{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы видим тренды офисных пространств в 2022

ГИБРИДНАЯ ФОРМА РАБОТЫ

показала свою эффективность. С начала пандемии Covid-19 наблюдалась положительная реакция офисных работников на удаленную работу. Совсем небольшой процент негативно воспринял это вынужденное нововведение, когда большинство с уверенностью говорят, что частичное совмещение работы в офисе и дома — позитивно сказывается на их общем самочувствии, делает график работы более гибким и позволяет осваивать новые сценарии жизни.

В начале введения ограничений, переход на удаленный вид работы казался вынужденной мерой, были опасения в уменьшении продуктивности сотрудников, и появлении новых психоэмоциональных проблем связанных с одиночеством или наоборот с переизбытком общения с домашними. Но человеческий организм очень адаптивная структура, спустя уже два года произошли основательные изменения в сознании людей и гибридная работа становится нормой. Теперь офис будет больше претендовать на роль культурного пространства, выступать как социальный якорь для сотрудников, площадка для живых коммуникаций и нестандартного инновационного сотрудничества, в особенности для творческих, креативных индустрий.

Бизнес гиперчувствителен к подобным трансформациям, чтобы привлекать лучших сотрудников в это нестабильное время, понадобится максимально использовать гибкие (agile) и гибридные офисные пространства, которые должны соответствовать следующим основным требованиям:

  • микс рабочих мест для персональной и совместной работы, без привязки к конкретному сотруднику;
  • легко трансформируемая мебель;
  • ультрасовременные переговорные с использованием VR и AR технологий;
  • многозадачные пространства, которые сотрудники могут использовать в

зависимости от типа выполняемой работы;

  • бесшовная информационная среда, позволяющая автоматизировать рутинные процессы, составлять гибкий план рабочего времени, заранее бронировать рабочие места и другие элементы гибкого офиса.

Perkins&Will's гибридный офис архитектурного бюро в Нью-Йорке. Фото Garrett Rowland

Perkins&Will's Зона для коллабораций. LEED Gold. Фото Garrett Rowland
Perkins&Will's Гибкие рабочие места. LEED Gold. Фото Garrett Rowland

Confidential Government Agency офис в Дублине. LEED Platinum

ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ

основательно вошел в нашу жизнь. Чайник уже не так прост, как раньше. Сегодня он сообщит о кипящей воде, поддержит температуру на нужном уровне, предупредит, что скоро нужно будет долить воды, а по позиционированию мобильного, вашим привычкам и времени суток определит, что пора подготовиться к чаепитию. Вот и с офисами та же история. Датчики присутствия, контроля температуры, влажности, углекислого газа, освещенности и пр. помогают создать оптимальный микроклимат в офисе, оптимизировать затраты на электроэнергию и вообще понимать как и для чего используется пространство, чтобы произвести микронастройки и оптимизировать сценарии его работы.

В условиях пандемии большее распространение получают тепловизоры, бесконтактные двери, контроль взаимодействия сотрудников с рабочими поверхностями, системы бронирования рабочих мест, комплексы обеззараживания воздуха

Офис архитектурного бюро INSIGHT ADB. Фото из архива @bureauinsight
Офис архитектурного бюро INSIGHT ADB. Фото из архива @bureauinsight

WELL-BEING И ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ЧЕЛОВЕКА ДИЗАЙН

выходят на первый план при обустройстве офисных пространств, да и корпоративной жизни в целом. Эти подходы становятся первостепенными критериями успеха компании и ее правильного развития.

Чтобы обезопасить сотрудников в период пандемии используют социальное дистанцирование, бесконтактные смесители и другое сантехническое оборудование, одноразовые средства индивидуальной защиты, бактерицидные средства, управление потоком сотрудников и пр. Такие меры позволяют сохранить не только физическое здоровье, но и оградить от дополнительных страхов и беспокойств. Люди предъявляют все более высокие требования к рабочему пространству, что прекрасно, как по мне. Это стимулирует использовать проектные решения, которые можно будет сертифицировать по WELL или Fitwel. Эти стандарты включают в себя критерии, влияющие на здоровье и самочувствие пользователей рабочих пространств и включают в себя следующие категории:

● Воздух (Air)

● Вода (Water)

● Питание (Nourishment)

● Освещение (Light)

● Физическая активность (Movement)

● Тепловой комфорт (Thermal Comfort)

● Управление шумом (Sound)

● Материалы (Materials)

● Ментальное здоровье (Mind)

● Сообщество (Community)

● Инновации (Innovation)

Эти критерии определены научными сотрудниками, врачами и архитекторами.

