Мошеннический счет: часть 2. Риски для компании «жертвы»

Мошеннический счет: часть 2. Риски для компании «жертвы»

В продолжении статьи несколько слов о правовой позиции ЦБ РФ и прокуратуры по рассматриваемой тематике, а также разберем риски для компании, по реквизитам которой открыли подставной счет.

Позиция Центробанка РФ.

Как я уже отметил, позиция ЦБ РФ в лице уполномоченного структурного подразделения практически идентична позиции кредитного учреждения. Полагаю, что по этому вопросу выработана некая единая стратегия, спущенная банкам с грифом «для СП».

Позиция прокуратуры.

К сожалению, позиция прокуратуры в моих случаях не известна, поскольку все письменные обращения моих доверителей были просто пересланы в тот же ЦБ РФ, в который мы и сами успешно обратились. По моему наблюдению прокуратура в настоящее время больше пересылает обращение по адресам, нежели принимает конкретные меры. Подход поменялся. Еще какие-то десять лет назад прокуратура активно реагировала, выдавала предписания, проводила проверки, занимала активную позицию…

Правильная правовая позиция.

Как мне кажется, двух мнений тут быть не может. Если некие лица без вашего ведома открыли счет по реквизитам вашей компании с применением подложных документов, и использовали данный счет для незаконного завладения денежными средствами организаций, граждан, то это однозначно часть 4 статьи 159 УК РФ. Совершено преступление, мошенничество, подпадающее под часть 4 статьи 159 УК РФ. Преступление оконченное, при первой же транзакции средств на данный счет. Все. Точка. Дальше возможно только возбуждение уголовного дела и все последующее.

Как при этом ЦБ РФ, кредитные учреждения могут говорить о некоем открытии счета, признавать его действующим, действительным, посылать потерпевшую организацию в суд для подачи иска для закрытия этого счета, а правоохранительные органы могут отказывать в возбуждении уголовного дела за отсутствием события преступления – мне совершенно не понятно. Это же просто бардак.

Свершенное преступление, мошенничество, не может повлечь за собой легальное открытие банковского счета, поскольку преступление не может, априори, порождать права и совершать собой сделки. Открытие мошенниками счета по подложным документам можно трактовать только как, исключительно как, ничтожную сделку. Ничтожная сделка прав и обязанностей не порождает. Соответственно договора банковского счета нет, это фикция. Поэтому и идти в суд для подачи «иска о признании договора незаключенным / недействующим» (как рекомендуют в ответе банки) нет оснований и необходимости. А «посылание» в суд потерпевшего для подачи такого иска есть ничто иное как издевательство, злоупотребление правом, и возложение не установленных законом обязанностей на юридическое лицо.

Кредитное учреждение обязано, после установления факта мошенничества следственным органом, самостоятельно закрыть счет (фикцию). Обязано!

ИТОГО:

В целом мы имеем крайне грустную, сложную и пессимистичную картину: правоохранители стремятся по таким делам отказывать в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием ущерба у заявителя, либо отсутствием события преступления. Центробанк и кредитные учреждения особо удивляют, противореча себе в одном предложении, считая договор банковского счета действующим но не закрываемым, а также показывают абсолютно равнодушное и халатное (или скорее халтурное) отношение к заявлениям потерпевшей компании.

Вопрос: что делать в ситуации, когда мошенники открыли мошеннический счет по реквизитам вашей компании, а вы даже об этом не знали, и не имеете к этому никакого отношения?

Итак, начнем с рисков для такой компании. Они в общем очевидны и понятны: по всем сделкам, которые компания не совершала, но по которым были транзакции на мошеннический счет, в последующем превратятся совершенно точно в требования налоговой о доплате НДС по всем таким сделкам. Весь объем денежных средств, поступивших на мошеннический расчетный счет, в последующем может трансформироваться в исковые требования компаний, сделавших такие перечисления. Придется отбиваться от таких требований, доказывая отсутствие вины компании и непричастность к факту мошенничества.

Как показывает моя личная практика, потерпевшие от мошенников компании понимают, что шансов вернуть денежные средства путем взыскания их с мошенников практически равны нулю, и предпочитают не обращаться в правоохранительные органы, а обратиться в арбитражный суд! Не все, но многие из потерпевших. При этом в иске обосновывают свои требования с позиции совершенной легальной сделки, и невыполнения обязанности поставщика по поставке товара, настаивая на возврате денежных средств. И происходит это несмотря на то, что до этого было обращение с претензией, был дан официальный ответ, что был факт мошеннических действий, счет открыт мошенниками, мы обратились в правоохранительные органы. И все равно идут в суд…

К слову сказать, в таких случаях наш арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области проявляет четкую, последовательную и обоснованную позицию, и в таких исках отказывает. По крайнем мере в моей практике. Но в любом случае, это же влечет негативные последствия, расходы потерпевшей организации (ответчика), создает репутационные риски, появляются сведения о наличии судебных разбирательств.

К числу рисков следует отнести также возможное банкротство компании, и как следствие возможную субсидиарную ответственность генерального директора компании. Представим такую ситуацию: несмотря на все предпринятые усилия правоохранительные органы отказывают в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием факта события преступления. Это за собой открывает возможность предъявления исков от всех потерпевших от мошенников компаний не к мошенникам, а непосредственно к компании, по реквизитам которой был открыт подставной счет. Ведь если не было события преступления, что подтверждается соответствующим постановлением, в таком случае счет уже нельзя считать мошенническим. Это уже счет компании, получается. Как это не парадоксально, но с точки зрения права это возможно.

Какие действия необходимо предпринять, если по реквизитам вашей компании открыт мошеннический (подставной) счет?

Переходим к практическим действиям по защите законных интересов и репутации потерпевшей компании.

Первое. Самое важное. Возбуждение уголовного дела.

Обязательно необходимо добиваться возбуждения уголовного дела. После подачи письменного заявления в полицию о факте совершенного мошенничества, что необходимо сделать как можно скорее, необходимо следить за сроками предусмотренными Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Если сроки не соблюдаются, необходимо обращаться с жалобой на соответствующее нарушение в районную прокуратуру.

Представитель компании, юрист, должен быть в постоянном контакте с лицом, которому распределен материал после внесения в КУСП. После истечения определенного процессуального срока, каждый раз, необходимо прибыть в ОМВД в котором находится заявление, и ознакомиться с материалами дела. В первый визит, скорее всего, знакомиться будет не с чем. Опять обращаемся с жалобой в прокуратуру. К сожалению.

В третьей части статьи, исходя из своего опыта, я предметно разберу какие сложности возникают при обращении потерпевшей компании «жертвы» в правоохранительные органы, что следует учитывать при таком обращении, какие сложности возникают, и что с этим делать.

22
1 комментарий

Считаю, что проблему (борьба с мошенниками) надо решать техническими методами. Если не получилось предотвратить, то следует как можно быстрее заблокировать счета, а для этого требуется оперативное информирование жертвы:
а) необходимо, чтобы по ИНН всем была доступна информация о каком-то минимуме реквизитов: наименование, адреса, учредители и счета. просто открывая страницу можно видеть историю изменений - так любая компания может в автоматическом режиме (интегрировать в 1С бухгалтера) отслеживать изменения и оперативно реагировать. все эти выписки из ЕГРЮЛ\ЕГРИП есть, но доступ к ним...
б) ИФНС может завести служебные e-mail компаний (возможно, непубликуемые в реестрах) и присылать на них соответствующие оповещения об изменении данных компании. более того, у ИФНС уже всё для этого есть - личный кабинет же.

1
Ответить