{"id":10557,"title":"\u0412\u0441\u0451, \u0447\u0442\u043e \u0432\u044b \u043d\u0435 \u0437\u043d\u0430\u043b\u0438 \u043e \u043b\u043e\u0433\u0438\u043d\u0430\u0445 \u0438 \u043f\u0430\u0440\u043e\u043b\u044f\u0445","url":"\/redirect?component=advertising&id=10557&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/341444-istoriya-loginov-i-paroley&placeBit=1&hash=94017d4f91c29251d7b976c8b7d1d213142fee516a823204c0a9aa77fdbbb464","isPaidAndBannersEnabled":false}
Karen Bashiyants

Обучение BIM-команд

В этой статье я расскажу о методике обучения проектных команд Revit.

Наш центр обучает проектированию в Autodesk Revit. Наши клиенты — руководители проектных организаций — ставят задачу, чтобы мы гарантировали, что обученная команда сможет через два месяца самостоятельно проектировать в Revit.

Несмотря на многолетний опыт обучения, мы не можем гарантировать срок перехода проектировщиков на новую программу и тем более взять на себя ответственность, что они точно смогут проектировать, а не только моделировать, после окончания курса.

Мы решили сделать методику обучения Revit.

У нас получилась целая программа перехода проектной организации на BIM с применением Revit.

Нам не важно, какой программе обучать специалистов: Revit, Renga или любой другой. Мы понимаем, что переход с 2D-проектирования на трехмерное параметрическое проектирование примерно одинаков для разных программ, поэтому разрабатывали методику как универсальный инструмент обучения проектных команд.

Проблемы с обучением проектировщиков

Сегодня обучение BIM — это не наука, а искусство: нет единой технологии. Инструкторов, способных преподавать BIM, критически мало. При этом два разных инструктора преподают BIM по-разному.

Инструкторы учат работать с софтом. Нет методики обучению командной работе, а в BIM это главное.

Нет единых критериев качества подготовки команд. Раз нет критериев качества, результаты подготовки и обучения проектировщиков непредсказуемы.

При этом стоит задача — переобучить в быстрые сроки большое количество проектировщиков для BIM.

Для руководителя проектной организации важно получить работоспособную единицу — проектную группу, которая сможет самостоятельно выполнять все разделы проекта в единой информационной модели. Поэтому задача — не просто обучить специалистов моделированию, пользованию программой, работой со средой общих данных и другим частным вопросам, а научить проектировать в новой программе, с новым уровнем взаимоотношений и координации.

Текущая практика обучения

В целом мы довольно успешно обучаем проектировщиков.

Текущая практика обучения формировалась не один год. Клиенты нашего центра впоследствии самостоятельно проектируют в Revit и практически не обращаются к нам за помощью.

Мы, как и остальные учебные центры, выработали методику, когда сначала слушатели изучают программу, а потом закрепляют навыки в ходе пилотного проекта. Обучение занимает примерно две недели. Пилотный проект обычно длится два-три месяца, после чего слушатели могут самостоятельно собирать информационную модель и проект на уровне стадии П. Далее проектировщики сами оттачивают навыки, а мы осуществляем удаленную поддержку в течение нескольких месяцев.

Такая система работы показала свою результативность, и в ручном режиме управления, с постоянным участием наших инструкторов, мы можем довести проектную команду до результата. За три месяца обучения и пилотного проекта проектировщики получают все необходимые знания и навыки для самостоятельной работы в Revit.

Вопросы к обучению

В ходе обучения наши инструкторы постоянно заняты в образовательном процессе.

Во время пилотного проекта мы ведем не более двух организаций одновременно, иначе наших инструкторов просто не хватает и на текущую работу, и на ответы и поддержку слушателей.

Квалифицированных инструкторов мало, поэтому учебный центр ограничен в развитии и расширении.

Требования клиентов к качеству обучения переросли из задачи «обучите моих Revit» к задаче организованного перехода проектной организации на BIM. С текущей методикой «сначала обучение Revit, потом пилотный проект» мы не можем гарантировать сроки и качество перехода проектной команды на BIM, притом что наши инструкторы полностью заняты с небольшим количеством клиентов.

Мы пришли к пониманию, что ситуацию надо менять. С одной стороны, учебный центр должен уйти от зависимости в квалифицированных инструкторах, с другой — мы должны выпускать на порядок больше проектных команд с гарантированным качеством владения технологией проектирования с применением BIM в срок не более 2,5 месяца.

Была поставлена задача — сделать методику массовой подготовки команд BIM-проектировщиков с гарантированным качеством.

Принципы подготовки команд BIM-проектировщиков

Свою работу по разработке методики обучения проектных команд мы начали с описания основных принципов такой методики.

