Как открыть фитнес-клуб с нуля: пошаговая инструкция от лидера отрасли

Думаете об открытии тренажерного зала или маленького фитнес-клуба? Команда сети X-Fit подготовила для вас инструкцию по запуску собственного спортивного бизнеса. В ее основу лег наш опыт по реализации более 100 фитнес-проектов по всей России и за рубежом. Делимся им с вами.

Шаг 1. Принятие решения

Ответьте на вопрос: почему вы хотите открыть фитнес-бизнес? Посмотрите предложенные варианты и найдите свой.

Как открыть фитнес-клуб с нуля: пошаговая инструкция от лидера отрасли

Если вы выбрали один или несколько вариантов – отлично, у вас есть хороший задел для запуска проекта! Переходите к следующему шагу.

Если же ничего из перечисленного вам не подходит, то открыть полноценный фитнес-клуб будет сложнее. Советуем рассмотреть мини-форматы фитнес-студий. Они потребуют меньше инвестиций, регулярных платежей и вашего личного операционного участия. В сети X-Fit таким форматом является X-Fit Point – небольшие автоматизированные клубы без персонала.

Шаг 2. Анализ рынка

Перед запуском проекта обязательно изучите отрасль и рынок:

  • тренды;
  • конкурентов на локальном рынке и их предложения;
  • население на локальном рынке и их потребности.

Мы советуем провести опрос и выявить, что нужно вашей целевой аудитории. Возможно, им не хватает хорошо оснащенного тренажерного зала поближе к дому, или все уже заждались, когда в районе откроется клуб с групповыми тренировками и т. д.

На основе результатов анализа выберите свою нишу и сформируйте концепцию и ценовую политику будущего клуба.

Здесь мы хотим воспользоваться моментом и сказать, что открытие клуба по фитнес-франшизе – это оптимальный вариант запуска бизнеса данного направления. У франшизы масса преимуществ, и уже на этапе планирования вам не придется анализировать фитнес-рынок самостоятельно. Франчайзер предложит готовые решения и отработанную бизнес-модель.

Шаг 3. Поиск и оценка помещения

Вам нужно найти помещение, которое подойдет по техническим характеристикам и будет располагаться в хорошей шаговой/транспортной доступности для ваших потенциальных клиентов.

Есть готовая площадь? Не пропускайте данный шаг, так как оценка локации может выявить нецелесообразность запуска фитнес-клуба в этом месте из-за отсутствия/недостатка целевой аудитории.

Помещение для фитнес-клуба в ЖК Green Park, г. Москва. Мы выбрали его из 14 предложенных объектов на основе маркетингового анализа локации и использовали для запуска первого мини-зала формата X-Fit Point.
Помещение для фитнес-клуба в ЖК Green Park, г. Москва. Мы выбрали его из 14 предложенных объектов на основе маркетингового анализа локации и использовали для запуска первого мини-зала формата X-Fit Point.

Основные требования к помещению для тренажерного зала и небольшого фитнес-клуба:

  • высота потолков – от 3,5 м;
  • площадь – от 100 кв. м;
  • наличие «мокрой» точки;
  • вытяжная система вентиляции;
  • электрическая мощность от 30 кВт;
  • возможность разместить вывеску на фасаде здания.

Важное правило успешного запуска небольших фитнес-клубов: в 10 минутах ходьбы от вашей точки должно проживать не менее 5 000 человек. Также нужно учесть их доходы, инфраструктуру в локации, количество конкурентов поблизости, территорию их охвата.

Как это все посчитать? В сети X-Fit для маркетингового анализа локаций используют сервисы геоаналитики и технологии обработки больших данных – Big Data. Они позволяют получить необходимые сведения за 1 минуту. Подробнее об этом можно прочесть в статье.

Шаг 4. Бизнес-план фитнес-клуба

После того, как помещение выбрано, можно приступить к бизнес-планированию и составлению финмодели проекта. На этом этапе важно грамотно оценить объем инвестиций, составить финансовый план работы клуба в нескольких сценариях: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный.

Конечно, в одной статье дать универсальный готовый бизнес-план для фитнес-проекта невозможно. Но чтобы у вас сложилось представление о том, сколько стоит открыть фитнес-клуб и какую выручку можно получить, мы подготовили средние показателя по инвестициям, доходам и расходам для спортивного зала площадью 500 кв. м и произвели расчет по оптимистическому сценарию.

