе универсалы, которые учат, как применять BIM-инструменты для проектирования, но не учат проектированию с применением BIM-инструментов. Разница между этими понятиями очень значительная. То, что проектировщики учатся инструментарию, вместо того чтобы учиться новой методике, способу проектирования, снижает эффект от применения BIM: проектирование становится дольше, дороже, и результат еще более не определен, чем в обычном проектировании.

Поэтому общепринятый подход «учим инструменту» не приводит ни компанию-интегратора BIM-технологии, ни клиента — проектную организацию к позитивному внедрению. На внедрение BIM компании затрачивают значительные ресурсы, а результата не добиваются.

Надо менять людей, причем не сотрудников, а руководителей

Как учебный центр, в ходе обучения и после него мы видим один и тот же сценарий внедрения BIM-технологии: руководитель покупает образовательный курс длительностью 3–5 месяцев, но по его окончании видит, что эффект от внедрения новой технологии либо отсутствует, либо, что намного чаще происходит, негативный. Специалисты проектируют дальше, в коллективе возникает напряженная обстановка, накапливаются ошибки. Часто более молодые специалисты, которые быстро приняли методику проектирования в BIM, перестают слышать и понимать опытных коллег, которые не так быстро осваивают новую технологию.

Руководитель начинает искать новых специалистов, заменять одних на других, корректировать проектные группы и команды. Это приводит к еще большей потере управляемости: новые специалисты не сразу адаптируются в коллективе, напряжение возрастает. Качество проектирования падает. Компания срывает сроки выполнения проекта.

Руководитель идет по пути приглашения опытного BIM-менеджера, который, по его мнению, исправит ситуацию и всех помирит. BIM-менеджер, получив кредит доверия от руководителя, начинает проводить свою управленческую политику и выстраивает проектный процесс на основании личного понимания системы работы проектной компании. Этот подход обычно приводит к еще большей конфронтации с ГИПами или самим руководителем. Ведь они создавали компанию своими руками много лет, а тут приходит молодой специалист и принимается все делать по-своему. Руководитель рубит сплеча и возвращается в AutoCAD.

Клиентам нашего учебного центра мы раз за разом повторяем, что BIM — это новая методика, технология проектирования. Этой новой технологии надо учиться. Причем учиться методике проектирования, а не моделирования. Моделирование лишь инструмент, которым должно быть удобно пользоваться. Если мы не внедрили методику проектирования, не выстроили процессы в компании, то наше вмешательство уничтожит компанию.

Обучение надо начинать с перестройки системы работы самого руководителя, его взгляда на проектирование и на то, как специалисты формируют проектную документацию.

Мы подходим к самому главному вопросу внедрения: насколько руководитель готов меняться?

С нашей точки зрения, переход компании на BIM должен привести к прозрачности процессов и выстроенной структуре управления проектом. Этому надо научиться.

Проектировщикам надо заново научиться проектировать.

Руководителю надо заново научиться руководить такими проектировщиками.

В сторону.

Для себя мы как-то сделали краткий перечень того, зачем руководителю следует самому возглавить переход на BIM:

  • возможность участия компании в торгах по госконтрактам;

  • снижение нервной нагрузки при выполнении проектов, меньше стресса;

  • повышение экономической эффективности выполнения проектов;

  • сокращение рекламаций и ошибок в проектах;

  • возможность выполнить госконтракты;

  • повышение скорости выполнения проектов;

  • имиджевая составляющая: «Инновационная компания» — как для клиента, так и для сотрудников;

  • в компании создаются прецедент BIM-проектирования и центр развития компетенций BIM-проектировани;

  • возможность диверсификации бизнеса — новые отрасли проектирования;

  • в компании создается база знаний для BIM-проектирования.

Как человека, руководителя проектной компании переход на BIM приведет к следующим эффектам:

  • снижение стресса, повышение уровня спокойствия;

  • меньше конфликтов внутри коллектива — лучше отношения в коллективе;

  • меньше зависимости от отдельных сотрудников, проще набрать и подготовить новых;

  • возможность прогнозировать проектирования — становится понятно, когда проект закончится;

  • меньше конфликтов с заказчиком, лучше отношения с заказчиками, больше лояльности заказчиков.

Внедрение BIM — это обучение проектированию одного (единого) объекта

В нашей образовательной методике мы выстроили алгоритм обучения проектированию в Revit, где инструменты BIM являются поддержкой для того, чтобы проектировщики проектировали единый, общий объект. Это достигается за счет проведения обучения для проектной команды, которая сразу, с первого дня, работает над пилотным проектом, проектируя и моделируя единый, общий объект.

Начинается обучение с того, что специалисты изучают техническое задание и договариваются между собой о том, что они будут проектировать: функциональные, технологические и инженерные зоны, системы, оборудование и другие элементы объекта. Этому общему, единому взгляду на объект проектирования надо научиться. Поэтому значительная часть курса посвящена обучению работе команды над проектом, выявлению общих целей, определению точек, где могут возникнуть коллизии или расхождение в проектных решениях.

Команда учится договариваться о том, что она будет проектировать.

Второй блок обучения посвящен тому, что команда договаривается, какими инструментами BIM она будет пользоваться, чтобы запроектировать то, что ранее решила. На данном шаге, как и ранее, специалисты учатся договариваться между собой о методах моделирования, применяемых технических решениях, о том, как и кто пойдет первым, а кто будет идти следом. Все договоренности команды фиксируются, чтобы можно было вернуться и перепроверить себя, установки коллег и принятые решения.

Только на третьем шаге команда начинает моделировать общий объект, договорившись о технических решениях проектирования и моделирования.

По ходу образовательного курса слушатели учатся задавать вопросы, в первую очередь самим себе, затем своим коллегам, чтобы разобраться, что и зачем будет запроектировано и как это будет замоделировано в информационной модели. Ответы на вопросы, связанные с моделированием и применением программного обеспечения, проектировщики ищут в разработанной нашими инструкторами базе знаний. Во время обучения у слушателей есть свободный доступ к базе, куда они могут обращаться в случае возникновения вопросов.

Таким образом, команда проектировщиков осваивает технологию информационного моделирования и Revit с реальным пониманием, зачем ей (команде проектировщиков) они нужны. Специалисты понимают свои задачи и принимают инструмент для работы.

Совместная работа в команде закрепляется на уровне рефлексов.

Если стало интересно и хотите большего, то вот ссылка на страницу учебного центра «Графика-Инжиниринг» (АТС Autodesk): https://www.bim-academy.ru/.

Звоните по телефону: 8 800 700 75 04, пишите на почту: [email protected].

Проведем вебинар в Zoom, расскажем, как обучать и получать измеримый результат для проектной компании уже сегодня.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда