Как найти и решить ключевую проблему бизнеса с помощью ТРИЗ

Как найти и решить ключевую проблему бизнеса с помощью ТРИЗ

Если хочешь узнать как ТРИЗ решает проблемы бизнеса, IT и маркетинга, то читай эту статью.

«3 вопроса на миллион»:

– О чем ты думаешь постоянно? (возможно несколько лет). Обычно это и есть та самая "нерешаемая проблема".

– За решение какой проблемы ты готов заплатить больше всего?

– Какие выгоды даст тебе решение?

Ты сможешь ответишь на эти вопросы, если погрузишься в ТРИЗ. Большинство бизнес-задач с помощью ТРИЗ решается за 1 час.

*Основа статьи материал из сайта blagih.ru.

Как найти и решить ключевую проблему бизнеса с помощью ТРИЗ

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

Основная задача ТРИЗ – сделать жизнь проще.

Важный постулат ТРИЗ — неразрешимых задач нет.

ТРИЗ помогает найти решения к проблемам любой сложности за счёт нестандартных, выверенных и идеальных ходов. Причём с минимальными затратами.

ПЯТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ СТОИТ ИЗУЧАТЬ ТРИЗ


1.Помогает решить архитрудные проблем бизнеса.

2. Даёт шанс найти новую и рабочую бизнес-модель.

3. Создаёт востребованные продукты и услуги.

4. Нацело сокращает затраты бизнеса.

5. Развивает навык нестандартно мыслить.

ПЕРВОЕ СИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ В ТРИЗ


Чтобы поверить в ТРИЗ, очень важно получить первый успешный результат.

Для этого нужно преодолеть психологическую инерцию.

Тогда можно научится смотреть на проблему под другим углом, как не могут большинство.

КОГДА НУЖНО ОБРАТИТЬСЯ В ТРИЗ?

– Когда постоянно занят над бесконечным решением задач. Времени на личную жизнь, хобби, отдых просто не хватает.

– Старые системы не работают. Знакомые методы решения перестали справляться.

– Бизнес на грани. Словно медведь сидит в горящей машине.

– Чтобы выгодно отличаться от конкурентов.

Вот где ТРИЗ показывает отличные результаты:

Маркетинг

Поиск нестандартных, рабочих и дешёвых решений.

Продажи

Когда текущие решения уже не приносят результатов.

Управление

Контроль персонала, бизнес процессы, отчётность.

Производство

Улучшение оборудования, процессов и обслуживания.

Оптимизация

Снижение издержек, за счёт ресурсов, которые уже есть.

Креатив

Нестандартные творческие решения.

Как найти и решить ключевую проблему бизнеса с помощью ТРИЗ

ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ

Закон полноты системы

Система должна содержать достаточное количество частей, которые при объединение выполняют требуемую полезную функцию.

Закон информационной проводимости

Между частями системы должна проходить информация. Должны быть устойчивые связи, которые работают на достижение полезной функции. Система развивается, когда информационная проводимость в ней растёт, а количество узких мест стремится к 0.

Закон согласования частей

Все части системы согласованно работают на достижение полезной функции.

Закон неравномерного развития компонентов

Все части системы развиваются в своём темпе.

Закон динамизации


Части системы и связи между ними максимально гибкие, чтобы быстро реагировать на изменения вокруг.

Большие и неповоротливые системы начинают разбиваться на мелкие. Дробят компанию на отделы, затем отделы разбивают на команды, а внутри команды каждый человек решает конкретные задачи.

Закон развёртывания и свёртывания

Наращивание функционала усложняет процесс управления системой. Она становится огромной и сложной. Затем всегда начинается обратный процесс – свёртывание. Убирается всё лишнее, а несколько полезных функций одновременно выполняет один компонент.

Закон вытеснения человека Автоматизация многих процессов. Причём автоматизируют не самую дешевую силу, а средний класс, где платить приходится достаточно, и при этом есть дефицит кадров.

Любая система стремится к идеальности:

• повышать пользу

• снижать затраты

Хорошо этот закон виден на примере развития смартфона. Функций в нём всё больше, а цена снижаются.

