Совместная мобильность: чего ждать от рынка каршеринга России

Российский рынок каршеринга к 2028 году может занять до четверти рынка «совместной мобильности», потеснив такси. Главные драйверы роста — подорожание автомобилей, изменение культуры потребления и экологичность сервиса

По данным исследования консалтинговой компании Б1 (экс-офис EY в РФ) , в 2021 году емкость российского рынка каршеринга составляла 32 млрд руб. , а в 2023 году достигла уже 44 млрд руб. К концу 2024 года аналитики компании прогнозируют 50-процентный рост рынка от нынешних уровней, а к 2028 году — пятикратный.

Причина столь стремительного роста — меняющаяся ментальность поколений. Главные потребители услуги — миллениалы и зумеры, поведенческим паттернам которых в принципе свойственна культура шеринга, то есть предпочтения аренды или подписки владению: каршеринг, кикшеринг (аренда электросамокатов) , коворкинг, коливинг, аренда жилья, экипировки, инструментов.

Изменяется структура рынка совместной мобильности. Наметилась тенденция к снижению использования услуг такси — с 88% в 2021 году до 84% в 2023-м, по оценке консалтинговой компании Б1. Вместе с тем растет доля аренды автомобилей, включая подписную модель, с 6 до 7%. Доля каршеринга и кикшеринга в совокупности выросла с 6 до 9%, а к 2028-му, по прогнозу Б1, дойдет до 22%.

Как каршеринг решает проблемы города

По данным департамента транспорта города Москвы, с 2015 по 2023 год парк каршеринга в столице увеличился с 350 до 34 тыс. единиц. Уже в 2021 году количество активных пользователей каршеринга, по словам мэра столицы Сергея Собянина, превысило 1 млн человек. Поступательное развитие рынка прервалось только в 2020 году на фоне пандемии.

Развитие каршеринга совпало по времени с реализацией транспортной реформы в Москве и во многом ее усилило, считает экс-зампред комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов. По его мнению, каршеринг, помимо снижения нагрузки на транспортную систему, экономит время москвичей и гостей города на поиск и оплату парковочного места, а за счет присутствия нескольких конкурирующих операторов каршеринговую машину легко найти на выходе практически с любой станции метро. «Согласно исследованиям европейских институтов, всего одна каршеринговая машина может заменить 12–15 частных авто в дорожном движении», — отмечает руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР Президентской академии Антонина Левашенко.

В Москве сейчас зарегистрировано более 4 млн автомобилей, а глухие заторы начинаются, когда одновременно на сети выезжают более 700 тыс. машин, говорит ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константин Трофименко: «Каршеринг пусть и не убирает заторы с дорог, но способствует предотвращению новых».

По данным департамента транспорта города Москвы, сейчас в столице краткосрочной арендой автомашин пользуются в среднем 141 тыс. раз в день. Это дает снижение трафика и улучшение экологической обстановки. Поэтому отрасль имеет поддержку городских властей, с 2018 года операторы получают субсидии на компенсацию части затрат при покупке автомобилей. «За последние шесть лет выдано уже 1,2 млрд руб. , на которые сервисы закупили 54 тыс. новых машин. Кроме того, в 2023 году город предоставил операторам каршеринга скидку в 50% на получение льготных парковочных разрешений — поэтому для непосредственных пользователей парковка бесплатная», — сообщили в пресс-службе департамента.

В компании «Ситидрайв» «РБК Отрасли» рассказали, что благодаря содействию московских властей все каршеринговые сервисы интегрированы в MAAS-систему, которая объединяет все виды транспорта Москвы в одном приложении, и что такой опыт единственный в мире.

Как прокат конкурирует с такси

Каршеринг традиционно сравнивают с такси, называя таксопарки главными конкурентами каршерингу. Однако с точки зрения Александра Старовойтова, эти отрасли не конкурентные, а взаимодополняющие. «Каждый выбирает, что актуальнее и дешевле на текущий момент. Если предстоит дальняя поездка, то каршеринг может обойтись в два раза дешевле такси. А если нужно срочно добраться до места и по дороге изучить документы, такси — более подходящий способ», — говорит он. При этом уточняет, что такая логика скорее применима к крупным городам, в регионах же, где стоимость такси относительно невысокая, каршерингу будет тяжелее завоевывать рынок.

К сходным выводам приходят и в службе такси «Максим»: по их данным, развитие каршеринга не привело к уменьшению количества заказов на поездки в такси: «Это разные услуги, предназначенные для разных целевых групп». Каршеринг предполагает больше самостоятельности в принятии решений, но и большую ответственность, отмечают в компании. У пользователя обязательно должно быть водительское удостоверение, а некоторые операторы предъявляют дополнительные требования к стажу вождения. В поездках клиенты должны быть готовы к тому, что придется управлять незнакомым автомобилем, самостоятельно прокладывать маршрут, искать парковки, в случае ДТП они несут полную финансовую ответственность за взятый автомобиль.

Совместная мобильность: чего ждать от рынка каршеринга России
11
Начать дискуссию