Мы определили следующие принципы:

  • команда учится не «использовать Revit», а проектировать объект в BIM от ТЗ до сдачи заказчику;

  • курс начинается, когда команда получает ТЗ, и заканчивается, когда команда сдает проект заказчику;

  • мы готовим сразу сыгранную команду, а не отдельных BIM-специалистов;

    в процессе курса обучения команда делает реальный законченный BIM-проект;

  • мы переходим от схемы «сначала обучение, потом пилотный проект» к схеме «обучение = пилотный проект»;

  • в приоритете самостоятельно работающие специалисты, весь курс должен активировать самостоятельность;

  • обучение ведется по типовому алгоритму с прогнозируемым результатом на каждом этапе.

Мы выявили критерий качества обучения Revit: сделали проект, сдали заказчику, значит, способны проектировать в BIM.

Ценности в BIM для руководителя

В ходе разработки принципов и методики мы сформулировали краткий перечень того, зачем руководителю следует самому возглавить переход на BIM:

  • возможность участия компании в торгах по госконтрактам;

  • снижение нервной нагрузки при выполнении проектов, меньше стресса;

  • повышение экономической эффективности выполнения проектов;

  • сокращение рекламаций и ошибок в проектах;

  • повышение скорости выполнения проектов;

  • возможность выполнить госконтракты;

  • в компании создаются прецедент BIM-проектирования и центр развития компетенций BIM-проектирования;

  • имиджевая составляющая: «Инновационная компания» — как для клиента, так и для сотрудников;

  • возможность диверсификации бизнеса — новые отрасли проектирования;

    в компании создается база знаний для BIM-проектирования.

Как человека, руководителя проектной компании переход на BIM приведет к следующим эффектам:

  • снижение стресса, повышение уровня спокойствия;

  • меньше конфликтов внутри коллектива — лучше отношения в коллективе;

  • меньше зависимости от отдельных сотрудников, проще набрать и подготовить новых;

  • возможность прогнозировать проектирования — становится понятно, когда проект закончится;

  • меньше конфликтов с заказчиком, лучше отношения с заказчиками, больше лояльности заказчиков.

Пошаговое описание методики

Ниже представлено сокращенное пошаговое описание методики обучения BIM-команд проектировщиков.

Шаг первый. Знакомство с BIM проектированием:

  • команда разбирается, что такое BIM и чем BIM-проектирование принципиально отличается от 2D (AutoCAD);

  • развертывание среды общих данных (занятие для BIM-менеджера);

  • знакомство с Autodesk Revit. Вход в среду общих данных. Первое знакомство с BIM-моделью и BIM-проектом. Исследование и редактирование учебной BIM-модели.

Шаг второй. Практическое освоение командного BIM-проектирования, Autodesk Revit и среды общих данных (на учебной BIM-модели «песочница»):

  • погружение в среду общих данных для командного BIM-проектирования. Алгоритм совместной работы. Библиотеки. Практика редактирования готовой учебной BIM-модели. Слушатели участься работать с готовой BIM-моделью: удалять элементы, заменять, сдвигать, вставлять новые и так далее. Они всегда могут загрузить учебную BIM-модель заново и продолжить «играться» с ней как в песочнице;

  • знакомство с шаблонами и их возможностями;

  • знакомство с библиотеками семейств и их возможностями.

Шаг третий. Отработка навыков моделирования на простом учебном проекте.

  • выбор объекта для наработки навыков командного BIM-проектирования;

  • разработка ТЗ на проектирование и моделирование объекта;

  • разработка эскизной учебной BIM-модели объекта (архитектурная часть). В качестве учебной BIM-модели выбирается простой, понятный для проектирования объект: один-два этажа, с простым конструктивом, но в котором будут заложены решения всех разделов проектирования/моделирования;

  • разработка конструкторской части BIM-модели объекта;

  • представление и анализ эскизной BIM-модели;

  • постановка задачи на разработку моделей инженерных систем объекта;

  • уточнение эскизной BIM-модели и разработка моделей инженерных систем объекта;

  • проверка модели на коллизии. Анализ коллизий. Принятие решений по уточнению коллизий;

  • разработка проектной документации стадии П.

Шаг четвертый. Старт пилотного проекта. Анализ технического задания на проектирование и разработку информационной модели:

  • анализ ТЗ на объект и исходно-разрешительной документации. Подготовка исходных данных и решений для BIM-проектирования. Подготовка вопросов и предложений для обсуждения с заказчиком;

  • обсуждение ТЗ с заказчиком. Уточнение и согласование решений по ТЗ;

  • подбор нормативной базы для выполнения проекта. Исследование и анализ нормативной базы. Определение требований и нюансов, которые нужно учесть при проектировании объекта;

  • постановка задачи на инженерные изыскания;

  • исследование и анализ шаблонов для BIM-модели;

  • исследование и анализ библиотек для BIM-модели;

  • разработка новых семейств (при необходимости);

  • получение и анализ результатов инженерных изысканий.

