Финтех. Ехать, а не шашечки - снова в моде

Дмитрий Пешнев-Подольский, Сергей Хайруллин.

Через пару кварталов многие из финтех компаний рискуют начать напоминать ходячих мертвецов
Через пару кварталов многие из финтех компаний рискуют начать напоминать ходячих мертвецов

На прошлой неделе CB Insights опубликовал свой глобальный отчет о финтех секторе за 2 квартал. Ожидаемо, что в Q2 объем финансирования, привлеченного финтех компаниями, сократился как во всем мире, так и в США. И не только финансирование упало. Упало все - появление единорогов, M&A, IPO и т.д.

С одной стороны все не так плохо, как могло бы быть.

Финансирование во втором квартале упало до $20,4 млрд против $30 млрд в 1 квартале и $38 млрд в аналогичном периоде прошлого года. Но это все еще намного выше, чем до пандемии, когда финансирование составляло около $10-13 млрд в квартал.

Сектор wealth management даже не просел, финансирование в нем осталось на уровне 1-го квартала - $3,5 млрд, количество сделок там даже увеличилось на треть. Хотя это единственный не упавший сектор. Банкинг — самый пострадавший, финансирование упало на 77%по сравнению с прошлым годом, достигнув самого низкого уровня с 2019 года. Но это тоже нормально, достаточно с нас необанкинга.

20 новых единорогов появилось во втором квартале. Это в два раза меньше, чем появлялось в 2021 году, но и в несколько раз больше, чем в доковидную эпоху. Среди них Coda (платежи), Newfront Insurance (страхование), Pave (кредитный маркетплейс) и так далее.

На финансовые технологии по-прежнему приходится значительная доля глобального финансирования. В 2021 году 21% всех венчурных сделок приходилось на финтех. В 2022 году инвестиции в финтех-стартапы составили около 19%. Финтех по-прежнему вызывает серьезный интерес инвесторов или, по крайней мере, отталкивает их не больше, чем другие сектора.

Но есть и другая, менее приглядная сторона. Фандрайзинг — это запаздывающий показатель. Венчурные фонды закоммитили большие деньги в спокойный 2021 год, их нужно куда-то размещать и фонды продолжают это делать. Опережающим индикатором является первичный и вторичный рынок, а здесь все плохо. В 2022 году не было ни одного крупного IPO. А на вторичном рынке финтех-сектор с начала года упал почти вдвое.

Согласно анализу Financial Times, акции недавно зарегистрированных финтех-компаний упали в среднем более чем на 50% с начала года, по сравнению с 29-процентным падением Nasdaq Composite. Их совокупная рыночная капитализация упала на 156 миллиардов долларов в 2022 году. Если измерять каждую акцию от ее исторического максимума, было потеряно около 460 миллиардов долларов.

Всего с 2020 года на IPO вышло около 50 финтехов, из них более 30 в США. Общий прогноз был таковым, что ускорение темпов цифровизации на фоне пандемии ковида могут принести им ощутимую прибыль в долгосрочной перспективе. Многие IPO сопровождались кратными переподписками, цена многих акций в течение года после выхода на рынок выросла в несколько раз. Однако опасения по поводу роста процентных ставок, отсутствия прибыли и непроверенных бизнес-моделей с тысячей допущений на фоне того, как экономика приближается к потенциальной рецессии, привели к резким распродажам в этом году.

Особенно сильно упала стоимость кредитных финтех-компаний. Сейчас Affirm стоит 28$, а при IPO - 100$, на хаях - 160$. Цена Upstart - 30$, при IPO - 40$, хаи - 320$. Аналогичная ситуация и у частных компаний. Совсем недавно Klarna привлекла раунд 800 млн при оценке 6,7 млрд, что на 85% ниже, чем 46 млрд, которые она стоила в прошлом году.

Нарратив начал меняться на вторичном рынке и перекидываться на венчурный рынок. Раньше было важно как можно быстрее увеличить клиентскую базу, пускай и с большими убытками. И когда-нибудь, в далеком будущем, фирма Х откросселит их множеством продуктов, которых сейчас еще даже нет, и станет обычной прибыльной компанией, которая платит клиентам дивиденды. Инвесторов в очередной раз развели, заставив поверить, что новый нарратив - это метрики роста, прибыльными быть необязательно. И множество IPO 2021 это доказывают.

Фонды тоже знали, что в конечной точке - экзите (IPO или MA) их инвестиции вырастут, если вырастут количественные метрики, и не беспокоились о прибыльности компании. Если стартап быстро рос - он гарантированно привлекал новый раунд по заоблачным оценкам. Сейчас все возвращается на круги своя, старый нарратив “быть прибыльным” снова с нами. Через мои руки постоянно проходит много питчей, и если раньше там делали акцент на росте, то сейчас стартапы объясняют, когда и как они смогут выйти в прибыль.

Уже совершенно очевидно, что фонды стали очень risk averse и будут требовать от финтехов показывать прибыль. А финтехи должны будут начать ее показывать и для этого в корне перестроить свою модель. Интрига - получится ли. Я знаю ситуацию изнутри в одном из необанков в UK, который попытался по требованию акционеров выправить доходность еще в 2020 году. Для это он порезал линейку, повысил тарифы, поменял позиционирование - назвал себя зеленым ESG банком, но ничего кроме оттока клиентов он не получил.

Особенно тяжело придется финтехам c B2C моделью. Как правило их базовый продукт - маркетинговый крючок - бесплатный (счета, конвертация и т.д.), других продуктов особо нет, кредитные они вообще игнорировали. И либо финтехам нужно будет запустить кучу доходных продуктов в моменте, либо делать платным базовый продукт, но тогда непонятно как к этому отнесутся клиенты и не вернутся ли обратно в банки. Пикантности добавляет тот факт, что финтехам придется повышать тарифы достаточно резко, а именно на эту резкость клиенты реагируют острее всего.

Приведу один пример из своей практики. В одном из банков, который я возглавлял, стояла острая необходимость повышения рентабельности бизнеса. И сделать это надо было оперативно. Для решения этой задачи, банк резко ухудшил условия программы лояльности и ставки по депозитам для розничных клиентов. В итоге NPS буквально за пару кварталов упал на 18 пунктов с 54 до 36, клиентам не понравилась именно эта резкость и внезапность. За долгие годы они привыкли к совсем другому. Надо сказать, что несмотря на множество усилий даже через год NPS восстановился лишь наполовину.

Или взять желтый банк, который сейчас все ненавидят за то, что он внезапно и сильно ухудшил тарифы. Стали ли они намного хуже чем в других банках? Скорее нет, но до этого он был “такой один”, а стал как все и этого ему клиенты уже простить не могут и готовы даже уходить в банки, которые ничем не лучше.

Поэтому уже третий квартал для финтеха должен стать намного тяжелее. Перед ними действительно сейчас мегасложная задача выйти в плюс, хотя бы по операционной прибыли. И если они ее не выполнят, то следующий раунд могут не привлечь или сделать это по цене в 10 раз ниже предыдущей. Впереди нас ждет много M&A сделок, много финтехов не пройдут проверку кризисом и уйдут на корм банкам, которые еще больше усилят свои позиции. Инвесторы спишут свои инвестиции, а клиенты лишатся дешевых или бесплатных сервисов, которые раньше предоставляли им финтехи за счет денег инвесторов. Ехать, а не шашечки - снова в моде.

Начать дискуссию