Предпринимателями рождаются или становятся? Научный взгляд

Предпринимательство оценивается как престижная деятельность, что подтверждает не одно научное исследование. В 2010 году появляется Бизнес Молодость и транслирует простую мысль о том, что предпринимателем может стать любой. В 2020 году во время пандемии еще большее количество людей узнали о Лайк Центре и Аязе, которые транслировали плюс минус те же мысли. Сейчас так и вовсе бесконечное количество наставников, которые говорят, что вы не то чтобы можете стать экспертом и предпринимателем, вы уже эксперт. И это все продается-покупается, потому что откуда то берутся кейсы. Собственно по воле ошибки выжившего. Хорошо, допустим кому-то повезло, но неужели нельзя научится бизнесу?

Предпринимателями рождаются или становятся? Научный взгляд

Что такое предпринимательская деятельность?

Предпринимательство и предпринимательская деятельность рассматриваются многими науками и по многим причинам до сих пор не существует единого определения данной деятельности. Важно разделять понятия предпринимательство и предпринимательская деятельность. Предпринимательство определяют юридически как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. Разные ученые рассматривали предпринимательство как процесс создания нового, обладающего ценностью, экономического блага, и как экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности, а предпринимательскую деятельность как деятельность, требующую от человека определенных психологических особенностей, в том числе готовность к риску, ответственности, стрессоустойчивости и креативности.

Таким образом, мы можем сказать, что понятие предпринимательства связано с ведением экономической деятельности того или иного предприятия, а предпринимательская деятельность связана с психологическими особенностями личности и может осуществляться как владельцем предприятия, так и наемными сотрудниками. Следовательно, предпринимательскую деятельность следует рассматривать как сложносоставную деятельность, для анализа которой важно учитывать как социально-экономический контекст деятельности, так и личность самого предпринимателя, а точнее его психологические особенности и компетентность в рамках предпринимательства. Таким образом, мы определяем предпринимательскую деятельность как сложносоставную разновидность профессиональной деятельности, которая реализуется в условиях неопределенности и риска и направлена на получение прибыли.

<p>Основные черты предпринимательской деятельности (Сироткин С.П.)</p>

Основные черты предпринимательской деятельности (Сироткин С.П.)

Что отличает успешного предпринимателя?

Когда мы говорим о предпринимателях, то обычно думаем об успешных бизнесменах, которые из грязи в князи, сквозь терни к звездам и так далее. Так вот уже написана не одна книга о качествах, привычках, мышлении успешных предпринимателей. Как я уже описывал выше, многие школы бизнеса эти наработки используют и очень зря. Есть к слову данные с маркетплейсов, что продажи бизнес литературы значительно снизилась, что гипотетически может говорить о реальном качестве продукта, но опять таки твердо мы сказать не можем. Но есть более серьезные критерии и в первую очередь это недостаточное количество исследований в России. Они действительно есть и когда я проводил свое, то опирался на многие, но проблема в том, что мы в капитализм то по сути вошли 30 лет назад, еще мозги не у всех перестроились. Это я к тому, что американская бизнес литература возможно действительно хорошая, но мало чем поможет в России, у нас другие критерии успешности, другой бизнес.

В любом случае большинство ученных сходится на том, что успешный предприниматель должен обладать жизнестойкостью (С. Мадди) или иначе говоря готовность человека к ответственности и риску. Есть зарубежные исследования о связи между успешностью и выраженностью качеств темной триады (темные качества личности такие как психопатия, нарциссизм, макиавеллизм) и есть положительная связь связь между психопатией и успешностью, что говорит о выраженности психопатии у большинства успешных людей. Но могу заверить, что у успешности предпринимательской деятельности гораздо больше критериев, чем может показаться на первый взгляд.

Я своем исследовании изучал ценностно-мотивационные основания психологической готовности к предпринимательской деятельности. Таким образом я выявил большое количество различий в ценностях и мотивах между двумя группами (с низкой и высокой готовностью). Дело в том, что ценности и мотивы являются чуть ли не главным двигателем нашей деятельности, они определяют к чему мы идем, что для нас самое важное, какие у нас потребности сейчас. То есть по сути выполняют направляющую функцию и пока мы не понимаем своих мотивов и ценностей, мы всегда будем двигаться на автопилоте.

<p>Среднегрупповые показатели терминальных ценностей у студентов с разным уровнем психологической готовности к предпринимательской деятельности</p>

Среднегрупповые показатели терминальных ценностей у студентов с разным уровнем психологической готовности к предпринимательской деятельности

Чуть позже я сделаю отдельную статью о подробностях исследования, но по большей степени многое перекликается с теорией. Респонденты с более высоким уровнем психологической готовности обладают более высоким уровнем финансовых мотивов, мотивов ответственности и содержания работы, а вот высокий уровень мотивов отношения с руководством, мотивов карьерного роста и мотивов достижения личного успеха играют в обратную сторону. Если с руководством все понятно, та и карьера вроде противоположна бизнесу, то что за ерудна с личным успехом? Тут все проще чем кажется, по другой методике мотив достижения был сильнее выражен у группы с высокой готовностью к бизнесу, только там имелось ввиду достижение конкретных и ощутимых результатов, а личный успех достаточно эфемерное понятие и вот эта его туманность вызывает выгорание, что отрубает дорогу наверх. С другой стороны конечно это может быть показателем мечтаний людей, очень хочу много денег, но не знаю как, а главное зачем, но хотеть нравится. Это всё потому что воображаемые мысли и образы для нашего мозга мало чем отличаются от реальности, страхи тому подтверждение, вот он и сидит в своих мечтах на троне.

