Тиньков v. Тинькофф. Юридический разбор сражения за право на имя «Тинькофф»

Как юрист, который занимается защитой личного бренда, не без интереса наблюдаю за историей вокруг бренда «Тинькофф».

После продажи банка, интерес к бренду подогрел его создатель – Олег Тиньков, который заявил, что «в планах название отозвать». Каковы публичные позиции сторон, насколько это реально, каковы перспективы в случае спора – давайте разбираться.

Что важно учесть, прежде всего:

1. Олег Тиньков очень хорошо разбирается в товарных знаках. Я бы даже сказал, что слишком хорошо для предпринимателя. В этом можно убедиться, прочитав 3 главу в его книге «Как стать бизнесменом». Она так и называется: «как назвать бизнес».

2. Олег Тиньков никогда не регистрировал на своё имя свои личные бренды. Изначально бренд «Тинькофф» был зарегистрирован на некое ООО «Новые Технологии», а с 2003 года после ряда отчуждений все знаки были переданы двум компаниям, находящимся на Виргинских островах - Ларкпарк Сервисиз Инк., Трайдент Траст Компани.

3. Банк использовал и продолжает использовать знаки на основании лицензионных договоров с компаниями Ларкпарк Сервисиз Инк., Трайдент Траст Компани. И так было последние годы, до продажи Олегом Тиньковым своей доли в банке. Сейчас в Роспатенте отсутствуют какие-либо сделки по отчуждению знаков. То есть правообладатель у знаков не менялся. Кому же принадлежат оффшорные компании можно только догадываться.

4. Банк далеко не первый бизнес Олега Тинькова, где он использовал свой личный бренд для его продвижения. Так в своё время он создал пивоваренный завод, который тоже носил его имя. Пивоваренный завод вместе с брендом «Тинькофф» он, к слову, продал ещё в 2009 году, и сейчас этот бренд принадлежит компании InBev. Все сделки были проведены через Роспатент. Вопросов по ним у Олега больше не было.

Вывод, который мы можем сделать: Олег (и его юристы) выстраивали стратегию с товарными знаками очень давно. Очевидно, что знаки не просто так были зарегистрированы сразу на две компании, да и ещё в оффшорной юрисдикции.

Чего мы не знаем и не можем учесть:

1. Условий лицензионного договора между банком «Тинькофф» и компаниями Ларкпарк Сервисиз Инк., Трайдент Траст Компани. При этом договором может быть предусмотрено и право одностороннего расторжения и большие штрафы за такое расторжение.

2. Регулировался ли как-то вопрос с личным брендом при сделках по продаже доли Олега Тинькова.

Представим худший вариант для Олега: товарные знаки «Тинькофф / Тиньков» реально выбыли из-под его контроля, товарный знак ему юридически не принадлежит, и сейчас он решил вернуть его назад. Что он может сделать?

У Олега есть право на имя и псевдоним, которое закреплено в статье 19 ГК РФ.

Вообще право на имя неотчуждаемо и, по сути, абсолютно. То есть никто этого права его лишить не может.

Может ли он запретить использовать своё имя в коммерческой деятельности банка?

Формально да, но вряд ли суд удовлетворит такой иск и вот почему:

Олег сам дал право банку это название. И теперь его попытки забрать назад название могут быть квалифицированы судом как злоупотребление правом.

Так суды признают действия лица злоупотреблением правом, если исходя из поведения очевидно, что раньше лицо не возражало против использования своего имени, а в дальнейшем по каким-то причинам передумало.

И тут у Олега Тинькова мало доводов: он сам дал такое название банку, он всячески популяризировал это название и свою связь с личным брендом. Доказательства этому огромное множество. При этом продажа доли в банке не может и не будет служить основанием для прекращения его названия.

Так в деле «Доктора Лиза» суд вообще указал, что лицо давая согласие на использование личного бренда юридическому лицу, должно исходить из своиства стабильности наименования юридического лица (решение Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-241440/20). И в похожей ситуации признал действия истца злоупотреблением правом.

Получается при данном сценарии все сохранят status quo: Олег сможет использовать своё имя, банк продолжит использовать название «Тинькофф».

Представим лучший вариант для Олега: товарные знаки «Тинькофф / Тиньков» остаются под контролем Олега, товарные знаки юридически принадлежит ему через оффшорные компании, и сейчас он решил запретить банку использовать знаки. Что он может сделать?

Большую роль тут играют условия лицензионных договоров. Что мы о них знаем из публичных реестров Роспатента:

· договоры имеют неисключительный характер;

· договоры заключены на срок действия товарных знаков (потенциально бессрочно);

· не на все знаки, имеющие отношение к банку заключены лицензионные договоры, то есть часть товарных знаков остаётся под полным контролем Олега.

Исходя из этого, ситуация у банка существенно усложняется:

· использовать знаки можно при соблюдении лицензионных договоров;

· новые знаки зарегистрировать можно при наличии согласия правообладателей;

· если на какие-то знаки отсутствуют лицензионные договоры (а такие есть), то договариваться по ним с правообладателями;

При этом в случае соблюдения банком лицензионных договоров, никак не улучшается правовая позиция Олега: у него по-прежнему мало шансов в суде запретить банку использовать название.

Поэтому при любых сценариях, шансы на полный запрет использовать банку товарный знак «Тинькофф» выглядят как маловероятные.

А может вся эта публичная история затевалась Олегом как возможность продать свои товарные знаки банку? Или как попытку действительно начать судебную тяжбу со своим бывшим банком, который носит теперь его фамилию. Нам пока это не известно.

Как вы считаете: есть ли шансы у Олега Тинькова отозвать название у банка?

11
Начать дискуссию