Шаг пятый. Разработка образа объекта и образа проекта:

  • командный анализ и описание задач объекта, его функций, систем и процессов;

  • командный анализ и описание структуры объекта — построение системы функциональных зон, помещений и др.;

  • подготовка основных документов проекта — BEP и EIR (занятие для BIM-менеджера);

  • командное построение образа BIM-модели и ее компонентов по разделам;

    командное описание структуры проектной документации по всем разделам.

Шаг шестой. Разработка BIM-модели пилотного проекта. Тренировка команды по BIM-проектированию (цикличный модуль):

  • разработка эскизной BIM-модели объекта (повторяющееся занятие — сначала его проходит только архитектор, потом конструкторы и технологи);

  • проверка на коллизии (занятие для BIM-менеджера);

  • анализ и устранение коллизий;

  • дополнительные тренировки команды по BIM-проектированию (на учебных моделях, для всех, кто не занят в создании эскизной модели объекта);

  • разработка новых семейств.

Шаг седьмой. Анализ BIM-модели. Уточнение и согласование ключевых вопросов по проекту внутри команды и с заказчиком:

  • представление модели команде. Исследование модели командой. Обсуждение и анализ модели с точки зрения разработки инженерных систем;

  • разработка образов моделей и проектов инженерных систем. Подготовка вопросов от команды по разделам АР, КР и ТХ;

  • обсуждение вопросов от команды по эскизной модели. Согласование и уточнение ключевых вопросов для разработки инженерных систем;

    подготовка вопросов по модели и проекту для уточнения и согласования с заказчиком;

  • представление модели заказчику. Обсуждение и согласование вопросов и решений по модели с заказчиком;

  • анализ библиотек. Постановка задачи на разработку недостающих семейств.

Шаг восьмой. Разработка BIM-модели с учетом внутренних инженерных систем. Разработка и выпуск документации стадии П:

  • разработка BIM-модели и проектной документации по всем разделам проектирования (разделы, которые моделируются в BIM);
  • анализ и устранение коллизи; взаимное представление моделей и документации по разделам. Взаимный анализ разделов. Обмен запросами и ответами на стыке разделов;
  • представление модели заказчику. Обсуждение и согласование решений с заказчиком решений по BIM-модели и проекту;
  • разработка новых семейств.

Шаг девятый. Доработка BIM-модели и проекта стадии П по итогам экспертизы:

  • анализ результатов экспертизы;

  • доработка BIM-модели и проектной документации по результатам экспертизы.

Шаг десятый. Разработка документации стадии РД и сдача проекта заказчику:

  • разработка BIM-модели и проектной документации по всем разделам;
  • взаимное представление моделей и документации по разделам. Взаимный анализ разделов. Обмен запросами и ответами на стыке разделов;
  • представление модели заказчику. Обсуждение и согласование решений с заказчиком решений по BIM-модели и проекту.

Шаг одиннадцатый. Завершение проекта. Подведение итогов. Архивирование результатов. Подготовка к выполнению следующих проектов на основании полученного опыта:

  • планирование завершения проекта и архивирования результатов;
  • подведение итогов проекта, подготовка к следующим проектам.

Результат обучения BIM-команд

Таким образом, команды учатся в комплексе:

  • понимать BIM как технологию проектирования;

  • понимать объект проектирования как набор технических и проектных решений;

  • разрабатывать информационную модель объекта проектирования;


  • формировать и выпускать техническую документацию и информационную модель в соответствии с принятыми стандартами.

Все BIM-проекты на курсе и после него выполняются по одному стандартному алгоритму. При этом курс построен на типовых опорных материалах, по которым легко готовить новых инструкторов.

Курс сфокусирован именно на подготовке команды. Люди учатся не просто делать свою часть проекта, а своевременно договариваться о решениях на стыке разных разделов. В ходе совместной работы они не только учатся моделировать единую информационную модель, но и проектировать единый для всех объект.

Курс развивает самостоятельность проектировщиков в поиске и принятии решений. Специалисты учатся не «делать, как показали», а самостоятельно думать, подбирать себе инструментарий, находить и согласовывать решения.

Основные отличия нашей методики

В разработанной методике заложено несколько опорных тезисов, которые отличаются от «обычных» образовательных курсов Revit и при этом позволяют гарантировать результат.

  • Четкая структура курса.

В методике заложена фиксированная структура всех занятий. Сотрудники учебного центра будут вести курс по одному и тому же алгоритму, с одинаковым прогнозируемым результатом. Таким образом, мы можем отказаться от постоянного вовлечения в учебный процесс дорогих высококвалифицированных инструкторов. Занятия ведут администраторы, которые проходят курс по выстроенному алгоритму: они не могут ни отклониться от шагов методики, ни добавить что-то от себя. Инструкторы принимают участие лишь на отдельных этапах обучения и при необходимости в ходе разработки информационной модели слушателями.

