Смена поколений руководителей Big Tech: что будет дальше?

Автор — Лилия Алеева, директор по маркетингу и прямым продажам компании ICL Services

Сегодня мы становимся свидетелями глобальных изменений в ИТ-отрасли: первое поколение основателей Big Tech (Прим. далее – Big Tech1), создавших Twitter, Google, Amazon, Microsoft и другие технологические гиганты, дистанцируются от управления компаниями и передают эстафету тем, кто по своей сути являются корпоративными управленцами. Представители второго поколения Big Tech (Прим. далее – Big Tech2) не являются создателями стартапов и ранее им не приходилось самостоятельно выращивать единорогов.

Согласно данным американских агентств по подбору руководителей, в октябре - ноябре 2021 года технологическая отрасль стала свидетелем второго по величине исхода генеральных директоров в американских tесh-компаниях. Только в октябре прошлого года технологические компании покинул в общей сложности 21 генеральный директор. За весь 2021 год эта цифра достигла отметки в 144 человека, что выше показателя за прошлый год. В 2020-м свои посты покинули 126 технических руководителей.

На рубеже веков Big Tech компании оказали большое влияние на экономику, политику, финансовый сектор, на повседневную жизнь каждого, где бы он ни находился географически. Сами компании, в свою очередь, добились невероятных финансовых успехов. И вот спустя почти четверть века отцы-основатели Big Tech компаний готовы передать эстафету другим. Большинство из них либо ушли в отставку, либо приняли гораздо менее активную роль в управлении своей компанией.

Смена поколений руководителей Big Tech: что будет дальше?

Кто ушел?

Среди компаний, которые всегда на слуху, и кто принял решение двигаться вперёд с новым поколением людей, можно упомянуть:

Amazon: В июле 2021 года Джефф Безос ушел в отставку.

Alibaba: Джек Ма оставил пост генерального директора в 2013 году, а в конце 2019 года ушел с поста председателя компании.

Apple: Тим Кук объявил, что не намерен оставаться в своей текущей должности еще десять лет и готовится в ближайшее время передать дело в новые руки.

ByteDance: Чжан Имин, основатель компании, которой принадлежит TikTok, уйдет с поста генерального директора компании в 2022 году.

Google: соучредители Google Ларри Пейдж и Сергей Брин в 2019 году фактически самоустранились от управления компанией.

Instagram: Кевин Систром и Майк Кригер объявили о своем уходе в 2018 году.

Microsoft: Билл Гейтс отказался от постоянной должности в компании ещё в 2008 году. А в 2020 году он дополнительно отказался от своего широкого членства в компании.

Netflix: Рид Хастингс фактически самоустранился от управления компанией в 2020 году.

Twitter: 29 ноября 2021 года Джек Дорси покинул пост генерального директора Twitter, заявив, что «компания готова отказаться от своих основателей”.

Если говорить о причинах данного явления, то едва ли массовый уход можно списать на усталость и возраст создателей компаний. Средний возрастной показатель руководителей лежит в разрезе 51-57 лет, при этом основатели не уходят на пенсию, а продолжают работать в созданных ими других компаниях. Здесь показателен уход Джефри Безоса с поста, который он занимал более 20 лет, и чье личное состояние приближается к 200 миллиардам долларов. В своём послании сотрудникам и медиа Джеф написал: «У меня никогда не было такой энергии, и я не собираюсь уходить на пенсию». Компания Amazon в официальном релизе объявила, что «Джефф не уезжает - он получает новую работу в Washington Post и Blue Origin, цель которой впервые вывести представителей общественности в космос».

Тогда что это? Эффективное лидерство не вечно? Призрак совершенно новых технологий и становление нового мира отменяют устоявшиеся догмы текущих бизнес-моделей и экономик, которые отбрасывают за “порог” руководителей компаний, не сумевших приспособиться? Очевидно, что нет. И тут не так всё просто.

Думается, что более значимым резонным основанием для ухода стало изменение «правил игры»: превратившись в глобальных игроков рынка, Big Tech компании стали обладать огромным влиянием, на ограничение которого сегодня направлены действия отдельных регуляторов. К 2025 году Amazon должна стать самой дорогой компанией в мире. И чтобы сохранить свою высокую оценку, ей необходимо продолжать расти, ограничивая при этом иные отрасли экономики. Именно по этой причине американская антимонопольная служба стала проявлять к компании не дюжий интерес. В этих условиях компания в ближайшем будущем не сможет продолжать столь же агрессивный рост, а перед руководителями встает задача – отстоять текущие рубежи.

