Кто такой «нормальный маркетолог» и почему так сложно его найти

Всем, кто пытался найти себе в штат / на подряд маркетолога, а также тем, кто пытался маркетологом устроиться, посвящается. Особенно тем, кто при этом замучился / был замучен / замучил всех окружающих, а результата в рублях на расчетном счете так и не получил.

Кто такой «нормальный маркетолог» и почему так сложно его найти

Читайте меня в режиме «ну, допустим» — это может сэкономить вам время, силы, и, возможно, что-нибудь еще

Меня зовут Дмитрий Василиотти, к своим 32 годам я побывал во всех описанных выше ролях. И в хвост, и в гриву, как говориться, и я, и меня. Вроде и хвастаться нечем – кое-кто в моем возрасте лончил инфобизнес, монетизирующийся уже третью тысячу лет… Правда, его потом на кресте распяли, а я думаю, если и задеть чувства верующих, то отделаться парой отрицательных отзывов.

Словом, не претендую на истину в последней инстанции, но с десяток собственных бизнесов у меня было (некоторые я даже успел продать или раздарить до того, как они сдохли естественной смертью), а еще в 70 с лишним чужих бизнесах я пришел, увидел, наследил, да так, что ключевые показатели у них поднимались в 2, 3 и более раз (не откоучил, не наконсультировал, а сам, своими руками, как говорится)…

И вот, распушаю я, значит, очередному потенциальному клиенту свои гордые три павлиньих пера, а он мне: «Т.е. ты просто нормальный маркетолог?».

«Просто нормальный маркетолог? Да, я ж тут… А там… А они…»

С лязгом упало забрало, в глазах потемнело. С обнаженным мечом и выкрученным на всю громкость оралом я бросился на обидчика…

Позже, оглядываясь на выжженое поле битвы, на которой я остался правым, но бедным, я думал: «Может, и правда, я просто нормальный маркетолог…».

Марафон «Как стать маркетологом за 5 дней вместо 5 лет в профильном ВУЗе»

Недавно наткнулся на видео одного инфоцыга… уважаемого инфобизнесмена, который рассказывал, что есть «бизнес планы», «платформы бренда», «маркетинговые исследования»… а есть то, что влияет на деньги здесь и сейчас. Вот, например, придумал ты бизнес идею, сделал под нее лендинг, запустил на него контекст и либо получил заявки и первые продажи в первую же неделю, либо не получил. И все понятно. Дескать нужно заниматься тем, что влияет на деньги!

Вроде и не поспоришь. Но почему тогда крупный бизнес платит миллионы за исследования рынка, за то, чтобы кто-то разработал ему стратегию развития – или даже отдельно коммуникационную стратегию, отдельно PR стратегию, отдельно HR стратегию (стратегию маркетинга и продаж себя, как работодателя…? Неужели в крупных бизнесах одни идиоты?

Спускаемся с небес на землю, где у простых смертных малые (микро / нано) бизнесы – и годами все работало, сарафанное радио цвело по принципу «нормально делай – нормально будет», но тут понаехало конкурентов с ихними лендами / квизами / автоворонками с чат-ботами… и все клиенты рассосались.

«Ничего! Кто к нам с лендингом придет, тот от лендинга и…» И ничего. В смысле совсем ничего, ни одной заявки. Или каждая заявка стоит больше, чем бизнес зарабатывает маржи с продажи.

Уважаемый гуру в такой ситуации предлагал тестировать следующую бизнес идею. Но следующей бизнес идеи нет. А есть текущий бизнес, в котором нельзя не заплатить зарплату людям; нельзя не заплатить аренду; нельзя не заплатить кредиты, взятые на развитие; нельзя кинуть клиентов, которые уже заплатили за еще не отгруженные им товары / еще не оказанные услуги…

И тут появляются маркетологи, которые предлагают вместо контекстной рекламы настроить таргетированную. Потом маркетологи, которые предлагают вместо таргетированной рекламы настроить e-mail маркетинг. Потом Performance маркетологи – это те, кто управляют по цифрам и фактам – предлагают настроить сквозную аналитику, чтобы увидеть, где вы сливаете бюджет. А дальше, А/В тестами выбрать лучший креатив, лучшее УТП…

Только это самое пресловутое УТП, уникальное торговое предложение, они все будут спрашивать у вас. А откуда вам его взять – вы же классный бухгалтер, выдающийся юрист, гениальный дизайнер мебели… но не маркетолог. Как и они, впрочем.