Как найти и решить ключевую проблему бизнеса с помощью ТРИЗ

ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА ПО ТРИЗ


1. Закон развития по S-кривой

Невозможно поддерживать бизнес на пике постоянно.

ТРИЗ сориентирует, когда бизнес выходит на стадию затухания, и найдёт новые пути для развития.

2. Закон наличия необходимых частей системы


В бизнесе – создатель системы, управляющая структура, менеджер и клиент. Если хотя бы нет одного элемента системы – то она развалится.

3. Закон дисциплины

Всё должно работать слажено и согласовано. Каждый сотрудник должен знать свои обязанности и сроки работы.

4. Закон повышения степени идеальности


Отсутствие системы при работающих функциях.

Идеальность максимально сужает поиск самых верных и сильных решений.

5. Неравномерное развитие частей бизнеса


Различные части системы бизнеса развиваются неравномерно. Какие-то этапы ушли вперёд, другие отстают. В результате возникают противоречия.

6. Закон выхода из подсистемы в надсистему


Этот момент легко понять на примере развития телефона в целом.

Сначала создали проводной телефонный аппарат для передачи голоса на расстояния; затем появился беспроводной телефон; кнопочный телефон с передачей смс;способный пересылать фото, с сенсорным экраном, карманный мини-компьютер.

7. Закон перемещения с макро на микроуровень


Развитие всегда начинается с чего-то глобального, а уже последующие разработки детализируют. На примере того же телефона – основа всего это телефон, затем идёт мобильный телефон, Bluetooth, микрочип.

Как найти и решить ключевую проблему бизнеса с помощью ТРИЗ

РЕСУРСЫ В ТРИЗ

– Время ( параллельные процессы)

– Пространство (использование пустоты)

– Материальные ресурсы (всё физическое, что есть, включая отходы)

– Информация (знания, связи, pdf:)

- Функции/Свойства/Состояния (тепло от серверов для отопления, встречный поток ветра при движении)

– Системный эффект (объединение элементов даёт новый эффект)

– Энергия (свет фар)

Доступность ресурсов

По стоимости:

– Дорогие

– Средние

По количеству:

– Мало

– Средне

– Много/бесконечно

По доступности:

– Трудно

– Средне

– Легко/всегда

Где искать ресурсы?

В подсистемах, надсистемах и самой системе. Затем уже во внешней среде.

Когда проработана многоэкранка, найти ресурсы гораздо проще.

Как найти и решить ключевую проблему бизнеса с помощью ТРИЗ

ИДЕАЛЬНОСТЬ В ТРИЗ 🛸

Идеальная система та, которой нет, но её функция выполняется.

Идеальность – это то, к чему стремятся все системы.

Например: идеальный работник тот, которого нет, но его функция общения с клиентами выполняется.

Как вариант, автоответчик или чат-бот.

Идеально-конечный результат (ИКР) – это использование ресурсов самой системы, чтобы без затрат достигнуть цели. ИКР и цель разные понятия.

ФОРМУЛА ИДЕАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

Система сама устраняет свою проблему без лишних затрат и вредных эффектов.

Это могут быть люди, деньги, тренды, знания, огромные потоки информации, культурные особенности, какие-то события и т.п. Самый обширный ресурс для бизнеса – это информации.

ПЯТЬ КРИТЕРИЕВ ИДЕАЛЬНОСТИ РЕШЕНИЯ 🚀

1. Проблема устранена на 100%

2. Разрешено противоречие

3. Решение не требует больших затрат

4. Нету нежелательных эффектов, а все вторичные задачи решены

5. Есть сверхэффекты, которые появились от внедрения

Если хотя бы один из критериев не выполняется, то значит решение требуется улучшить.

ФОРМУЛА ИДЕАЛЬНОСТИ В БИЗНЕС-ТРИЗ ✈

Система стремится к идеальности, когда вреда нет, а польза максимальна.

Формула идеальности:

К = Польза / Вред

Польза включает в себя всё положительное, что даёт система, вред – это все затраты, которые требуются для её работы.

Чем ниже вред и больше польза, тем выше степень идеальности.

Польза – выполнение главной функции, а вред – это затраты на ее выполнение.