Основатели Google также понимают грядущие ограничения в результате действия антимонопольного законодательства: против них не будет отменён антимонопольный иск от администрации Байдена. А Брин и Пейдж никогда бы не согласились работать в модели вечных проблем Google с властью, поэтому и сошли с борта своего судна.

В качестве примера можно привести и Apple, чей магазин приложений однозначно столкнется с дополнительным регулированием.

Активные антимонопольные действия правительство США может предпринять в отношении Big Tech уже в течение следующего года. Второй эшелон руководителей должен будет принять этот удар на себя, оставив за первым эшелоном славу новаторов.

Кто сегодня у руля?

Уже сегодня очевидно, что технологические компании смогут выжить и процветать без своих основателей. Большинство сегодняшних технологических гигантов уже управляются новым поколением преемников генеральных директоров, которым поручено придерживаться корпоративной миссии, продолжая при этом стимулировать рост компаний.

Среди отцов-основателей в плеяде первого поколения остался самый молодой из них - Марк Цукерберг, возглавляющий самую молодую компанию в группе Big Tech - Facebook (ныне Meta). Энтузиазм руководителя по поводу управления Meta не показал, по крайней мере публично, никаких признаков усталости и потери интереса вопреки безжалостной критике СМИ и шквалу антимонопольных расследований.

Среди основателей, которые по-прежнему остаются у руля, можно также упомянуть:

- Дженсена Хуангон, отвечающего за Nvidia.

- соучредителя Tencent Ма Хуатенг, который всё так же продолжает работать в качестве генерального директора и председателя компании.

- Эвана Шпигель из Snapchat, остающегося неизменным генеральным директором.

Но это скорее последние вагоны уходящего поезда Big Tech1.

Приход второго поколения командования Big Tech2 проходит плавно и практически незаметно. Если большинство технологических компаний начинали с динамичных и харизматичных личностей, которые буквально врывались в информационное поле, то смена предпринимателей на менеджеров второго поколения происходит без лишнего шума. Microsoft, Apple и Google - хорошие примеры этой тенденции.

У руководителей Big Tech2 изменилась главная задача. Если еще 10 лет назад крупнейшие технологические компании считали себя способными молодыми новаторами. Apple долгое время позиционировалась как «крупнейший стартап в мире”, а Amazon культивировала менталитет “завтра и всегда будет день первый”. Теперь основная цель управленцев – увеличение прибыли компаний.

Кремниевая долина, откуда рос Big Tech1, и которая изначально придерживалась философии “основатели знают лучше всех”, - уже не является догмой. Большинство успешных основателей теряют интерес к рутинным собраниям в корпорациях и тяжелой работе по управлению компанией. И то новаторское мышление, которое помогло им вырастить свои компании из ничего, больше не даёт прежней ценности для организации с оборотом в триллион долларов.

Что дальше?

Big Tech2 - жизнь за гранью большой платформы, лежащей в основе модели бизнеса Big Tech1. Многие из центральных платформ, какими мы их знаем на сегодняшний день, могут потерять свою актуальность в ответ на приход новых человеческих укладов и формирование новой потребности за счёт появления технологий. Когда монетизация больших данных будет повсеместно влиять на экономику, возникнет реальный запрос на новые бизнес-модели, которые станут драйверами Big Tech2 и потребует менеджеров другого формата. К примеру, DAO[1] организации. Об управлении такими моделями расскажем в следующих публикациях.

Следующим большим событием в постплатформенной экономике станет появление интеллектуальных автономных децентрализованных продуктов, работающих точно в срок, по запросу, напрямую, без посредников, но объединённых информационными потоками пользовательского опыта. В таких условиях обнаружение продуктов и услуг, а также связку предложения и пользователя будут формировать маркетинговые информационные продукты, работающие по принципу «какой замок, откроет этот ключ».

[1] DAO организация – Децентрализованная автономная организация

2 комментария

Спасибо, очень интересная статья)
А как в России обстоят дела с ИТ-руководителями?
Наблюдается ли подобная тенденция?

1
Ответить

В России у нас существует больше как не сформированный в виде тренда запрос. Он достаточно размыт и пока находится под гнетом традиционных консервативных взглядов так как мы все таки варимся в своей закрытой экономике в рамках традиционных бизнес моделей.

1
Ответить