Предположим, что на шаге 2 вы выбрали концепцию универсального фитнес-клуба среднего класса с тренажерным залом и групповыми тренировками. На рисунке мы представили данные об объемах инвестиций в такой проект.

Как открыть фитнес-клуб с нуля: пошаговая инструкция от лидера отрасли

Основной доход фитнес-центра – это продажа клубных карт (абонементов). Объем выручки от их реализации прямо зависит от количества ваших клиентов. Рентабельная работа зала будет обеспечена, если он заполнится из расчета 1,5 человека на 1 кв. м. То есть, 750 клиентов для проекта площадью 500 кв. м – к этому показателю вы должны прийти через 1–2 года работы.

Дополнительными услугами – платными персональными тренировками – обычно пользуются порядка 10% членов клуба, среднее количество занятий – 2–3 раза в неделю.

В расходы клуба мы закладываем плату за аренду помещения (в среднем по России 600 руб./кв. м), оплату труда тренерского и административного персонала, коммунальные платежи, услуги клининга, налоги, рекламу и прочие расходы.

Расчет по основным статьям доходов и расходов фитнес-клуба в месяц при оптимистическом сценарии.

Дополнительную выручку вы сможете получить, если откроете в клубе массажный кабинет, салон красоты, будете продавать спортивные товары, напитки и питание – все зависит от вашей концепции.

А хотите бесплатно получить предварительный бизнес-план именно для вашего проекта? Оставьте заявку на сайте – и мы пришлем!

Шаг 5. Деньги на проект

Итак, вы оценили, сколько денег вам потребуется на реализацию проекта. Если собственных средств не хватает, недостающую сумму можно получить из других источников. Это нормальная практика для фитнес-бизнеса.

Источники привлечения денег на реализацию фитнес-клуба:

  • кредит в кредитной организации;
  • лизинг фитнес-оборудования;
  • субсидии от государства;
  • соинвестиции партнеров.

Кстати, у нас разработана целая система финансовой поддержки для франчайзи X-Fit: предодобренные кредитные программы от банков-партнеров, услуги лизинговых компаний с корпоративными ставками для X-Fit, помощь в получении субсидий от государства.

Шаг 6. Заключение договора аренды

Договор на аренду помещения подписывайте только после тщательно проведенных расчетов и принятого решения по источникам финансирования проекта.

Теперь ваша главная задача – получение оптимальных арендных условий. Обязательно включите в договор пункты про любые ограничительные меры, вводимые властями. После локдауна в 2020 году мы предусмотрели «заморозку» арендных расходов в действующих соглашениях с арендодателями по всем клубам мини-формата – как собственным, так и франчайзинговым.

Шаг 7. Дизайн-проект и планировки

При работе с дизайн-проектом опирайтесь на тренды. Лофт и hi-tech – самые популярные стили при оформлении спортивного пространства.

Интерьеры клубов X-Fit выполнены в ключе позитивного минимализма. Мы используем фирменные цвета бренда, стеклянные и зеркальные элементы, простые структурные формы.

Скорее всего, разработку дизайн-проекта вы закажете у сторонних специалистов. Но учтите, что проектировать фитнес-клуб должны профессионалы с опытом и наработками. Привлекайте экспертов фитнес-индустрии.

При разработке планировок особенно важно учесть:

  • технические и инженерные особенности помещения;
  • направленное распределение площадей, чтобы каждый квадратный метр клуба приносил вам прибыль;
  • путь клиента в клубе, чистые и грязные зоны.
Планировки мини-клуба формата X-Fit Point в ЖК Грин Парк, г. Москва. Общая площадь – 146 кв. м. Слева: подробная схема размещения оборудования, мебели, сантехники, розеток. Справа: наглядная схема зонирования.
Планировки мини-клуба формата X-Fit Point в ЖК Грин Парк, г. Москва. Общая площадь – 146 кв. м. Слева: подробная схема размещения оборудования, мебели, сантехники, розеток. Справа: наглядная схема зонирования.

Шаг 8. Стройка, ремонт, установка оборудования

Принцип ремонтных работ в помещении под фитнес-клуб мало чем отличается от ремонта для других отраслей бизнеса. Главное – найти хороших подрядчиков и поставщиков. Ремонт на площади 500 кв. м займет в среднем 3–4 месяца.

