SMM: как войти в профессию. Инструкция для начинающих

Привет! Немного вводных о себе. Я Ксения, в SMM уже больше 5 лет. В 2018 году начинала контент-менеджером, сейчас же работаю на всем известную социальную сеть.

Сразу скажу, здесь не будет ни слова про фриланс. Никогда не работала и не собираюсь. Почему? Могу рассказать в следующих статьях. Мы поговорим именно про агентства и про работу в компании. Точнее о том, как туда попасть. Это мой личный опыт и следовать «инструкции» необязательно, но, думаю, что-то из этого может быть полезно начинающим специалистам. Тем, кто только пытается войти в профессию и не знает с чего начать.

Поехали!

Работая в региональном агентстве я была семируким восьминогом. Когда ты и копирайтер, и дизайнер, и таргетолог, и аккаунт в одном лице. Если вам повезет и в вашем городе уже есть агентство более глобального масштаба с четкой структурой и распределением обязанностей, подобной участи вы можете избежать. Однако, чаще всего работодатель все равно требует базовых навыков и минимального опыта в SMM. Например, плюсом будет ведение собственного сообщества в любой из социальных сетей, а лучше в нескольких.

Что же касается базовых навыков, от вас могут потребовать:

1) Владение графическими редакторами. Я умела делать простейшие визуалы в Photoshop, а также работала в Adobe XD (что-то вроде Figma). Сейчас же Figma будет вполне достаточно — она бесплатна и проста в использовании.

2) Умение писать «продающие« тексты. Да и не только продающие. Вам могут дать проект абсолютно любой тематики и направленности, где «продаж в лоб» не будет и потребуется быть максимально креативным и не топорным.

3) Иметь опыт работы с запуском рекламы. Да, не во всех агентствах до сих пор есть таргетологи. А даже если и есть, рекламу на охват могут попросить запускать вас. Поэтому желательно иметь хоть малейшее представление о работе с рекламным кабинетом и знать, что означает слово «посевы». Пожманкать кнопки в рекламном кабинете ВКонтакте будет вполне достаточно.

4) И, конечно же, простейшие софт-скиллы: умение работать в команде, вести деловую коммуникацию, быть пунктуальным и не пропускать дедлайны, организованным, исполнительным и т.д. В общем то, что требуют практически на каждой работе в офисе.

А вот как развить эти скиллы и где получить опыт — это уже другой вопрос.

Научиться работать в графических редакторах можно через YouTube, окей. Для понимания написания текстов нужна лишь хорошая оценка по русскому и прочтение книги «Пиши, сокращай» — тоже ок. Но где же получить практику работы в компании? И не просто компании, а в диджитальной. Есть три пути решения.

Попытайтесь устроиться стажером. Причем не на удаленку, а с выходом в офис, потому как находясь в самом ядре вы сможете лучше впитать рабочую атмосферу, понять процессы и влиться в коллектив. К сожалению, работая из дома в самом начале пути такого опыта не набраться, да и стажером на удаленку вас вряд ли возьмут. Минус стажировки — вы будете получать копейки, либо не получать вообще ничего. Зато наберетесь опыта и поймете суть работы в компании. Увидите, как происходит работа с крупными клиентами. Будете видеть, как работают ваши коллеги и понемного впитывать в себя их опыт и учиться у них. А в дальнейшем сможете перейти на роль джуна или на позицию выше, если звезды сойдутся, а вы будете легко обучаемым. К тому же, на стажировке вам дадут наставника, который обучит и введет в курс дела.

"Стажером? Ну уж нет. Я хочу получать деньги и хорошие деньги. А не работать за бесплатно или за 10к", — скажете вы. Тоже логично, но нужно понимать одно правило — чтобы получать хорошие деньги, нужно что-то уметь. По крайней мере в этой профессии точно. Уметь и быть уже более-менее опытным специалистом, готовым взять на самостоятельное ведение один-два проекта минимум. И если вы наслушались вебинаров, где вам наобещали 150к в месяц после первого месяца работы и офис на Мальдивах — такого нет. Увы. Не в самом начале точно.

В таком случае, вы можете попробовать найти работу в агентстве смежного характера, где от вас не потребуют опыта работы и возложат простейшие обязанности. Например, я была контент-менеджером в интернет-компании, занимающейся развитием сайта для продажи стройматериалов. Работала с админкой сайта, заполняла прайсовые позиции, создавала рекламные объявления на сайте. Это была довольно рутинная работа, зато я получила небольшой опыт и стала немного понимать азы рекламы. Далее взяла на себя работу копирайтера — писала SEO-оптимизированные статьи, а также делала простейшие рекламные макеты, учившись работать в Фотошопе. Работа была непыльная, скучная, но зато позволила набраться базовых навыков. Помимо этого я читала книги по маркетингу и в итоге через год попала в SMM-агентство на позицию SMM-менеджера. Но даже на такую работу сложно попасть, если опыта ноль. Поэтому постарайтесь максимально грамотно составить резюме и описать честно те навыки, которыми владеете. Хоть что-то вы же умеете? Конечно. И даже наверняка где-то подрабатывали ранее — пишите все и опирайтесь на требования вакансии. Старайтесь подставить свои навыки под них. Обязательно напишите сопроводительное письмо. И тогда, возможно, будет то самое заветное приглашение на собеседование, и вы получите первую работу в сфере маркетинга.

Ну, а третий путь, он же самый универсальный — развивайте скиллы самостоятельно. Начните ведение собственного сообщества. Подпишитесь на разные каналы и паблики в Телеграм и ВКонтакте. Прочтите, что означает «таргетированная реклама» и попробуйте запустить свое первое объявление. А перед этим изучите все правила по работе с сообществами и запуском рекламы от ВКонтакте. Ребята выпускают много обучающих материалов и ими можно и нужно пользоваться. Это основа основ. Создайте портфолио и включите в него всю важную информацию о себе и тех сообществах, которые вели. Покажите в нем статистику сообществ, свои лучшие публикации, расскажите о том, как набирали подписчиков. И как только почувствуете, что более-менее начали понимать специфику работы, откликайтесь на вакансии SMM-агентств вашего города. Всех, которые есть.

И сразу скажу — будьте готовы работать за небольшую плату. В регионах средняя зарплата SMM-щика 25-30к максимум. Иногда чуть выше. А бывает и меньше. Возможно, вам повезет, и вы сразу попадете в крупную компанию и уже через полгода получите повышение и более-менее достойный заработок. Но это происходит не так часто. Поэтому не тешим себя надеждами, и если уж решили войти в эту сферу, готовим себя к худшему, скажем так.

И уже получив опыт, дослужившись хотя бы до мидла или сеньора, вы сможете перейти в другую, более крупную компанию. Где будет структура и распределение обязанностей. Где будет свой продакшн, отдел таргета, дизайна. Где вы уже не будете общаться напрямую с клиентами, ведь эта работа будет лежать на аккаунт-менеджере. А, может быть, и будете, структура у всех агентств разная, но ваша зарплата будет в разы выше.

Ну, а если поднимете английский до С1-С2, может быть, попадете и в интернациональную компанию с возможностью релокации. В общем, рост возможен, и он будет, если вы чуть-чуть постараетесь.

Так что всем удачи. Вы умнички, и у вас все обязательно получится! Надеюсь, новичкам эта статья будет полезна.

22
2 комментария

Комментарий недоступен