Маркетолог – это не тот, кто может сделать классный сайт. И даже не тот, кто может сделать сайт продающий. Маркетолог – это тот, кто задумается, а сайт ли нужен. И в интернет ли нужно идти. И вообще, давайте вначале разберемся, какие у вашего продукта есть особенности, какие конкурентные преимущества они вам дают; далее определим, кто именно за эти особенности готов вам быть благодарен сильнее всего; а далее уже задумаемся, где эти люди водятся, какими инструментами какие смыслы и продающие аргументы до них нужно донести, чтобы они поняли, что вы про них, а они – про вас.

Не говоря уже о том, что настоящий маркетолог может придумать, каким бизнесом вам заниматься, какую комбинацию собрать из ваших существующих активов, чтобы в условиях текущего рынка монетизировать их лучше всего в процентах годовых.

Моль шкафная. Выползень подкустовный. Маркетолог обыкновенный.

Контекстологи, таргетологи, копирайтеры, аналитики… Они все специалисты конкретных инструментов. Среди них встречаются специалисты очень достойные. Но это не делает их маркетологами. Мы же понимаем разницу между «строителем домов» и отдельным гастарбайтером, который виртуозно владеет лобзиком.

В смысле, базовое представление о том, как развивать бизнес – что целевые аудитории вам выделить надо, что УТП надо, вам даже авитолог скажет. Как и гастарбайтер скажет, что у дома должен быть фундамент, стены, крыша.

Но далеко не каждый «маркетолог», вызубривший, что целевые аудитории нужно выделять, понимает, зачем это делать. А если и понимает, что с каждым сегментом целевой аудитории, да еще и на каждой из стадий пути от зарождения потребности до покупки, коммуницировать нужно по-разному (иначе ваша рекламная коммуникация работает в 2-3 раза хуже или даже не работает вообще) – совсем не каждый может придумать, что разное и кому, в какой ситуации, нужно говорить. И как выстроить эту коммуникацию, чтобы одних отличать от других – чтобы сказать каждому именно его слова.

Начитавшись вумных книжек, каждый суслик в поле агроном, наприводит вам примеров УТП. Но УТП из этих примеров, во-первых, уже заняты их авторами, во-вторых, могут быть негармоничны вам, неприемлемы для вас, в-третьих, могут и УТП-то толком не быть – если вы открываете сайты ваших конкурентов, и у каждого второго такое же УТП, что вам предлагает ваш «маркетолог» — значит УТП не УТП, потому что ни разу не уникально, а маркетолог ваш столько же раз маркетолог.

Что? У вас нет конкурентов? Значит, либо ваш продукт никому не нужен, раз никто еще не попытался его / его аналог продавать; либо вы не умеете выделять конкурентов. А без понимания, с чем ваш продукт конкурирует за внимание вашего потенциального клиента, вам даже идей не придет, как это внимание завоевывать.

«А вы мне идеи продаете? Идей у меня и у самого полно!»

Ни разу не слышал такой фразы от человека, у которого действительно были идеи, в которые он бы верил. Но, главное, ни разу не слышал такой фразы от человека, умеющего отличать «сильные» идеи от «слабых». И знающего, что все гениальное просто – потом, когда потом и кровью ты это придумал. Как Эдиссон лампочку – перебрав 1 000 попыток.

Это двадцать лет назад можно было воткнуть в землю палку, и она прорастала и зеленелась. Десять лет назад обойти конкурентов можно было, внедрив передовой инструмент – там реально не у всех были сайты, не у всех были CRM системы… Сейчас, каким бизнесом вы бы ни занимались, у вас уже сотни и тысячи конкурентов. Они могут говорить о себе неправду – но клиент-то выбирает по тому, что слышит. Они могут работать в минус – но само их существование уже задирает ставки в аукционах поисковых систем за право показывать свою рекламу. И, будьте уверены, все идеи, которых у всех полно, им в головы тоже приходили, и они их уже попробовали.

Я занимаюсь маркетингом почти 15 лет, я не рекламное агентство, не консалтинговая компания – я лично и продаю себя, и делаю (к слову, зарабатывая больше, чем подавляющее большинство известных мне собственников рекламного агентства / консалтинговой компании), я прообщался, наверно, с несколькими тысячами собственников бизнеса, в несколько сотен бизнесов влез с головой и ногами с аудитом, несколько десятков прямо лично поразвивал. Я вам авторитетно заявляю: «Здесь рыбы нет! Директор стадиона!»

Маркетинг – это сложно! Даже если вам кажется, что вы знаете, как воспитывать чужих детей и как не надо управлять страной – не думайте, что вы умеете делать маркетинг. Даже если вы пересмотрели кучу видео на ютубе, не надо по видео самим вырезать себе аппендицит! Здесь как в анекдоте «Работайте с профессионалами. Это сэкономит ваше время, силы и, возможн…, шо даже яйца? (с)»

С уважением, Дмитрий Василиотти,

самопровозглашенный нормальный маркетолог

Начать дискуссию