Дорогая логистика душит африканскую экономику

Стоимость перевозки товара в Африке в 3-4 раза выше, чем в среднем по миру. Такие затраты могут добавить 75% к цене товара. Чрезмерные транспортные издержки – одна из причин слабой торговли на континенте. В 2020 году доля внутрирегионального экспорта в африканских странах составляла всего 18%, тогда как в Северной Америке 30%, в Азии – 58%, Европе – 68% (https://www.weforum.org/agenda/2022/05/africa-free-trade-recovery-development/).

В чем проблемы?

📍 Плохая инфраструктура. Площадь Африки достаточно велика, но железнодорожная сеть ненамного больше, чем во Франции и Германии вместе взятых. Многие линии были построены еще колониальными компаниями, чтобы связать шахты с портами, а не страны друг с другом. Порты маленькие и медленные. Груз ожидает в среднем более 2 недель по сравнению с менее чем неделей в Азии и Европе. Стоимость его обработки примерно на 50% выше, чем в других частях мира

📍 Специфика торговли. Африканские страны обычно покупают больше товаров, чем продают. Доставка груза из точки А в точку Б может стоить вдвое дороже, чем в обратном направлении, так как обратно транспорт пойдет скорее всего порожним. В итоге перевозчик берет двойную плату, чтобы окупить обратный путь. А если путь «туда» долгий, то перевозчики могут ждать неделями, пока не будет набрано достаточно груза, чтобы оплатить обратный путь. Из-за этого транспорт часто перегружен, что вредит как самим перевозчикам, так и инфраструктуре;

📍 Маленький транспортный парк. Примерно 80% перевозчиков владеют менее чем 5 грузовиками. Эти микропредприятия зависят от денег от одной поездки, чтобы финансировать следующую, поломка одной машины превращается в грандиозную проблему;

📍 Споры между странами могут затормозить торговлю на месяцы;

📍 Капитальный ремонт портов и пограничных терминалов затруднен отчасти из-за корыстных интересов. Африканские государства часто в значительной степени полагаются на таможенные пошлины для наполнения своей государственной казны вместо модернизации инфраструктуры.

Если бы качество африканской инфраструктуры было доведено до среднемирового уровня, это увеличило бы континентальную торговлю на 7%. Расширение торговли в регионе привело бы к увеличению числа рабочих мест, повышению заработной платы и уменьшению бедности. Но менталитет их бизнеса таков, что они считают это делом правительства. Большая часть бизнеса в Африке строится на надежности, поэтому его клиенты скорее заплатят больше за то, чтобы знать, что их товары будут доставлены вовремя, чем за то, чтобы поездки были дешевле, но со срывами и опозданиями. Пока это так, африканцы не ощутят всех преимуществ глобализации и более свободной торговли.

327327 показов
2828 открытий
Начать дискуссию