Например, себестоимость смартфона – это вред.

Поэтому нужно наращивать пользу и снижать вред.

Гораздо лучше делать это постепенно, улучшая шаг за шагом.

В бизнес-ТРИЗ используют три параметра:

– создатели ценности

– редукторы ценности

– затраты

Создатели ценности – это всё положительное, что делает наша система.

Редукторы – это всё, что снижает ценность системы в глазах клиентов.

Затраты – это всё, что необходимо потратить для работы системы.

РЕСУРСЫ ДЛЯ ИДЕАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ 🛰

Каждая задача может быть решена в рамках ресурсов самой системы, где и возникла задача. При таком подходе используется уже то, что есть, а значит не возникает лишних затрат.

Формула сильных решений включает в себя:

– ИКР

– Идеальность

– Парадоксы

Сложив их вместе, гарантированно можно найти заветное решение. Достигаем цель, при этом с минимальными ресурсами.

Как найти и решить ключевую проблему бизнеса с помощью ТРИЗ

ПРАВИЛЬНАЯ ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ

Мозговой штурм отнимает колоссальные ресурсы времени, но практически не даёт результата!

Стоит правильно поставить цель устранения противоречия, как сразу запускается направленный поиск решения, который в 10-20 раз эффективнее мозгового штурма.🚀

1. Поставить задачу так, чтобы само прочтение выдавало неэффективные и бесперспективные варианты.

2. Найти противоречие. Когда при улучшении одних параметров неизменно ухудшаются другие.

К примеру, упрочнение кузова гоночной машины снижает вероятность повреждения пилота, но скорость автомобиля снижается за счет увеличения веса.

МЫШЛЕНИЕ В ПРЕДЕЛЕ🚀

Одно дело, когда надо увеличить штат отдела продаж на 1 человека. Другое, если у нас в штате будут сразу 1000 продажников за один день.

Это называется выход за рамки привычного мышления. Здесь наша клиентская база может стать продавцами, либо можно отдать продажи на аутсорс в крупный колл-центр.

Мышление в пределе помогает выйти на качественно новый уровень решений.

Как найти и решить ключевую проблему бизнеса с помощью ТРИЗ

МОЗГОВОЙ ШТУРМ ПО ИКР 🚁

Оператор ИКР сразу фокусирует мышление в сторону правильного решения. Удаётся избежать ловушки генерации бестолковых идей.

Алгоритм мозгового штурма по ИКР в ТРИЗ:

Цель

Результат который должен получиться на выходе, желательно в цифрах.

Проблема

Почему до сих пор не достигнута цель.

Ограничения

Бюджет, время, законы и загоны.

Ресурсы

Что уже есть в системе. Чем дешевле – тем лучше.

Формула КАК+ИКР

КАК + сам РЕСУРС помогает нам достичь ЦЕЛИ. Например, КАК сами КОНКУРЕНТЫ помогают УВЕЛИЧИТЬ ПРИБЫЛЬ.

1. Формулировка ИКР

2. Генерация идей

3. Объединение идей в группы: продажи, маркетинг, стратегия, креатив...

4. Поиск решения для идеи

На выходе получаются идеи, которые можно внедрить сразу без проблем.

Также будут и те, в которых есть НО, а значит внутри сидит противоречие, а значит решение следует докрутить.

ПЯТЬ ШАГОВ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЕ ПРОХОДИТ ЛЮБАЯ ЗАДАЧА В ТРИЗ:

– описание задачи

– анализ причин возникновения проблем

– поиск противоречий

– разрешение противоречий

+ Получение результата

Как найти и решить ключевую проблему бизнеса с помощью ТРИЗ

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ТРИЗ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

ПРИЁМ «Многоэкранка»

Для того, чтобы мыслить системно, нужно видеть всё окружение (надсистемы) и то, из чего состоит система (подсистемы).

Система – это тот самый объект, который надо улучшить. Именно он и создаёт проблему.

Подсистема – всё то, из чего состоит система.

Система шариковая ручка состоит из: корпус, стержень, колпачок, шарик.

Отдел продаж включает: сотрудников, сценарии продаж, программы, методики продаж.

