{"id":14255,"url":"\/distributions\/14255\/click?bit=1&hash=285b001e00cf7484224a6ff681b6d172d7d7337a0afbdd4342d725cf62cb249b","title":"\u0411\u044b\u043b\u0438 \u0432 \u0434\u0435\u0441\u044f\u0442\u043a\u0430\u0445 \u043e\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439, \u043d\u043e \u043d\u0438 \u043e\u0434\u0438\u043d \u043d\u0435 \u0432\u043f\u0435\u0447\u0430\u0442\u043b\u0438\u043b?","buttonText":"\u0427\u0442\u043e \u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"4c6db631-4d4c-530c-9750-cf992e251f9d"}

Бизнес-тренер, трекер, эксперт, наставник. Кто они, и чем различаются

Президент Фонда содействия развитию науки, образования и медицины, разработчик образовательных программ.

Ко всем, кто владеет или только развивает свой бизнес, стартап или новый проект рано или поздно начинают приходить всевозможные "бизнес учителя". Кто они такие, что они делают, и как не запутаться в их разнообразии. Сегодня поговорим об этом.

Подробно я остановлюсь на таких специалистах, как: бизнес-тренер, трекер, эксперт и наставник. Но для начала коротко хочу перечислить тех, кто ещё существует на рынке:

- Бизнес-коуч (отличается определенной методологией подхода, например, работа через вопросы);

- Педагог (работает с группой по конкретной теме, но без практики, характерной для тренингов);

- Консультант (работает по узкому запросу). А когда педагог берет одного человека из группы и учит его персонально, это становится консультацией;

- Спикер - лишь термин, означающий выступающего. Спикером может быть абсолютно любой человек, кто обращается к широкой аудитории.

Давайте сразу рассмотрим места, где искать специалиста:

https://profi.ru/, https://freelance.ru/, https://samopoznanie.ru/, через социальные сети, профессиональные форумы, коллег.

И пройдемся по каждой из основных категорий очень коротко. Я разделяю их на две категории:

  • Работают индивидуально с человеком или несколькими представителями одного бизнеса:

- Трекер: консультант, который разделяет ответственность за успех вашего проекта.

- Наставник: мудрый, опытный, успешный советчик, возможно даже медийный человек, не отвечающий за успех бизнеса.

  • Работают на широкую аудиторию, объединенную одними интересами или вопросами:

- Бизнес-тренер: даёт конкретный навык.

- Эксперт: выступающий специалист, - имеющий за плечами особый опыт и награды, - который на своем примере говорит на узкую тему.

БИЗНЕС-ТРЕНЕР

Этот специалист занимается проведением тренингов, направленных на повышение личных компетенций и увеличение потенциала группы людей. Он может провести обучение как по продукту компании, так и по развитию "мягких" навыков (soft skills): переговоры, продажи, публичные выступления, управление эмоциями, изучение компьютерных программ. То есть на выходе вы получаете конкретные знания: от использования excel, до знания правил телефонного этикета. В результате чего повышается общая эффективность работы как отдельного человека, так и всей компании.

ТРЕКЕР

Специалист, отвечающий за поддержку стартапа в период его становления.

Чтобы идею бизнеса или дело на начальном этапе превратить в готовый проект и успешно реализовать - необходимо прописать трек (путь) развития. Как это сделать, и как сделать правильно - в этом и помогает трекер. Основная задача такого специалиста - сначала правильно поставить цели, а после - достичь их.

Трекер разделяет с командой ответственность за результат, что может быть прописано в договоре, и тогда в случае успеха он получает дополнительную оплату труда.

НАСТАВНИК

(он же ментор и кьютор)

А вот этот специалист никакой ответственности за результат вашего дела не несёт. Он вступает как "крёстный родитель" бизнеса. Наставник - это человек не только с опытом в профессии, но и в жизни, эксперт, который делится своими знаниями с вами. Если бизнес-тренер учит только определенным навыкам, то наставник обладает широким кругозором и большим жизненным опытом. Он не будет работать за вас, но вы можете быть уверенными в том, что под его началом избежите множества классических ошибок новичков.

ЭКСПЕРТ

Экспертом может быть (а может и не быть) любой из этих специалистов. Быть экспертом - значит выступать на аудиторию, уметь систематизировать знания, обладать уникальными в своей сфере достижениями (особые успехи, награды, работа в уважаемой компании) и уметь доносить информацию до широкой общественности.

Как и когда услугами этих специалистов нужно пользоваться?

Расскажу на нашем примере. С июня по октябрь у нас проходит образовательная акселерационная

программа корпоративной социальной ответственности "Университет КСО", в которой используем формат комбинирования групповых и индивидуальных занятий. Мы стараемся максимально быстро построить трек (путь) для каждого проекта, после чего увести его на индивидуальную работу. Но в то же время устраиваем ряд образовательных мероприятий, где собираем всех участников Акселератора и в общей группе отвечаем на актуальные вопросы. Например, у нас ожидается очень важная лекция на тему краундфайдинга, о чем расскажет Наталия Игнатенко

PR-директор платформы Planeta.ru. Вот он, пример выступления эксперта. О чем мы говорили выше.

Вначале мы будем подключать к проектам не трекеров, а наставников. Такова особенность сферы КСО, где нужна помощь человека с опытом реализации социальных проектов. И уже после верификации целей и задач каждого участника, мы, по необходимости, будем подключать персональных трекеров.

Примерно так и работает эта система. Говорить однозначно какой эксперт кому нужен и на каком этапе - нельзя. Каждая идея, каждый проект уникален, и требует индивидуального подхода. Сомневаетесь, идите на консультации, советуйтесь с коллегами. Главное - делайте! Всем желаю удачи!

Больше информации вы можете получить, приняв участие в нашем проекте "Университет КСО" https://fsrnom.ru/

0
1 комментарий
Николай Кузнецов

"каждый проект уникален, и требует индивидуального подхода" ++
"Главное - делайте!" ++ даже ошибки не так страшны, как бездействие и прокрастинация

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда