Северное море становится экономическим центром Европы

📍 Помимо нефтяных месторождений и СПГ-терминалов ставка делается на ветер. Глубина моря обычно не превышает 90 метров, что позволяет размещать ветряные электростанции дальше от побережья, где ветры более стабильны. Это повышает эффективность ветроэнергетики: морские турбины работают на 60% мощности по сравнению с 30-40% у береговых (https://www.irena.org/Energy-Transition/Technology/Wind-energy). В 2022 году страны Северного моря продали с аукциона 25 ГВт ветряной энергии (https://gwec.net/wp-content/uploads/2022/06/GWEC-Offshore-2022_update.pdf), к концу 2020-х ежегодное количество новых мощностей вырастет с менее 4 ГВт до более чем 10 ГВт. Несколько устанавливаемых ветряных электростанций превышают мощность 1 ГВт, что сравнимо с АЭС.

📍 Еще одно применение ветроэнергетики – расщепление молекул воды для производства «зеленого» водорода. Европейцы планируют к 2030 году производить 10 млн т экологически чистого топлива (https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/e%20n/ip_22_3131). Уже заявлен десяток проектов; три крупнейших в сумме дают до 20 ГВт зеленой энергии.

📍 Улавливание и хранение СО2 в истощенных газовых месторождениях в море в рамках борьбы с глобальным потеплением; это проектирует в частности Equinor.

📍 Низкие цены на электроэнергию удешевляют хранение и обработку данных, которая является энергоемкой. Холодный климат означает, что центры обработки данных можно охлаждать только за счет циркуляции наружного воздуха вместо использования дорогостоящих систем охлаждения. Регион может похвастаться высококвалифицированной рабочей силой, стабильными институтами и одними из самых передовых в мире законов о данных. Время, необходимое для перемещения данных в облака и из них, становится все меньшей проблемой по мере совершенствования технологии, поэтому цифровые рабочие нагрузки могут обрабатываться на все более удаленных объектах. Именно поэтому, к примеру, Meta строит новые ЦОД в Норвегии. В среднем, спрос на ЦОД в регионе будет расти на 17% в год до 2030 года (https://www.altmansolon.com/projects/european-infrastructure-investor-looking-to-take-over-a-regional-data-center-operator/). В море уже прокладываются кабели, по которым в Норвегию будет передаваться 30% международного трафика данных.

Влияние новой экономики Северного моря на континент может быть огромным. Это сулит хорошиие перспективы и без того «суперразвитым» Дании, Нидерландам, Норвегии. По сути, североморский регион станет важнейшим big data и энергетическим хабом для Европы.

33
1 комментарий

Ага, ну да
Siemens Gamesa Renewable Energy, a Madrid-based company that is the premier maker of offshore wind turbines, reported an annual loss of 940 million euros ($965 million).
Vestas Wind Systems, the world’s largest maker of turbines, recently reported a loss of 147 million euros (about $151 million) for the third quarter.
General Electric, a large maker of wind turbines in the United States and Europe, has also struggled in its clean energy businesses. The company said last month that its renewable energy unit was likely to record $2 billion in losses this year.
https://www.nytimes.com/2022/11/22/business/wind-power-europe.html

1
Ответить