Это не игрушки: 4 принципа, которые делают игру полезной для руководителя

Это не игрушки: 4 принципа, которые делают игру полезной для руководителя

Как игровые методики могут значительно улучшить управленческие навыки? Рассказываем о четырех ключевых принципах, которые превращают игру в мощный инструмент для развития лидерства, командной работы и стратегического мышления. Вы узнаете, как игры могут помочь не только развлекаться, но и решать серьезные бизнес-задачи.

Право на ошибку и выход за пределы сценария: как возникает Game Changer в игре

Игровые методики давно вошли в мир бизнеса. Еще в 1956 году Американская ассоциация менеджмента представила первую игру для принятия решений – Top Management Decision Game. С тех пор их использование значительно расширилось. Теперь мы имеем не только компьютерные симуляции и стратегические игры, но и имитационные игры, которые воспроизводят социальные системы и тестируют предпринимательские решения.

Эти игры ориентированы на сотрудников компаний и предпринимателей, учитывают реальные рыночные условия. В отличие от других форматов, бизнес-игры используют полисценарный подход, который помогает игрокам быстро адаптироваться к рыночной неопределенности. Участники имеют полную свободу действий, что требует от них согласования с другими игроками.

Игры также позволяют выявить компетентностный капитал, погружая участников в конкурентную среду, отличающуюся от их привычного опыта. Они дают возможность без риска ошибиться прорабатывать альтернативные сценарии, что делает обучение более глубоким и эффективным. Подробнее об эффективности бизнес игр мы рассказывали в нашей статье «Игры для бизнеса: трата времени или эффективный инструмент для работы в команде»

Анатомия имитации: как создать эффективную деловую игру

Создание игры, направленной на развитие предпринимательского мышления и необходимых навыков, должно основываться на реальных ситуациях и актуальных рыночных условиях. Раньше разработка таких имитаций занимала от двух до трех лет, но благодаря вовлечению практиков, предпринимателей и рыночных лидеров в создание «лаборатории» имитационного моделирования, этот процесс удалось сократить до всего 3–4 месяцев. В результате программы мы можем предложить 8–10 новых игровых моделей!

Чтобы freeplay-игра была действительно эффективной, важно учитывать несколько ключевых принципов:

Играбельность

Каждый участник должен иметь возможность одержать победу в любой ситуации. Если этого не произойдет, игровой процесс быстро станет скучным и перестанет стимулировать конкуренцию, а значит, и генерацию новых идей. Важно создать динамичную среду, где каждый чувствует себя вовлеченным и имеет шанс проявить себя.

Замкнутость

Игра должна быть самодостаточной, обеспечивая все необходимые ресурсы, чтобы виртуальный мир оставался целостным. Для этого интегрируются специальные игровые элементы и создаются механизмы взаимной конвертации ресурсов. Например, деньги не только выполняют функцию расчетного средства, но и открывают двери для стратегических решений, влияя на развитие игры. Примеры целостности игр всегда можно найти в разделе «Портфолио» на нашем сайте. Например, деньги могут превращаться в голоса в управляющем комитете, что добавляет игре глубину и делать каждое решение важным. Такой подход позволяет игрокам чувствовать свою ответственность за результаты и активнее вовлекаться в процесс.

Связь с реальностью

Как и в реальной жизни, в игре не может быть легкого открытия производства или зарубежного филиала. Перед каждым шагом необходимо тщательно проанализировать возможности компании, привлечь финансовые ресурсы, закупить оборудование и нанять сотрудников. Введение новых ресурсов в виртуальное пространство требует времени — в игре на это отводится один ход, что соответствует целому календарному году. Такой подход помогает игрокам осознать, насколько важно планировать и принимать обдуманные решения. Например, в игре «ManGOLD» один игровой год проживается за 15 минут.

Пропорциональность игры для участников

Это особенно актуально для представителей любого бизнеса, которые часто сталкиваются с ограничениями в ресурсах – финансовых, временных и трудозатратных – и должны конкурировать с мощными конкурентами. В игровом контексте преграды не исчезают, что делает задачу еще более интересной. Участники вынуждены разрабатывать новые стратегии для выхода из сложных ситуаций, что помогает им оттачивать навыки адаптации и креативного мышления. Этот опыт можно с легкостью перенести в реальные бизнес-условия, что делает игровую симуляцию ценным инструментом для обучения и профессионального роста.

При этом сама игра не даст результатов без дополнительной структуры, которая поможет преобразовать эмоции участников в реальные образовательные достижения. Для этого необходимы четкие целевые установки, специальные упражнения, такие как разделение ролей и позиций, а также элементы рефлексии. Эти инструменты не только усиливают вовлеченность, но и способствуют глубокому обучающему эффекту.

Именно через такие механизмы формируется итог игры. Участники начинают осознавать, что они узнали в процессе симуляции: какие новые методы они пробовали, какие коммуникационные схемы использовали и какие инструменты освоили. Этот процесс рефлексии позволяет им не просто зафиксировать полученные знания, но и понять, как применять их в реальных бизнес-ситуациях, что делает обучение более эффективным и практичным.

«Собирать слона по частям»: почему руководителю стоит стать игротехником

Максимальная вовлеченность менеджеров в игропрактики – это не только участие в бизнес-играх, но и создание собственных игровых концепций, когда он берет на себя роль игротехника. Это открывает удивительные возможности для «тренировки» навыков управления бизнесом, ведь разработка игры фактически становится запуском новой организации с уникальными правилами и ценностями. В отличие от реального запуска, который может быть длительным и сложным, игровая среда позволяет эффективно отрабатывать эти навыки, экономя время и ресурсы.

Чтобы создать успешную freeplay-игру, игротехнику необходимы обширные знания в психологии, социологии и экономике. Его задача заключается в том, чтобы видеть предмет в целостности, переносить его характеристики в игровую среду и активизировать участников, погружая их в ситуации, которые требуют принятия решений и взаимодействия. Это требует креативного подхода и способности к инновациям.

Принимая участие в создании игр, руководитель учится анализировать реальные ситуации так, как будто они происходят на игровом поле. Этот опыт позволяет ему разрабатывать игры, адаптированные под конкретные бизнес-процессы, что вовлекает команду и помогает решать как тактические, так и стратегические задачи в условиях новой постпандемийной экономики, где неопределенность стала нормой. Такой подход не только укрепляет командный дух, но и развивает креативное мышление, что жизненно важно в стремительно меняющемся мире бизнеса. Руководитель становится не просто автором игры, а настоящим архитектором изменений, готовым вести свою команду к новым вершинам!

Начать дискуссию