Надсистемы – это всё то, с чем система взаимодействует, и что на неё влияет.

Для ручки это бумага, человек.

Для отдела продаж: клиенты, конкуренты, продукт.

Строить модель надо с настоящего времени: какая система сейчас, какие у неё подсистемы и надсистемы.

Дальше переходить к 9-экранке, где добавляем прошлое и будущее системы.

Примеры:

Система дерево

• подсистемы (ствол, листья, корни, ветки);

• надсистемы (воздух, лес, вода, человек, солнце, животные).

Система автомобиль

• подсистемы (кузов, двигатель, колеса, салон);

• надсистемы (дорога, человек, производитель, другие машины).

Система сайт

• подсистемы (страницы, картинки, тексты, заголовки, кнопки);

• надсистемы (интернет, пользователи, другие сайты, поисковые системы).

Важно выбрать те объекты подсистем и надсистем, которые имеют значимое влияние на систему.

Как найти и решить ключевую проблему бизнеса с помощью ТРИЗ

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ 🎡

Подходит для решения простых задач, чтобы убрать нежелательный эффект. Нужно задать 5 вопросов подряд «почему», как от него избавиться.

Например, не слышишь звонок телефона. Далее задаёшь 5 вопросов, почему не слышишь.

Если цепочки зависимы, то разорвав одну из них, автоматически устраняется нежелательный эффект.

Для того, чтобы цепочка исчезла, можно разорвать её в любом месте. Нужно найти то место, где легче всего разорвать цепочку.

Например, если ребенку закрыть уши во время сна, то его не будут беспокоить никакие шумы, включая звонок телефона, и он хорошо выспится.

Углубленная-причинная связь

Основной плюс в том, что можно строить цепочки любой глубины и завершать их по понятному правилу.

ДИВЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ 🛬

Например, задача не улучшить воронку продаж, а наоборот, придумать решения, которые сломают её и снизят проходимость клиентов по ней.

Задаём вопрос: как сделать так, чтобы на данном шаге воронки клиенты отваливались, и чем больше – тем лучше. Проводим таким образом исследование воронки продаж на стресс-тест.

ПРИЁМ «СДЕЛАТЬ НАОБОРОТ» 🚇

1. Обозначь привычный порядок действий

2. Переворачиваешь его в обратном порядке

3. Проводишь мысленный эксперимент, что это даёт

4. Если пришла гениальная идея, то записваешь её

5. Реализуешь и получаешь результат

Пример из бизнеса:

1. Привычный процесс: сначала оплата, затем товар

2. Делаем наоборот: сначала товар, потом оплата

3. Мысленный эксперимент: хорошо для клиента, но рискованно для бизнеса. Если перейти в надсистему и работать через посредника, то риски уходят

4. Внедрить беспроцентную рассрочку для клиента через банк.

5. Получаем рост продаж в +50% и при этом все риски несёт банк.

Пример из жизни:

1. Привычный процесс: сначала зарядка, потом пробежка

2. Делаем наоборот: сначала пробежка, потом зарядка

3. Мысленный эксперимент: реализовать легко, и при этом раньше выбегаешь

4. Внедряем. Получаем больше удовольствия от пробежки сразу после сна + после неё легче делать зарядку, ведь мышцы разгорелись.

ПРИЁМ "ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ" 🚝

Уменьшаем и увеличиваем параметры в противоречии до предела.

Противоречия из бизнеса: отдел продаж должен быть большой, чтобы продавать много товаров, и отдел продаж должен быть маленький, чтобы затраты на него были минимальные.

Обостряем: в отделе продаж нет никого, либо в отделе продаж работает 1 миллион продавцов.

МЕТОД АНАЛОГИЙ 🚁

Допускает невозможное на первый взгляд. Приводит к нестандартному и эффективному решению проблемы.

Реальная аналогия

Изучение строения птицы подкинуло идею для создания самолёта. Водяной насос работает по аналогии сердечной мышцы. Паук натолкнул соединения двух участков земли по воздуху, и был создан мост.

Телесная аналогия


Нужно пропустить условие через свои ощущения.

Какие силы будут оказывать мне сопротивление, а какие помогать?

