Сорсинговый детектив: история одного разработчика

Привет, это Олег Захарченко, основатель и директор рекрутинговой компании TopAssistant, пишу в телеграм-канал TopAssistant. В сотрудничестве с компанией IT-Dominanta, организатором конференции HR API, мы начинаем серию статей, созданных на основе докладов разных лет. Вместе с коллегами мы отобрали наиболее интересные выступления, превратили их в статьи и предлагаем их вашему вниманию.

Сорсинговый детектив: история одного разработчика

Первая статья посвящена сорсингу. Пара слов для тех, кто не сталкивался с этим термином. В рекрутинге есть ряд позиций (в первую очередь это инженерные должности, позиции разработчиков) где бесполезно размещать вакансию и ждать откликов. Никто не придет. В таких случая рекрутер должен сам искать кандидатов. Деятельность по такому поиску называют сорсингом, а тех, кто специализируется в этой области - сорсерам. Например, при поиске программистов почти всегда используют сорсинговые практики.

В статье пойдет разговор о таких практиках. Важная оговорка. Сорсинг - крайне динамичная область. И то, что работало на прошлой неделе, может стать общим местом или перестать работать сегодня. Не смотря на то, что доклад из недавнего 2018 года, некоторые упомянутые практики уже не работают.

Доклад и впоследствии статья созданы на примере двух вполне живых людей. У нас нет их разрешений на публикацию, поэтому их данные мы спрятали под звездочками. Но это не мешает понять суть подходов.

На этом дисклаймер окончен, передаю слово Нареку Асликяну.

Как за 15 минут узнать максимум профессиональной и даже личной информации о разработчике, зная лишь его пустой профайл в LinkedIn? Порция эффективных методов поиска и сбора информации на реальных примерах из доклада Нарека Асликяна, business development manager компании AmazingHiring.

Те, кто занимается сорсингом, иногда становятся детективами, творят магию и разбирают тонкую материю на составляющие. Потому что нужно достать информацию о человеке, которую он либо не хотел говорить, либо не сказал по каким-то причинам, либо сказал не то, что было нужно. Но без этой информации зачастую рекрутинг просто невозможен.

Часто поиск начинается с профессиональных социальных сетей. Сегодня мы разберем два примера с конкретными кандидатами, и посмотрим, что можно узнать о человеке, когда он о себе толком не рассказал.

Профайл в LinkedIn бывает таким, из которого о человеке практически ничего не понятно. Точнее, мы знаем, что он, вроде как, девелопер, у него может быть более или менее наш стек и он может быть нам интересен. Всё остальное нужно найти.

Сорсинговый детектив: история одного разработчика

Как поступает большинство IT-рекрутеров в данной ситуации? Пропускают такие профили: забыли, закрыли и прошли дальше. Но, если сделать несколько действий, о нём можно кое-что узнать. Вводим «Serg Bab***n» в кавычках в Google и получаем много информации, учитывая, что его зовут не Сергей, а Серж. Например, мы можем выйти на Github, где указан его никнейм. Если мы авторизованы, то увидим его e-mail. В случае, если мы хотим найти другие социальные профили Сержа, можно их поискать в расширениях социальных агрегаторов, например, того же AmazingHiring.

Сорсинговый детектив: история одного разработчика

Зная электронную почту serge@ba***.in , можно найти аккаунты в социальных сетях, попробовать зайти на ba***.in, написать письмо, погуглить e-mail. Но, лучше сразу сделать так: whois.com пробел ba***.in, и мы находим, что это Сергей Баб***н, он живет на Те****на 30/1, его номер телефона: 8 952 *** 48 47. Заходим на maps.yandex.ru, вводим «Те****на 30/1», включаем панораму, видим жилой дом, и убеждаемся, что это домашний адрес.

Желательно, чтобы найденная электронная почта была на gmail.com. Так мы получим ещё больше информации, например, о Google-аккаунте или чём-то ещё. Для этого используем комбинацию двух extension для gmail-а. Первый называется «name to reply», второй - «linkedIn sales navigator». Если они оба установлены, открываете новое письмо и пишите: serge пробел bab***n пробел @gmail.com. Gmail предоставит все возможные варианты написания этого имейла. Проведя мышкой по ним, «linkedIn sales navigator» покажет, какой из них реальный. (прим.ред.: к сожалению, в 2020 году инструмент уже не работает. Вместо этого надо использовать комбинацию двух других инструментов - экселевского файла, который генерирует email-ы и веб-версии Outlook, где можно вставить в эти имейлы в поле Кому, нажать на эти имейлы, и увидеть, есть ли зарегистрированный Linkedin под этим имейлом.)

Сорсинговый детектив: история одного разработчика

В нашем случае Github дал многое, в том числе никнейм, по которому можно найти твиттер-аккаунт и второй e-mail (g***t beaver), который открывает Flickr-профайл. И мы понимаем, что человек занимается фотографией. А это, в свою очередь, помогает найти его на Facebook, потому что там есть несколько Сергеев Баб***ных. Никто из них не пишет, что он разработчик, но только один занимается фотографией. Через g***t мы также находим Хабр и это дает нам некое понимание стэка.

Сорсинговый детектив: история одного разработчика

Итак, практически из ничего мы сейчас, за 5 минут (конечно, с учётом заранее подготовленного материала) нашли достаточно информации о человеке, в том числе личные данные. Если схема отработана, поиск занимает не более 15 минут.

Рассмотрим пример с другим специалистом. У него только один контакт на LinkedIn и он Software Developer с 2004 года.

Сорсинговый детектив: история одного разработчика

Евгений К****в – более распространенное имя, чем Серж Баб***н. Вводим в Google «Евгений К****в» и добавляем локацию, чтобы сузить поиск.

Сорсинговый детектив: история одного разработчика

На Facebook находим двух Евгениев К****вых, один из них закончил Северо-Западный Технический Университет, второй занимается бальными танцами. Выбор очевиден. Видим аватарку с Dude – это чувак из кинофильма «Большого Лебовски». По ней же находим его ВКонтакте через внутренний поиск и узнаём дату рождения, семейное положение, религиозные взгляды.

Понять его политические взгляды нам помогает штука, которая называется Intel Techniques (прим.ред.: к сожалению, ввиду новых политик Facebook этот сервис перестал работать и замены ему пока нет). Найдя человека на Facebook, ищем его ID через этот сервис и видим посты, которые он лайкал последние несколько лет. И все они связаны с либеральной оппозицией. У нас появляется тема для общения или чего-либо ещё.

Итак, информации у нас уже больше. Но что можно сделать ещё? Например, ВКонтакте Евгениев К****вых 150, сузить поиск можно за счёт key word-ов, связанных с тем, что он разработчик. Добавляем их и находим сайт Лайфхак с обзором PDFelement, где в комментариях, чтобы получить бесплатную версию продукта, он указал e-mail и твиттер-аккаунт. Из последнего мы находим никнейм Ek****v и видим e-mail. Вводим github.com/ek****v и здесь узнаём его текущий стэк.

Сорсинговый детектив: история одного разработчика

Когда вводим inurl ek****v желательно сразу вставлять его в url. Когда мы это делаем, видим аккаунт человека в твиттере, гитхабе и что он фрилансер. На freelance.ru отображено, что он был последний раз 11 апреля и частично занят; на другом ресурсе он был 17 дней назад и свободен для работы. На сайтах представлен его стек и то, чем он занимается.

Вот что можно узнать о человеке, у которого всего один контакт на LinkedIn-е: огромный опыт разработки, около 15 лет, довольно интересный стек и много другой информации.

Иногда, если наша цель – не закрыть позицию, а только получить от человека ответ или нужно, чтобы он просто открыл письмо, можно использовать нестандартные ходы с найденной информацией. Например, если наш объект – второй разработчик, Евгений К****в, можно использовать цитату: «Где мои деньги, чувак?». И это будет круто, потому что, мы знаем, что он поклонник этого фильма. 100%, что он среагирует.

Вопросы от участников конференции HR API, на которые Нарек дал ответы.

- Сайт pdf element – что это? Покажи, пожалуйста, как ты к нему пришёл.

- Это был сайт Лайфхакер, продукт PDFelement. Я ввел в Google «Евгений К****в» и добавил некоторые keyword-ы. Лучше составить для себя большой список таких подсказок. Чтобы не тратить время, структурировать их можно через такой полезный хак. Например, вам нужно некий набор keyword-ов вставить в Google, чтобы выявить разработчика. Используйте список технических штук (java, swift, php, javascript, python и т.д.) в Excel, затем введите OR в другой колонке, скопируйте обе колонки в браузерную строчку. Обрамляйте это скобками и пишите рядом имя человека. Так находятся, например, Github-аккаунты или LinkedIn-аккаунты людей, которые являются разработчиками.

- Что вы говорите кандидатам, когда нашли их таким образом? Надо же как-то признаться, как была получена информация, или вы придумываете какие-то истории, где вы их нашли и почему?

- Здесь в первую очередь история о том, что мы расширяем свою воронку. Когда вы давно работаете на этом рынке и знаете многих людей, вам надо знать всех остальных. Хотя бы для того, чтобы выйти с ними на связь и увеличить свои ваши шансы получить ответ. Второй момент: вы должны грамотно использовать найденную информацию. Если вы напишете Сержу: «Я знаю, что ты живешь на Т*****а 30/1», вряд ли он пойдет на дружественный контакт. Посмотрите, например, над чем он работал. В LinkedIn указано, что для одного проекта он сделал библиотеку Fat Rat. Можно начать разговор с этого: «Привет, мы нашли тебя на Github, заинтересовались проектами и увидели, что ты автор библиотеки Fat Rat. Скажи, пожалуйста, на сколько она сейчас распространена и что ты использовал, чтобы ее написать?».

Как вы думаете, если в свободное от работы время вы увлекаетесь выращиванием растения или рисованием картины. И вдруг вам кто-то пишет: «Расскажите, какие краски используете?». Скорее всего, вы начнете разговор, поделитесь технологиями, обрадуетесь, что кто-то заинтересовался вашим хобби, потому что вы не особо об этом рассказывали. Такие маленькие поинты персонификации как раз помогают повысить лояльность на старте. Потому, если общение с кандидатом у вас началось со спама, то название вашего агентства, компании он подсознательно занесет в черный список. А если вы подойдете к человеку так, вложение на старте будет уже достаточно высоким, чтобы потом снизить процент отказов от офферов.

- На сколько такие инструменты, как Whois и Intel Techniques, легальны? Можно ли позвонить человеку по найденному номеру телефону? Не вызовет ли это негатива и не будет ли нарушением законодательства? Intel Techniques похож на скандал с Cambridge Analytics, который анализировал предпочтения пользователей Facebook, а затем продал их компаниям политиков.

- С легальной точки зрения все чисто. Очень важно: мы ничего не взламываем! Через Intel Techniques мы всего лишь автоматизируем создание ссылки в url. Не зная этот ресурс, можно потратить сутки на то, чтобы углубиться в то, как создавать поисковые строчки самому и выходить на интерфейс в открытом доступе. Если же вы завладели, например, логином и паролем, чтобы получить информацию – такое действие уже нелегально.

Другой вопрос, насколько можно зайти в Whois, взять номер телефона и позвонить человеку сразу. Если у вас это принято, если в компании есть методология работы reach out-а с кандидатами с первого звонка – пожалуйста. Такие агентства есть. По-моему, в Белоруссии, я общался с рекрутерами, которые исключительно звонят и у них это прекрасно получается, по их словам. Но легче звонить, когда есть хотя бы одно письмо, на которое, возможно, даже нет ответа. Это я к тому, какую информацию, как и в какой момент использовать.

Только, если быть чуть более прагматичным, можно не тратить час-два на человека, который возможно нам и не подходит. Понять это можно, отправив собранную информацию заказчику, для которого подбираем сотрудника. Посмотрев на его библиотеку, Github и профиль в целом, он оценит и скажет: «Да, этот человек нам интересен». Тогда можно тратить столько усилий, чтобы продать ему все это.

На ближайшей конференции HR API, которая пройдет 24-26 сентября в онлайне, Нарек представит вторую часть доклада “Сорсинговый детектив”. Программа и билеты на сайте конференции.

88
Начать дискуссию