Увлечь клиентов на совместное путешествие — главная задача ИТ-евангелиста

ИТ-евангелист — модный термин сегодня, в который люди вкладывают разный смысл. Для одних технологические евангелисты находятся где-то между продажами, маркетингом и руководством компании, а для других — встроены в структуру руководства. Третьи же и вовсе считают, что их среда обитания где-то в продуктовых отделах компаний. Методически это вроде и верно, но не дает ответа на основной вопрос – это встраивание в модный процесс продаж и взятие на себя роли и ответственности или же это призвание?

ИТ-евангелизм – красивое английское слово, которое в русском языке не только созвучно, но и выражает саму суть действия, а именно «благовестие». Другими словами, ИТ-евангелисты через слово ведут обучение преимуществам технологий для игроков на рынке, оставаясь при этом участником продвижения этой технологии.

Технологический евангелист сегодня – это человек, который создает критическую массу поддержки технологии, продукта, а затем устанавливает ее в качестве технического стандарта на рынке, который, в свою очередь, подвержен влиянию различных сетевых эффектов.

<i>Лилия Алеева - директор по маркетингу и прямым продажам компании ICL Services</i>
Лилия Алеева - директор по маркетингу и прямым продажам компании ICL Services

Кто подойдет на роль ИТ-евангелиста?

В одной библейская притче говорится, что «Иисус пришел не для того, чтобы возвысить себя, а чтобы открыть точную картину характера самого Бога». Дело не в том, сколько у вас последователей на цифровых платформах или в соцсетях. Важно то, как люди могут открывать для себя ту ценность, что вы вывели в формат повествования «технической религии».

Можно открыть вакансию, сделать назначение своему протеже и подменить понятия, а можно пристально присмотреться к сотрудникам в компании – кто задаёт вопрос “почему”, является неформальным духовником вашего продукта или технологий, а также целевого бизнеса.

Если исходить из принципа, что служителями церквей не рождаются, а становятся, то можно предположить следующий набор навыков ИТ-евангелиста:

Доступность. Эффективные технологические евангелисты должны уметь управлять различными социальными ситуациями и типами людей. Иногда это может быть очень сложно. Из-за характера своей работы евангелисты должны уметь разговаривать на одном языке как с разработчиком, так и с руководителем высшего звена. Евангелисты должны быть доступными, доброжелательными - теми, с кем люди хотят поговорить. Важна способность вызывать у людей положительные эмоции, быть искренними, проявлять широкий интерес и высказывать свое мнение.

Любопытство - один из важнейших навыков, который необходим всем евангелистам. Важно отметить, что речь не просто о любопытстве к технологиям, но ко всему миру в целом. Евангелисту придётся говорить с множеством разных людей из разных отраслей, с разным опытом и разным видением той или иной ситуации. Его главная работа — устанавливать связи. Очень важно знать мир и находить разные точки соприкосновения. Любопытство для евангелиста - главный ключ к знаниям.

Адаптивность и сопереживание. Евангелистам необходимо приспосабливаться и сочувствовать людям, с которыми они разговаривают. Если евангелист представляет технологию, которую можно внедрить в различных отраслях, ему необходимо прислушаться и понять различные бизнес-задачи.

Упорство. Подобно продавцам евангелисты также страдают от стресса или эффекта отказа – таков характер работы. Задача не в том, чтобы воспринимать отказ лично, а в том, чтобы держать удар и оставаться стойким, непоколебимым. Необходимо продолжать говорить, общаться и сохранять при этом энтузиазм. Люди не будут вдохновлены евангелистом, который «сдулся».

Публичные выступления. Для большинства людей публичные выступления - большой стресс. Для евангелиста же - важная составляющая работы. Он должен уметь вдохновлять людей, помогать им осознавать ценность продукта компании и создавать вокруг него неподдельный интерес. На это потребуется много практики.

Мышление маркетолога. В качестве евангелиста кандидат должен принять мышление маркетолога. Когда появляются пути для продвижения своих технологий или компании, за эту возможность нужно ухватиться обеими руками. По мере расширения сети «последователей» и клиентской базы появится больше возможностей для дальнейшего продвижения продукта или технологии. Есть много способов, при помощи которых евангелисты могут участвовать в “партизанском маркетинге”, чтобы улучшить видимость своей технологии - давая интервью, делая подкасты или участвуя в публичных проектах на общественных началах. Евангелист должен постоянно искать возможности для продвижения своих технологий и повышения узнаваемости бренда. Евангелисты разъясняют и повествуют о бренде компании с позиции библейских притч и становления веры вокруг них.

Евангелисты — это те, кто несут послание компании всему миру. Поскольку они работают с несколькими командами и хорошо знают, как работают технологии, они часто являются той идеальной персоной, которая способа прояснить и вывести повествование о бренде компании в мир. Их работа в этой области может также объединить лидерство, продажи и маркетинг, если, к примеру, компания продуктовая.

Благодаря своему любопытству и сосредоточенности на идейном лидерстве евангелисты могут повысить доверие к бренду компании и укрепить его влияние на рынке. Скорее всего, если у компании уже есть эффективный «проповедник», то люди узнают о продукте компании раньше, чем конкуренты, а авторитетный голос евангелиста сделает технологию или продукт более надежным в глазах потребителя.

Как стать цифровым евангелистом?

Вопрос, который интересует многих – от юного стажера до руководителя компании. Нет смысла делить евангелистов на типы. Всех объединяет одно – желание нести благую весть и собирать свою «паству».

Вот пять шагов, которые помогут на пути становления цифрового евангелиста:

1) Определите вашу целевую аудиторию и/или цифровые платформы. Первый шаг к достижению аудитории — составить четкое представление о том, с кем предстоит разговаривать. Стремитесь понять их потребности и основные ценности. Создавая продукты для реальных людей, а затем общаясь и взаимодействуя с ними, крайне важно, чтобы ваши убеждения совпадали с их убеждениями, и чтобы ваши мотивы совпадали с их мотивами. Станьте исследователем культуры вашей ЦА. Вы должны пойти туда, где они проводят своё время, и говорить на их языке общения.

2) Разработайте стратегию. Определите цель пребывания в социальных сетях и использования цифровых инструментов. Затем сформулируйте свою стратегию, определив ключевые показатели эффективности для достижения успеха.

3) Изучите подходящие идеи для контента и для «рассказов – путешествий». Когда дело доходит до цифрового евангелизма, контент предназначен для информирования, обучения и вдохновения. Ваша компания, как церковь, должна быть лидером в создании контента, который улучшает жизнь других и поддерживает их духовный рост.

4) Найдите время для взаимодействия и создания сообщества. Ваш «церковный» опыт внутри клиентской базы компании должен выходить за рамки времени и пространства. Направьте его на вовлеченное сообщество, которое обеспечивает круглосуточную поддержку не только своим членам, но и более широким контактам. Независимо от обстановки или корпоративной культуры в компании, евангелист начинает с обращения и вопроса “почему вы это делаете” и находит для себя людей, которые связаны с этим “почему”. Люди, которые объединились на основе общих ценностей и убеждений, позволяют евангелисту расширяться и становиться действительно настоящим, не по должности или назначению.

5) Займитесь цифровым «стучанием» в различные двери. Цифровой стук — это когда вы делитесь неким духовным спиритическим содержанием своих повествований и путешествий по технологиям или продуктам в социальных сетях, чтобы дать людям возможность поговорить с вами о вашей «вере».

Стремитесь придерживаться формулы успеха. Удовлетворите сначала духовную потребность людей, а затем предложите им следовать за вами. Люди покупают не то, что вы делаете, а причину этих действий.

Хороший наглядный пример – реклама Apple Watch. Часы — ваше продолжение, и они существуют для того, чтобы помочь вам достичь желаемого и получить от процесса максимум удовольствия. Главный фокус в этой рекламе не на самом продукте, а на работе, которую человек должен выполнить. Это пример истории, которая связывает людей на эмоциональном, а не на функциональном уровне.

Какова роль ИТ-евангелиста?

В первую очередь, ИТ-евангелист должен быть хорошим рассказчиком и обладать такой модной компетенцией как storytelling. По этим же параметрам в прошлые века выбирали кандидата на должность гонца – слушали, как он рассказывает истории.

Речь не о рассказах о продукте и технологиях, с которыми справится маркетолог или техническая команда. Рассказы евангелиста, на первый взгляд, могут казаться опосредованными. У этих историй всегда есть начало («и создал Бог землю»), середина и конец, чтобы постепенно достичь высочайшего уровня, когда «паства» начнет верить в то, что через повествование ей несут именно благую весть. На самом деле через рассказ ИТ-евангелист зачастую говорит о путешествии при помощи технологий, а не о пункте назначения или решении проблемы.

Истинный евангелист способен построить свой рассказ так, что он обязательно заденет слушателей, сформирует веру, а в финале вызовет желание стать частью истории. Такой ИТ-евангелист является им по собственной сути, а не по роли или должности в компании. Он берет вас в путешествие, и вы чувствуете себя его частью.

В заключении отмечу, что каждая компания нуждается в узнаваемом лице, и именно «проповедник» может им стать. Преимущество евангелистов в том, что они снижают дополнительную нагрузку на основное руководство и соучредителей компании в части взаимодействия со СМИ, публичных выступлений и прочего. Обычно генеральный директор занят повседневной работой компании, и у него нет времени давать интервью или выступать на конференциях. В этом случае ИТ-евангелист станет хорошим инструментом для повышения как узнаваемости компании, ее продукта, так и размера ее прибыли.

Начать дискуссию