  • Веб-приложение.

Курс «зашит» в веб-приложение, в котором пошагово выполняются задания. Ведет курс администратор учебного центра, который следует выстроенному алгоритму и отслеживает выполнение заданий слушателями.

  • Работа с техническим заданием.

Значительный объем курса посвящен изучению технического задания и согласованиям между проектировщиками методик, технических решений, нормативной базы и других вопросов проектирования и моделирования объекта. За счет того, что слушатели-проектировщики сначала договариваются о том, что будут проектировать, моделировать, согласовывать друг с другом, и только потом начинают работу, значительно сокращается процесс координации в ходе проектирования и исправление коллизий и ошибок.

  • Учебная BIM-модель.

В ходе обучения мы передаем слушателям учебную BIM-модель реального объекта. BIM-модель разработана с высоким уровнем детализации. В модели объекта разработаны все разделы проектирования, чтобы каждый специалист мог увидеть реальное воплощение как отдельных элементов оборудования, так и систем целиком. Слушатель может менять элементы и детали, удалять, вставлять новые, в общем, делать с учебной моделью что угодно. Работая в такой «песочнице», слушатель учится не бояться взаимодействовать с интерфейсом Revit, с BIM-моделью и ее элементами, с коллегами, которые так же пробуют проектировать в учебной BIM-модели.

Отличие от существующих методик: нет «говорящей головы», нет обучения кнопкам, готовится сыгранная команда специалистов.

Применение методики

Разработанная методика обучения команд проектировщиков отчуждаемая. Это значит, что мы можем передать алгоритм, «зашитый» внутрь веб-приложения. При этом алгоритм занятий не меняется, занятия так же ведут администраторы, а не инструкторы.

В образовательном процессе могут быть использованы внешние справочники, отраслевые и корпоративные базы знаний.

Методика может применяться для обучения практически любых команд новым навыкам и знаниям.

Автор: Карен Башиянц

bashiyants@grafika-eng.com

0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Образование, путешествия и благотворительность: на что тратились россияне в новогодние каникулы

Новогодние праздники — один из самых расточительных периодов года. Аналитики CloudPayments выяснили, какие категории товаров были самыми популярными в онлайне с 31 декабря по 9 января.

Digital Horizon вложился в поставщика инфраструктуры для инвестиционных решений WealthKernel в раунде A+ на $ 7 млн

Привлеченные средства компания использует для выхода на европейские рынки, запуск внутридневной торговли и дальнейшее развитие API-инфраструктуры.

Команда WealthKernel
Банки Wall Street ожидают более агрессивных действий от ФРС

В США за последние 40 лет потребительская инфляция достигла угрожающих значений

Работа только для взрослых: чем занимается кавист и как им стать

Кавист — это специалист по вину и другим видам алкоголя, который работает в торговом зале. Он управляет поставками и размещением товара на полках, а еще консультирует покупателей: помогает выбрать лучшее. Мы решили рассказать о том, как устроена профессия и где учатся на кависта. А в конце — парочка полезных советов по выбору вина для всех…

Банкомат «Тинькофф» не засчитал $5000

Ох, и не думал я, что буду просить помощи тут...

Креативные индустрии будут расти по плану

В РСПП обсудили проект Плана по реализации Концепции развития креативных индустрий, подготовленного Министерством культуры РФ с участием Комитета по интеллектуальной собственности и креативным индустриям и Федерации креативных индустрий.

«Сгоревшая» мечта о финансовой свободе

Я слесарь-сварщик, который работает на «дядю» в цеху по изготовлению металлических изделий. Вот как я попробовал заняться своим проектом.

Microsoft объявила о планах купить разработчика игр Activision Blizzard за $68,7 млрд Статьи редакции

Акции игровой компании выросли на 38% на премаркете на фоне новости.

Гендиректор Activision Blizzard Бобби Котик объяснил сотрудникам сделку с Microsoft — это шаг к созданию метавселенной Статьи редакции

Он заявил, что компания за 31 год создала сообщества из сотен миллионов игроков. Следующий шаг — объединить эти сообщества.

Сооснователь Nginx Игорь Сысоев покинул компанию Статьи редакции

В заявлении он объяснил, что теперь будет проводить больше времени с семьёй и друзьями.

Цены на Wildberries с айфонов выше, чем на компьютере или андроиде

Торгуем на маркетплейсах. Вчера с удивлением обнаружили, что один и тот же товар выводится с разными ценами: на компьютере и андроиде - та цена, которую устанавливали мы, на айфонах - на 5-15% дороже.

null