Как итог мы поняли, что на успешность в бизнесе влияет много факторов. А конкретнее внешние факторы (к примеру пандемия), ценностно-мотивационная сфера личности, характерологические особенности(тот же темперамент или акцентуации), в конце концов интеллект, навыки предпринимателя(хард и софт). То есть мы даже если всё это в человеке сможем поменять как запчасти, то это только повысит шансы на успех, но еще не факт, что сделает из человека успешного предпринимателя.

А можно ли изменить свои ценности и мотивы?

Новиков, К. К. в своем исследовании доказывает, что ценности и мотивы человека действительно меняются с возрастом.

Итак, проведя исследование, можно заключить, что с возрастом жизненные ценности меняются. Чаще всего именно возраст определяет основные приоритеты. Однако меняет ценности не только возраст, и приобретаемый с ним жизненный опыт. Существенное влияние оказывают среда, окружение, изменения в жизни (семья, дети), обстоятельства. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что у каждого человека свой индивидуальный набор жизненных ориентиров, свои приоритеты, свое видение и понимание жизни и ситуации.

Новиков, К. К. - К вопросу об изменении жизненных ценностей в процессе жизни.
Предпринимателями рождаются или становятся? Научный взгляд

Важно понимать, что ценности меняются по определенным законам и под воздействием внешней среды. Возьмем к примеру кризис молодости (кризис 30 лет) у женщин, в это время могут кардинально поменяться две ценности. Если у девушки не заладилось с созданием семьи, то она скорее всего пойдет строить карьеру, если же не получилось с карьерой до 30 лет, то скорее всего активно будет пытаться строить семью. Это я к тому, что ценности и мотивы редко можно изменить волевым усилием, можно многие вещи переосмыслить, снизить значимость, но не получится просто поменять себе ценности как запчасти. Я не просто так привел в виде примера возрастной кризис, потому что как раз таки кризис как перестроение личности играет решающую роль в изменении ценностей и мотивов.

Если сказать уж совсем грубо, то чтобы стать предпринимателем, вас должны кинуть те, кому вы помогали, вы должны разочароваться в тех, кого слушали, понять, что сначала надо позаботиться о себе, а ваше сознание в свою очередь эти смыслы должно принять. Таким образом, ценности и мотивы могут меняться под воздействием внешних факторов, которые взаимодействуют с нашим внутренним миром, но мы не можем изменять их волевым усилием под те, которые нам выгодны.

К выводам

Возможно предприимчивость это совокупность качеств, которая доступна очень малой части человечества и научится им нельзя. Я сейчас не про тех молодых людей, которые курсы продают, мы не знаем продержаться ли они хотя бы три года. Я про людей, которые способны не просто изобретать решения для новых проблем и запросов общества, а которые эти проблемы предвидят, может быть иногда придумывают, потому что хотят жить в лучшем из миров. Предприниматель тот, кто ломает привычное равновесие мира, чтобы строить более интересный мир. Не стоит это романтизировать, в этом есть много и плохих черт. Давайте воспринимать как данность, что это доступно не всем, также как не всем доступна виртуозная игра на скрипке.

Можно открыть свое дело, можно научиться основам ведения бизнеса (или корректнее говоря менеджменту), можно получать прибыль, можно её увеличивать, но возможно это просто будет хорошим делом, а вы хорошим дельцом. Можно к слову работать в крупной компании и внедрять инновации, умело ставить свои условия начальству, извлекать прибыль из своей деятельности и по сути подходит под определение предпринимателя.

Так можно ли стать предпринимателем? Я считаю, что мало им родиться (получить от природы генетическую предрасположенность) им еще надо умудриться стать (преодолеть все неопределенности внешней среды). Но важно понимать, что предприимчивость это не номинальная характеристика, которая либо есть либо её нет. У предприимчивости есть выраженность, вы можете быть предпринимателем на 34%(*проценты для примера) и этого хватит, чтобы быть фрилансером или открыть пекаренку у дома. Вы можете развивать свою предприимчивость через другие факторы, которые на неё влияют, к примеру та же креативность или интеллект. Но самое важное в другом, прежде чем вы захотите открывать бизнес, пройдите диагностику ценностей и мотивов (профессиональной деятельности и личных), чтобы осознать для чего вы вообще делаете то или иное действие.

55
2 комментария

Мне понравилась ваша статья, могу ли я использовать её в качестве основы для своей со ссылками?

Ответить

Да, конечно, буду только рад

Ответить