Дорожная карта развития дизайнера

Прикладная инструкция по созданию долгосрочного плана карьерного развития на основе матриц компетенций.

Дорожная карта развития дизайнера

Чтобы не топтаться на месте в вопросе развития своей карьеры и прийти туда, где действительно хочется оказаться через 1–3–5 лет, стоит подойти к вопросу системно и составить стратегию развития.

Варианты развития дизайнера

Начнем с направлений — продуктовый дизайн, UX, UI, бренд дизайн, UX исследования и так далее.

Пример вариантов развития дизайнера
Пример вариантов развития дизайнера

Кроме того, у дизайнера есть возможность развиваться в разных прикладных областях, начиная от дизайна мобильных интерфейсов и заканчивая дизайном интерфейсов дополненной реальности.

В рамках каждого направления есть выбор. Например, дизайнер может двигаться в сторону менеджмента или становиться экспертом в прикладной области.

Специалист пробует разные варианты и в итоге понимает, какое направление ближе и интереснее.

После того, как направление развития понятно, возникает вопрос, какие действия совершать, чтобы перейти на следующий карьерный уровень в выбранной сфере. Это может касаться как новичка, так и дизайнера с опытом.

Один из возможных подходов к решению этого вопроса – составление дорожной карты карьерного развития (career roadmap) на основе матрицы компетенций. Это применение дизайн мышления к построению своей карьеры.

Зачем нужна "дорожная карта" развития

Долгосрочный план развития определяет профессиональные цели и ставит фокус на их достижении. Важно понимать, зачем мы движемся от роли начинающего дизайнера к роли ведущего дизайнера, какие ожидания от зарплаты и звания в будущем, какие сильные и слабые стороны. Такая саморефлексия помогает уверенно двигаться к профессиональным целям и учитывать личностные особенности. В конце концов никто из нас не хочет оказаться на работе, которая не приносит удовлетворения и не соответствует нашим внутренним ценностям и потребностям.

Чтобы составить такой план, рекомендую воспользоваться инструментом “Матрица компетенций”. Давайте рассмотрим в деталях что это такое, как ее составить и применить.

Что такое матрица компетенций

Это таблица со списком всех профессиональных навыков специалиста на разных этапах развития.

Пример дорожной карты развития
Пример дорожной карты развития

В некоторых компаниях специалист получает как ориентир уже готовый список навыков, которыми нужно владеть. Этот список будет отличаться от компании к компании, так как у каждой из них есть своя стратегия, бизнес задачи и, следовательно, ожидания от специалистов. К сожалению или к счастью, не существует единого набора навыков, которыми должен обладать каждый дизайн специалист.

Точно могу сказать, чем шире кругозор, тем вы более ценны. Специалистов с широким кругозором называют T-образные специалисты. Вертикальная линия буквы Т обозначает глубину знаний в одной области, например визуальный дизайн. Горизонтальная линия — знания из смежных областей, которые помогают эффективно коммуницировать с членами команды и применять экспертизу из этих областей в работе. Например, программирование, маркетинг, аналитика, тд.

I-Shaped vs T-Shaped
I-Shaped vs T-Shaped

Примеры наборов компетенций:

Если такая практика не применяется в вашей текущей компании или же вы только в начале карьеры, можно составить дорожную карту развития самостоятельно.

Как создать дорожную карту развития

Весь процесс создания, как и любое другое планирование, можно разделить на три этапа:

1) оценить текущее состояние (точка А)2) задать цели на будущее (точка Б)3) определить действия, которые помогут добраться из точки А в точку Б

Представьте, что строите дом. Для начала оцениваете, какие есть ресурсы на данный момент. Допустим, есть сумма денег Х, а еще пустой участок земли, который достался по наследству. Дальше думаете о том, какие у вас есть потребности. Например, семья из трех человек и каждому нужна своя комната. Еще планируете выращивать цветы и деревья — следовательно, нужно оставить территорию под сад. Есть машина и нужен гараж. Когда цели примерно понятны, разбиваете этапы строительства на шаги и движетесь по плану, начиная с создания чертежа, закладывания фундамента и дальше до тех пор, пока не прийдете к намеченной цели. С таким подходом есть больше шансов по итогу получить дом, который устроит. Так же и в построении своей карьеры.