Ремонт в помещении фитнес-клуба X-Fit Point Green Park.
Ремонт в помещении фитнес-клуба X-Fit Point Green Park.

Отметим несколько важных моментов на этом этапе:

  • проследите за качеством вентиляции помещений – важно подобрать правильную мощность оборудования;
  • используйте специальное износостойкое напольное покрытие в тренажерном зале;
  • не экономьте на хорошей звукоизоляции помещения, если ваш клуб открывается в жилом доме;
  • вообще не экономьте на качестве строительных и отделочных работ.

А на чем сэкономить можно? На фитнес-оборудовании. Не обязательно покупать премиум-тренажеры раскрученных брендов. На рынке представлено множество линеек качественного фитнес-оборудования по демократичным ценам. На эту тему мы уже писали подробную статью – можете почитать.

Шаг 9. Подбор персонала

И на эту тему у нас тоже есть статья, в ней мы разбираем пример штатной структуры фитнес-клуба, все каналы поиска персонала и даем советы по собеседованию кандидатов.

Для клуба 500 кв. м вам понадобятся:

  • 6–7 персональных тренеров/инструкторов тренажерного зала;
  • 3–4 тренера групповых программ;
  • 2–4 администратора с функциями менеджеров продаж;
  • клинеры – на аутсорсинге.

Для обеспечения безопасности тренажерного зала такой площади достаточно установки камер наблюдения и тревожной кнопки – их мы заложили при бизнес-планировании.

При наборе тренерского персонала хорошо бы организовать для них комплексное обучение на базе клуба. Его можно заказать у специализированных компаний и школ.

Отношения с фитнес-тренерами оформляются по одной из трех схем:

  • заключение трудового договора;
  • заключение договора подряда с тренером-ИП;
  • заключение договора аренды.

У каждой схемы есть свои плюсы и минусы. Определиться, какая из них подходит именно вам, поможет наша статья.

Шаг 10. Реклама клуба и запуск предпродаж

Еще на этапе ремонта желательно разместить на фасаде вывеску клуба, установите баннеры с описанием концепции, УТП (уникальных торговых предложений), фишек нового фитнес-пространства. Это привлечет внимание целевой аудитории – она будет ждать открытия.

Заведите аккаунты в соцсетях, создайте сайт клуба с возможностью лидогенерации (сбора заявок потенциальных клиентов), настройте контекстную и таргетированную рекламу.

Макеты таргетированной рекламы для клубов X-Fit Point, запущенных в 2021 году.
Макеты таргетированной рекламы для клубов X-Fit Point, запущенных в 2021 году.

В разработке и запуске рекламной кампании вам помогут специализированные маркетинговые агентства. Хороших предложений на рынке сейчас много. Главное, чтобы специалисты разбирались в специфике продаж и работы фитнес-бизнеса.

Предпродажи карт для небольшого формата клуба стоит запускать за 3–4 месяца до открытия, т. е. фактически на старте ремонтных работ. Предложение к покупке абонементов должно содержать в себе специальные условия. Обычно это скидка или подарки: бесплатный месяц к годовому абонементу, пробные персональные тренировки, сеанс массажа и др.

Шаг 11. Торжественное открытие клуба

Ура! Ваш фитнес-клуб готов к запуску! Мы, наконец, подошли к самому приятному этапу – открытию.

Маленькие форматы часто начинают работу именно с торжественного открытия, но иногда разрезанию ленточки на праздничной вечеринке предшествует тестовый запуск, который может длиться не один месяц.

Торжественное открытие фитнес-клуба X-Fit Point Green Park.
Торжественное открытие фитнес-клуба X-Fit Point Green Park.

Он нужен для проверки и отладки работы клуба, настройки отдельных бизнес-процессов и обеспечения допродаж за счет сарафанного радио. На этом этапе также можно организовывать дни открытых дверей и бесплатные презентационные фитнес-мероприятия для гостей.

Теперь у вас есть пошаговая инструкция открытия собственного клуба. Что скажете, готовы к запуску проекта?

В заключение хотим показать, как выглядит путь франчайзи, которые запускают свой проект вместе с нами по франшизе от X-Fit. Листайте галерею.

Начать дискуссию