Главное же в планировании офисного пространства - предоставить возможность выбора сотрудникам где и как работать.

Гибкое рабочее пространство для Sanofi от OFFCON. Фото Илья Иванов

Если сегодня хочешь работать стоя - используй специально оборудованные для этого столы и стулья

Гибкое рабочее пространство для Sanofi от OFFCON. Фото Илья Иванов

Высокие рабочие места в офисе @interface_russia

Tutto Active стул-седло от ISKU
Столы с изменяемой высотой в офисе DESIGNIC. Фото Сергей Мельников

Для решения некоторых проектных задач необходима полная изоляция от внешних воздействий. Для полного сосредоточения можно воспользоваться зоной созерцания (focus зоной). Это территория максимальной концентрации, в которых запрещено издавать громкие звуки

Тихие зоны в офисе POSCREDIT от ABD architects. Фото Ольга Мелекесцева
Тихие зоны в офисе POSCREDIT от ABD architects. Фото Ольга Мелекесцева
Кофе-поинт в офисе IT-компании от FREYA Architects
Кабинки тишины от ABD architects в офисе POSCREDIT. Фото Ольга Мелекесцева
Зона тишины от UNK для ВКонтакте в Санкт-Петербурге. Фото Евгений Гнесин

Коллективная работа - основа для принятия сложных решений, для этого используются зоны коллаборации или переговорные, спроектированные таким образом, чтобы не оказаться в замкнутом пространстве, но и не мешать остальным участникам рабочего процесса.

Переговорная от UNK для ВКонтакте в Санкт-Петербурге. Фото Евгений Гнесин

Переговорные различных конфигураций от OFFCON для SANOFI Russia. Фото Илья Иванов

Переговорные различных конфигураций от OFFCON для SANOFI Russia. Фото Илья Иванов

Переговорные различных конфигураций от OFFCON для SANOFI Russia. Фото Илья Иванов

Отдохнуть и расслабиться можно в лаунж-зонах и на кухне.

Зона кухни от М2А2 Studio для Apollax Space

Круглая лаунж-зона от ADB Architects для “тех, кто не поехал на море” в центре клиентского сервиса Авито. Фото Дмитрий Цыренщиков

Зона кухни для Deutsche Telekom IT Solutions в Санкт-Петербурге от Briz Studio. Фото Дмитрий Цыренщиков

Растения в офисе - отличный способ привнести уют, заодно создавая микроклимат и добавляя акустического комфорта

Офис Apollax Space от М2А2 Studio

Офис SANOFI от OFFCON. Фото Илья Иванов

Центрально ядро офиса Joom Group от OFFCON. Фото Илья Иванов

Разогнать кровь можно в спортзале

Спорт зона офис Joom от OFFCON. Фото Илья Иванов

Зона для занятий спортом в Департаменте продаж Авито от ABD architects. Фото Сергей Волокитин

Помещение для фитнеса в офисе MANUFAQTURY от CNTEZ Architects. Фото Борис Бочкарёв

СООБЩЕСТВО И КОММУНИКАЦИЯ

были переосмыслены за последние годы. Длительное время, проведенное за сосредоточенной домашней работой с ограниченным социальным взаимодействием, привели к тому, что рабочий день в офисном пространстве сам по-себе стал событием, которое позволяет увидеть друзей, коллег, запустить “химию” живого общения, одеть что-то из нового гардероба, наконец. Теперь офис это не просто рабочий стол + переговорка + что-то еще, он становится местом притяжения. Эта тенденция приведет к тому, что будут формироваться новые концепции офисных пространств, дизайнеры и архитекторы смогут предложить более смелые решения, будут интенсивнее перенимать идеи из индустрии гостеприимства. Ведь молодое поколение все больше ориентируются не только на размер заработной платы, но и на кресло в котором они будут сидеть, графические образы, которые они будут считывать с окружения, место где они выпьют чашку кофе и т.д.. Но самое главное, на мой взгляд, новый смысл обретает не только пространство в котором ты находишься, но и сообщество, которое оно формирует.