Такой подход к решению позволяет взглянуть на проблему изнутри.

ПРИЁМ ITB

IF -> THEN -> BUT

(ЕСЛИ -> ТОГДА -> НО)

Например:

ЕСЛИ мы что-то сделали, ТОГДА улучшился параметр 1, НО при этом ухудшился параметр 2.

Если нанимаем ещё одного продавца, то продажи растут, но при этом недопустимо увеличивается фонд оплаты труда.

Приставка НО показывает, что есть нежелательный эффект. Заодно она указывает, что есть противоречие.

Как найти и решить ключевую проблему бизнеса с помощью ТРИЗ

МЕТОД ПАРАДОКСОВ🏎

Стоит сформулировать несколько парадоксов, а затем применить метод мозгового штурма по ИКР, как получится целый список задач, который можно решать.

Учитывая, что все они направлены на одну проблему, то гораздо быстрее можно найти ответ.

Как создать парадоксы от позитива и негатива:

– Определить идеальный объект или систему, которую они выполняют. Сформулировать ИКРы, на основе имеющихся ресурсов.

– Перечислить весь негатив: затраты, сбои, потери...

– Обозначать противоречие по негативу. Довести его до предела или абсурда.

– Перечислить позитив: прибыль, выгода, сверх-эффекты...

– Довести позитив до предела или абсурда.

На выходе получается список идей, которые приводят к генерации сильных решений.

Разберём все 5 шагов на примере система «касса»

У нас стоит задача избавиться от очередей в магазине. При этом нет возможности ставить еще кассы и нанимать продавцов.

Шаг 1: Определим идеальный объект или систему + формулируем ИКРы

- Кассы нет, но оплата за товары легко и удобно проходит

- Продавца нет, но клиенты легко оплачивают товар

- Клиенты сами избавляют себя от стояния очереди

- Продавцы сами делают так, что очередей нет

- Касса сама делает так, что очередей нет

- Сканера нет, но все товары пробиваются и считываются

- Тележки или корзины нет, но клиенты берут много продуктов и моментально пробивают их

- Сама тележка или корзина пробивают продукты и принимают оплату

и т.д.

Шаг 2: Перечислим весь негатив

- Клиенты жалуются на очереди

- Клиенты теряют время

- Магазин теряет прибыль, так как клиенты не хотят стоять в очередях

- Люди оставляют тележки с продуктами прямо в очереди

- Продавцы ошибаются при сканировании товара

- Продавцы долго пробивают товар

- Продавцы тратят время на упаковку

- Банковский терминал медленно работает

и т.д.

Шаг 3: Парадокс от негатива

- Клиенты жалуются на очереди, но с удовольствием стоят в них

- Клиенты теряют время, но хотят стоять в очередях еще больше

- Магазин теряет прибыль, но при этом зарабатывает больше

- Люди оставляют тележки в очереди, но уходят с продуктами

- Продавцы ошибаются при сканировании, но все продукты пробиваются верно

- Продавцы долго пробивают товар, но для клиента это происходит мгновенно

- Продавцы тратят время на упаковку, но для клиента это происходит мгновенно

- Банковский терминал работает медленно, но оплата проходит мгновенно

Шаг 4: Перечислим позитив

- Люди получают качественный товар по выгодной цене

- Магазин находится близко, люди не тратят время на дорогу

- Люди получают большой выбор товаров

Шаг 5: Парадокс от позитива

- Люди получают качественный товар по выгодной цене, при этом экономят и рассказывают о магазине другим

- Магазин находится так близко, что люди не могут не зайти в него

- Люди получают большой выбор товаров, что резко повышает их лояльность к магазину.

Как найти и решить ключевую проблему бизнеса с помощью ТРИЗ

РЕЗЮМЕ

ТРИЗ – это про результат, достижение целей, решение задачи и доведение решения до внедрения.

ТРИЗ – это тяжелая артиллерия, когда остальные инструменты пасуют перед противоречиями.

ТРИЗ позволяет пробивать броню из противоречий, тем самым находя заветное решение.

Дочитал?

Присоединяйся в канал👇

11
Начать дискуссию