Давайте детально разберем каждый шаг.

Шаг 1: Оценка текущего состояния (точка А)

Дорожная карта развития дизайнера

Этот шаг сродни первичному исследованию в UX дизайне. Тут дизайнер формирует изначальное понимание набора своих навыков и определяет отправную точку в построении плана действий по достижению карьерных целей.

Проанализируйте, какими навыками уже владеете, какая ваша текущая роль и какие обязанности в нее входят. Можете сделать это на основе готового набора навыков или просто выписать список тех знаний и умений, которые есть.

Некоторые из этих навыков оцениваются бинарно (есть/нет), а некоторым присваивается уровень.

Один из вариантов оценки уровней владения навыком:

  • отсутствует (не знаю)
  • базовый уровень (знаю теорию)
  • хороший (знаю – умею применять)
  • экспертный (знаю — умею — применяю, когда нужно)
  • лидерский (знаю — умею — применяю — учу других)

Или еще проще

  • Базовый
  • Средний
  • Эксперт

Используйте вопросы для саморефлексии, чтобы сформировать отправную точку и разбить ее на список навыков:

  • Какая моя текущая роль? (Если еще не работаете в области дизайна, ничего страшного. Любая работа/учеба также формирует софт скилы. Пишите текущее состояние дел.)
  • Какие основные обязанности в нее входят? (Основные 5–10 обязанностей и задач)
  • Какие софт и хард скиллы я применяю для решения рабочих/учебных задач?
  • Какие мои три сильные стороны? (могут относиться как к софт так и к хард скилам)
  • Какие мои три слабые стороны?
  • Что мне нравится больше всего в работе/обучении? (Этот вопрос поможет осознанно сформировать вектор профессионального развития, который совпадает с вашими личностными качествами и ценностями)
  • Я хотел(а) бы больше времени в работе/учебе уделять…
  • Я хотел(а) бы меньше времени в работе/учебе уделять…
  • Что для меня самое важное в работе/учебе (Это может быть не только обязанности или задачи, а также и окружающая среда, команда, принципы работы компании, тд)

Иногда подобная саморефлексия дается не просто. В таком случае стоит обратиться к коллегам или ментору. Взгляд со стороны поможет понять текущее положение дел и определить сильные и слабые стороны, о которых вы даже и не догадываетесь. Обращайтесь к людям, с которыми работаете в форме обычного разговора или отправьте фидбек форму онлайн, чтобы получить письменный фидбек.

Шаг 2: Определите, куда движетесь (точка Б)

Дорожная карта развития дизайнера

После того, как выяснили, где сейчас находитесь, пора приступать к определению карьерных целей. По итогу сформируете список необходимых навыков и определите желаемый уровень владения.

Как это сделать?

Начните с абстрактного. Задайте следующие вопросы:

  • В идеальном мире, я работаю: на себя / в большой корпорации / в агенстве / в маленьком стартапе / тд
  • В идеальном мире я работаю: полная занятость/ частичная занятость/ попроектно
  • В идеальном мире я создаю дизайн продуктов в индустрии…
  • В идеальном мире я эксперт в области…
  • Мой идеальный день состоит из следующих задач…
  • В идеальном мире моя зарплата…
  • Если бы я сам(а) выбирала название должности, это было бы…

Ответы могут быть не реалистичные. Главная задача — понять, что зажигает в работе и определить направление движения. Этот шаг станет базой для составления более реалистичного плана действий.

Теперь вы понимаете, в каком направлении находится работа мечты. Можно переходить к исследованию рынка вакансий. Составьте вишлист конкретных компаний и вакансий, которые в привлекают и ознакомьтесь с требованиями к кандидатам. Можно воспользоваться любыми ресурсами в духе LinkedIn.

Примеры требований к вакансиям
Примеры требований к вакансиям

Обычно в описании вакансии есть список требований, например годы опыта, владение инструментами и техниками. На основе 5–7 вакансий, которые нравятся, выделите основные требования к кандидатам и занесите их в таблицу.

Это поможет определить пробелы между текущими знаниями и тем, что необходимо для получения работы мечты.

Шаг 3: Составьте план продвижения от точки А к точке Б

Дорожная карта развития дизайнера

Вы определили навыки, которые есть сейчас и всё, что требуется для перехода к следующему этапу карьеры. Теперь нужно разбить путь на маленькие шаги, приоритизировать и определить измеримые цели и сроки для достижения каждого шага.

Как приоритизировать

Воспользуйтесь матрицей Усилие/Ценность.

Матрица приоритизации Усилия/Ценность
Матрица приоритизации Усилия/Ценность

1. Наверх списка вынесите области, в которых вообще нет знаний и которые нужно освоить на базовом уровне или на уровне осведомленности.
Например, вообще нет понимания того, что такое HTML и CSS. Во многих дизайн вакансиях от кандидата требуется общая осведомленность, как дизайн превращается в рабочий сверстанный сайт. Чтобы почерпнуть основы можно прочитать несколько статей, посмотреть обучающие видео или попросить коллегу обьяснить, как это работает.
2. После этого можно выделить области, которые требуют больше времени и усилий и принесут большой вклад в профессиональное развитие. Это навыки, которые требуются во всех найденных описаниях вакансий. Возможно вы ими уже владеете на начальном уровне и нужно их прокачать до более продвинутого уровня. Эти навыки нужно освоить не только на уровне теории, но и закрепить на практике.
Например, во всех вакансиях от кандидата требуется умение проводить пользовательские исследования. Чтобы овладеть этим навыком мало просто прочитать несколько статей или книг. Нужно опробовать методологии в деле. Такие навыки можно попробовать применить на текущих проектах в качестве инициативы. Или, если это не возможно, создать свой учебный проект, на котором сможете оттачивать нужные умения.
Если не понимаете с чего начать и как подступиться к проработке сложной темы, эффективные способы прокачки — курсы, мастер классы или ментор, который поможет системно разобраться в вопросе.
3. Напоследок оставьте навыки, которые не являются основными, но будут плюсом к ключевому набору. Для продуктового дизайнера — это написание текстов, создание анимаций или иллюстраций, программирование и тд.

Дорожная карта развития дизайнера

После того как по каждому навыку есть план действий, заносите всё в таблицу компетенций. Например, в колонке “Проведение пользовательских исследований” сейчас базовый уровень. Вы определили, что для перехода на следующий уровень карьеры или для получения должности в компании своей мечты требуется уметь самостоятельно проводить пользовательские исследования. Для достижения уверенного уровня в этом вопросе необходимо:

Пример карты развития
Пример карты развития

При постановке задач, старайтесь четко определять сроки. Задача занимает все выделенное на нее время. Будьте реалистичны и отталкивайтесь от длительных целей. Если через полгода планируете получить повышение, разбейте весь свой список задач равномерно на доступное время.

Не забывайте отслеживать прогресс. Создайте Trello или Notion доску, где будете двигать карточки по методологии Канбан от “Сделать”, через “В процессе” к “Сделано”.

Пример Trello доски для отслеживания прогресса
Пример Trello доски для отслеживания прогресса

Заключение

Итак, мы разобрали как составить дорожную карту развития. Это не простой процесс. Он может занять время и усилия, но результаты не заставят себя ждать. У вас появится представление, куда и зачем движетесь.

Дополняйте и модифицируйте план с течением времени. Чем больше будете изучать, тем больше новых горизонтов откроется перед вами.

Главная задача плана карьерного развития — помочь регулярно задумываться, куда движетесь и наглядно отобразить, как важен каждый осознанный маленький шаг. Дорожная карта поможет не упустить из виду широкую картину и убережет от потери времени в попытках выучить все и сразу.

1313
Начать дискуссию