Офис Align Technology от OFFCON. Фото Илья Иванов

УСТОЙЧИВЫЙ ДИЗАЙН

это уже не просто формулировка и что-то недосягаемое “из космоса”, это комплекс мер, позволяющих создать офисное пространство соответствующее критериям BREEAM (https://www.breeam.com/) или LEED (https://leed.usgbc.org/). Есть точное понимание, что это мощный технический, аудиторский и экспертный инструмент. Основные критерии, по которым оценивается офисное пространство с точки зрения соответствия принципам устойчивого развития:

● экономия энергии;

● водо-эффективность;

● сокращение выбросов CO2;

● улучшение качества окружающей среды и среды внутри помещений;

● рациональное использование ресурсов.

Внедряя высокоэффективные системы, используя светодиодное освещение, пользуясь естественным освещением и пассивной вентиляцией, придерживаясь выбора материалов с низким уровнем выбросов, и повторно используя или перепрофилируя мебель, компании могут легко уменьшить вредное воздействие на окружающую среду. Эти приемы все больше будут использоваться при проектировании. Но и на этапе подбора генерального подрядчика, нужно точно понимать, что он сможет обеспечить максимально экологичную реализацию проекта. Он должен использовать полностью устойчивую цепочку поставок, использовать природные ресурсы и материалы, пригодные для переработки. Все отходы, упаковочные материалы, оборудование должны быть переработаны. Мебель следует закладывать преимущественно из переработанного пластика, к примеру отечественный https://eburet.studio/ или датский https://kooij.com/

Стул RVR от KOIJ. Фото https://kooij.com/rvr

Рестул от Delo design + Eburet . Фото https://www.en.delo-design.com/restool

Офис BANK DRIEBERGEN-RIJSENBURG от RAU Architects. BREAM Outstanding. Фото Bert Rietberg, Ossip van Duivenbode
Офис BANK DRIEBERGEN-RIJSENBURG от RAU Architects. BREAM Outstanding. Фото Bert Rietberg, Ossip van Duivenbode
Офис L’ORÉAL от IND Architects. LEED Gold. Фото Дмитрий Чебаненко
Офис L’ORÉAL от IND Architects. LEED Gold. Фото Дмитрий Чебаненко

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

2022 год должен стать переломным в современном прочтении офисного пространства. Это новые вызовы для самих компаний и архитекторов. Чтобы оставаться в авангарде, нужно будет придерживаться трендов: гибридная форма работы; умные технологии; ориентированность на физическое и ментальное здоровье сотрудников; поддержание чувства сопричастности к общему делу; использование принципов устойчивого дизайна, создавать новые, а может и вообще попробовать перенести рабочее пространство в виртуальную среду.

0
2 комментария
Сергей Бобровников

Умный климат и коммуникации, кухни, тренажеры, комнаты тишины и тд. Здорово, конечно... Остается пойти дальше.. Где работаешь, там и живешь... Личные пространства. а на выходные домой за город... Может быть только для ключевых сотрудников. Только из личных пространств отдельный выход.. Не через офис. Тогда уж все оптимизируется. А то так и будешь задумываться, а зачем ехать домой... Тут тоже хорошо..😊😊

Ответить
Развернуть ветку
Матвей Голубев

После прочтения статьи накатила ностальгия, вспомнилась продлёнка в начальной школе, сделал все уроки и стоишь/сидишь/лежишь/бегаешь, генерируя идеи в окружении единомышленников, устраиваешь коллаборации, под рукой доска с мелом, где можно схематично что-то изобразить с важным лицом, улыбаясь поливает цветы начальник в лице Татьяны Михайловны, учителя начальных классов. А потом тебя уводят домой и ты с нетерпением ждёшь следующего дня. Завидую работникам современных рабочих пространств😁

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда