Так сколько же стоит российская нефть на мировом рынке?

Большинство читателей запутались: ощущение, что вообще никто не понимает, сколько стоит Urals:

  • Bloomberg писал про снижение до 38 $/бар., несмотря на то, что потолок был установлен на уровне 60$
  • Минфин РФ в середине января говорил про среднюю цену на уровне 47-50 $/бар
  • На этих выходных Reuters писал, что, на самом деле, российская нефть в первые недели продавалась куда выше потолка цен. Оценки показывали, что средний дисконт к Brent был в районе 6-10 $/бар. Bloomberg упоминал про 74 $/бар в портах назначения и 82 $/бар

То есть имеем разбег от 38$ до ~82$, более чем в два раза. Где же правда?

По сути, везде. Просто по-разному считают. После введения потолка цен бенчмарком всё ещё оставалась цена отгрузки в портах Приморска и Новороссийска. То есть учитывались отгрузки в европейской инфраструктуре, которые стремительно снижались. Эти котировки перестали быть актуальными с активным перенаправлением поставок. Например, в тот же Китай сейчас более активно отгружается нефть из Мурманских портов и с Востока.

Откуда взялась цифра в ~74-82 $/бар? Примерно столько, согласно расчётам, стоила нефть Urals в Индии и Китае. Получается, дисконт к Brent был не выше 10$. В него была включена как геополитика, так и химические особенности российской нефти, поскольку, например, НПЗ Индии к ней «не приcпособлены». Однако есть большое НО: это цена без учёта расходов на транспортировку и т.п., которые, по понятным причинам, возросли. Котировки CIF (с учётом всех расходов) куда ниже.

Так сколько реально стоит Urals? По CIF где-то между оценкой Минфина и расчётной стоимостью аналитиков. Вероятно, в районе 60$. К слову, власти именно поэтому вводят новый способ определения дисконта к Brent при расчёте налога на нефть. По их мнению, фактические цены отгрузки выше расчётных. В этом есть доля правды. Пока на рынке творится неразбериха, нефтяникам выгодно искусственно занижать отчётные цены, чтобы снизить налоги. Так было в 90-х, когда прежняя система разрушилась. Что-то похожее происходит и сейчас.

Поэтому не стоит реагировать как на сообщения от Bloomberg про цены в 40$ из условного Приморска – они больше не актуальны. Так и на данные таможни Индии и Китая по 80+ – они включают затраты на фрахт и страхование. В качестве примерного ориентира можно использовать данные Минфина и плюсовать к ним 10-15$.

Если вам интересна эта тема, можете почитать множество интересных и полезных статей у нас в блоге, который мы ведем в Телеграм (ссылку можно найти в профиле)

55
5 комментариев

а причем тут фрахт и страховка? Цена в приморске 40? цена FOB 40$ .
А если везут это уже суда иностранные то получается эти их заработок?

Комментарий недоступен

Манька баррель нефти за литр стекломоя отдаст

насколько я понимаю это цены для Европейского рынка, а цены для "друзей" какие?

По большому счету не важно сколько стоит нефть, важно сколько денег она приносит в российский бюджет