Секрет сильного бренда. Зачем нужны исследования?

Секрет сильного бренда. Зачем нужны исследования?

Мы убеждены: чтобы спроектировать наиболее точную и выразительную айдентику бренда, важно понимать, как работает бизнес клиента, что представляет собой рынок, в котором этот бизнес планирует развиваться и как наиболее эффективно интегрировать будущий дизайн в эту систему.

Интервью с клиентом бывает недостаточно, чтобы ответить на эти вопросы, поэтому практически каждый проект предполагает работу с предпроектным исследованием.

Зачем перед айдентикой делать исследование?

Часто предприниматели, заходящие на новый рынок, изучают его предвзято или недостаточно тщательно, формируя ложное представление о том, каким должно быть их позиционирование и образ коммуникации. Поэтому перед тем как определиться, нужно посмотреть вокруг: на окружающий контекст, конкурентов, тренды в близких сферах. Общий взгляд поможет проверить существующие гипотезы и принять осознанное решение.

Что такое исследование?

Предпроектное исследование это база знаний о проекте, мире, бизнесе, визуальной среде, которая включает данные и аналитические материалы, позволяющие более обоснованно и эффективно подойти к созданию фирменного стиля.

С точки зрения проектной работы это отдельный, не зависящий от последующих этап. Его конечным продуктом является качественное исследование, результаты которого обычно представлены в виде многостраничной презентации с конкретной проработанной темой.

Что входит в исследование?

Состав исследования для каждой задачи определяется по-разному. В зависимости от входящей специфики формулируется концептуальная арка, которая влияет на выбор методов исследования.

Как это работает?

Клиенту, обратившемуся в студию с запросом создания новой айдентики, мы сразу сообщаем о том, что будет проведена предпроектная работа. Её объем зависит от масштаба запроса: чем сложнее задача и точнее финальный результат, тем глубже предпроектное исследование.

Проанализировав задачу, мы сразу понимаем, необходимо ли исследование. Чаще всего оно требуется в следующих случаях:

  • Недостаточно знаний — бизнес не обладает достаточным объемом знаний о рынке.
  • Новый рынок — бизнес приходит в новую малоизученную среду.
  • Высококонкурентная область — чтобы выделиться, бизнесу необходима продуманная стратегия.

В исследованиях можно встретить:

1. Анализ рынка

Анализ рынка изучает показатели взаимодействия между бизнесом и его клиентом. Как правило, это зона компетенции наших клиентов, в которой они разбираются лучше всех. Однако, бывают ситуации, когда знания необходимо акутализировать.

Приведем пример. В 2019 году команда архитектурного бюро Form обратились к нам с запросом на редизайн. Обсудив задачу, мы почувствовали, что необходимо обновить знания о рынке. Чтобы проверить гипотезы для развития бизнеса и формирования фирменного стиля, мы обратились в открытые источники: нашли интересующие нас статистические данные и полезные исследования, изучили последние тренды рынка.

После глубокого изучения рынка и тенденций мы обнаружили, что архитектурный консалтинг становится более востребованным. Так мы поняли, что при проектировании бренда и коммуникации Form необходимо сделать акцент на экспертизе, опыте и личности. В результате, это стало стратегической основой работы бюро, а консалтинг — одной из новых услуг.

Пример из исследования рынка архитектуры
Пример из исследования рынка архитектуры

2. Конкурентный анализ

Конкурентный анализ есть в каждом исследовании. Изучая своих конкурентов, вы получаете ценную информацию об их сильных и слабых сторонах, которая поможет вам выявить на рынке пробелы и возможности для собственного бренда.

Анализируя конкурирующие бренды, мы не ограничиваемся визуальной репрезентацией — исследуем то, как конкуренты организуют коммуникацию, анализируем их инструменты и каналы продвижения, смотрим, как они строят платформу бренда и определяют ценности.

Как правило, мы изучаем успешные примеры коммуникации и использованные для этого инструменты. Однако в исследовании для Feerique мы выделили основные приёмы, которыми пользуются свадебные агенства, чтобы, наоборот, отстроиться от них. Это ползволило бренду Feerique укрепиться в лидерстве на рынке организаций свадебных мероприятий в сегменте премиум. Их бренд-коммуникация работает вопреки шаблонам, привлекая людей в поисках уникального подхода к свадебному празднику.

Пример слайда из исследования конкурентного анализа для Feerique
Пример слайда из исследования конкурентного анализа для Feerique
Пример слайда из исследования конкурентного анализа для Feerique
Пример слайда из исследования конкурентного анализа для Feerique

3. Визуальное исследование

Визуальное исследование подробно изучает, как бренд-коммуникация работает в том или ином сегменте, какие для этого используются инструменты, и какое семантическое пространство существует в среде, где будет существовать будущий бренд.

Поскольку чаще всего конечной целью наших исследований является дополнение и создание технического задания на проектирование айденткики бренда, этот раздел всегда получается самым объёмным.

В этом разделе мы определяем и анализируем паттерны, которые применяются в айдентике (например, в логотипах) и выясняем причины тех или иных тенденций. Мы анализируем то, как конкуретны работают со стилем, какие смыслы в него закладывают. Также мы разбираем и анализируем структуру коммуникации различных носителей —например, сайтов. Этот блок помогает решить, оставаться ли будущему бренду в рамках существующих паттернов, либо, если нет, то насколько от них уходить.

Если проект имеет существующий стиль, мы подробно анализируем его в этом разделе. Анализ выявляет сильные или слабые приёмы в текущей коммуникации, что позволяет спланировать бережный переход на новую айдентику.

Пример поиска паттернов в айдентике рынка домашнего текстиля
Пример поиска паттернов в айдентике рынка домашнего текстиля
Пример из исследования рынка архитектуры
Пример из исследования рынка архитектуры

4. Выводы

Самый ценный раздел исследования — это серия выводов. Это инсайты, факты и вопросы, на которые важно ответить перед началом проектирования. Выводы помогают детально сориентироваться в позиционировании и в стратегии запуска и развития бренда.

Пример вывода
Пример вывода
Пример слайда из исследования продуктов web3 DeFi
Пример слайда из исследования продуктов web3 DeFi
Пример слайда из исследования продуктов web3 DeFi
Пример слайда из исследования продуктов web3 DeFi

Что происходит после исследования?

После завершения исследования мы проводим общую встречу, на которой вместе с клиентом обсуждаем выводы исследования и вопросы, которые оно ставит. Варианты развития событий могут быть разные. Иногда вопросы удаётся решить внутри команды заказчика — тогда мы просто делимся решениями и фиксируем их в техническом задании для проектирования бренда. В ином случае может потребоваться воркшоп с командой, чтобы ответить на вопросы вместе и синхронизироваться в ценностях и целях.

В чем же главная польза этого этапа? Исследование даёт понимание вариантов действий и позволяет сделать следующий шаг точным и уверенным. Поэтому при разработке айдентики мы рекомендуем не пропускать предпроектную работы и выстроить фундамент для информированного решения. Если вам сложно самим собрать необходимые данные и превратить их в полезные выводы, свяжитесь с нами, чтобы узнать, чем мы можем помочь.

Редактор: Екатерина Рудая

Дизайнер обложки: Анна Колышева

88
1 комментарий

спасибо!

3
Ответить