Про «вторых»

Пролистывая ленты в соцсетях, налетаешь на фото успешной жизни одноклассников. Читаешь новости о назначении знакомых в большие кабинеты. А ты не можешь найти работу или вырасти. Кто-то это оправдывает разным стартовым капиталом, кто-то везением, а кто-то тонет в чувстве своей усердности.

Почему так происходит? Почему идя по пути успеха, описанного в куче современных книг, человек стоит на месте?

Начнём с ошибки «выжившего». Во Вторую Мировую войну инженеры обследовали и укрепляли повреждения вернувшихся с боевых заданий самолетов, пока не обратили внимание на необходимость укреплять те части, которые не позволяли вернуться с задания. Встречается ошибка и в фразах «Историю пишут победители», «Хочешь быть миллионером, веди себя как миллионер» и подобные.

Мы никогда не узнаем правду, сколько людей по пути к успеху остались позади, сколько не дошли до своей цели. Мы знаем тех, кто дошёл. В песне «Машины времени» есть строки:

И первый пёр, как танк, не зная брода,

Туда, где мрак и не видать ни зги,

Чуть не дошёл, и камнем канул в воду,

И на воде оставил лишь круги.

А тот второй, что шёл за первым следом,

Не утонул и шеи не сломал,

И путь прошёл, и возвестил об этом,

И первым стал, и встал на пьедестал.

И мы с вторых печатаем портреты,

Хоть в этом, право, и не их вина:

Они - наш флаг, и дети всей планеты

Проходят в школах эти имена.

Мы не знаем другие имена, мы знаем, цену этой победы и порой ориентируемся на тех, кто прошёл свой путь. Но ситуация не повторяется, вас окружают другие «первые», поэтому простой ориентир на примеры успеха и попыткой идти по их следам - бессмысленны в большинстве.

Это объясняет, почему редкий человек пройдёт по описанному пути. Но не объясняет, почему мы бездействуем. У наших предков от царской России до конца советского периода года было все расписано: где учиться, куда пойти работать или служить, как себя вести и думать, что говорить, чтобы идти дальше по карьерной лестнице, как думать. Отличие от серой массы привлекало внимание, которое особенно было ярко в периоды Гражданской войны, коллективизации, репрессиий до Великой Отечественной войны и после неё, в период брежневского застоя с застарелыми управленцами и безынициативными служащими. По сравнению с голодом первой половины ХХ века, брежневский застой казался изобилием, которое страшно было спугнуть. По сравнению с 90-ми сейчас страшно сдвинуться в системе. Мы научились жить по установленным правилам, действовать в рамках нормы, найти дядю, того самого «первого», к которому можно прицепиться и жить в относительной и привычной для многих поколений стабильности.

Соблазн пойти прицепом с кем-то большой. Но риск зависимости от одного человека, который может уйти от дел, высок. Кроме того, такое поведение порождает иждивенчество и ожидание подачек от локомотива этой цепочки.

Первые шаги выйти из этого состояния часто приводят к поражениям и доказательству тем установкам, которыми жили наши предки. Получить поддержку в таком окружении тяжело, поэтому после нескольких попыток люди могу смириться со своей «участью» жить как все, в определенном достатке, с наличием современных технологий, работой и кредитной картой. Офисная жизнь твоя ещё больше подтверждает эти убеждения, позволяя расти тем, кто играет по правилам работодателя.

Для развития нужно движение и нельзя оставлять попытки. Книги про успех могут показать направление, но ими нельзя насытиться и поменять свою жизнь, не меняя поведение. Рабское и иждивенческое, к чему многие приучены, при большом количестве знаний без их применения, останется рабским и иждивенческим.

11
Начать дискуссию